Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:21, доклад
Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.
Индия
в период между
двумя мировыми войнами
(1919-1939) Доклад по истории
мировых цивилизаций
Индия после войны Формирование
антиколониального
фронта
Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.
Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность последнего была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.
Однако
не рабочий класс, а многомиллионное
крестьянство определяло характер индийского
общества. Индийская деревня составляла
основу социально-экономической
Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в меж военный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего — вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869—1948). В меж военный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.
Махатма Ганди и гандизм
Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.
Гандизм
находил отклик в широких слоях
крестьянства и городских низов
потому, что в нем социальный идеал
соединялся с верой в то, что
борьба за независимость против британского
господства — это кровное дело,
поскольку это борьба за справедливость.
Ганди черпал из культурно-исторических
и религиозных традиций призывы,
образы, близкие крестьянину, ремесленнику.
Поэтому требования независимости
страны и преобразования общества,
облаченные в традиционные образы,
становились понятными многим десяткам
миллионов простых людей. В этом
секрет громадной популярности личности
Ганди и его идей. Печатью глубочайших
традиций Индии, пониманием психологии
крестьянства был отмечен тактический
метод гандизма в национально-освободительной
борьбе, метод ненасильственного
сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ
от сотрудничества и т.д.). В этом
методе весьма своеобразно сочетались
терпение и протест, консерватизм и
стихийная революционность. Это
было характерно для веками воспитанного
в фаталистическом, религиозном
мировоззрении индийского крестьянина.
У Ганди активный протест сочетался
с терпимостью к противнику. Именно
в таком сочетании ненасилие
у Ганди выступает как
Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасильственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?
Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под контроля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.
Первая кампания ненасильственного не сотрудничества была организована Ганди в 1919—1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.
Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.
Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.
Опыт
выступлений 1919 г. подвел Ганди к
выводу о необходимости поэтапного
развертывания борьбы за независимость.
На основе этого опыта Ганди разработал
тактику ненасильственного
Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.
4 февраля
1922 г. произошел инцидент, который
угрожал перерастанием
Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.
Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.
5 марта
1931 г. между руководством ИНК
и администрацией вице-короля
было заключено соглашение, по
которому английская сторона
обязалась прекратить
К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции.
В документе
были важные пункты: введение в Индии
буржуазно-демократических
В августе
1935 г. английский парламент принял для
Индии новую программу реформ.
Реформа предусматривала
Кампании
ненасильственного
С началом
второй мировой войны в 1939 г. и
объявлением Великобританией
Информация о работе Индия в период между двумя мировыми войнами