Индия в период между двумя мировыми войнами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:21, доклад

Описание работы

Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Работа содержит 1 файл

доклад на тему индия.docx

— 26.98 Кб (Скачать)

  

Индия в период между  двумя мировыми войнами 
(1919-1939) Доклад по истории мировых цивилизаций 
Индия после войны Формирование антиколониального фронта

Колониальные  власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды  народов Индии на изменение статуса  не оправдались. Англия держала мертвой  хваткой свою главную колонию, и  это было не удивительно, если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда нужны  были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это  вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие  капиталистического уклада упрочило позиции  национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для  Индии численность последнего была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако  не рабочий класс, а многомиллионное  крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни  пронизывают кастовый строй, племенной  и сословный принцип деления  общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня — это самодовлеющая  организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в меж военный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего — вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869—1948). В меж военный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение  Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях  крестьянства и городских низов  потому, что в нем социальный идеал  соединялся с верой в то, что  борьба за независимость против британского  господства — это кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости  страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших  традиций Индии, пониманием психологии крестьянства был отмечен тактический  метод гандизма в национально-освободительной  борьбе, метод ненасильственного  сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ  от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и  стихийная революционность. Это  было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном  мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался  с терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие  у Ганди выступает как единственно  возможная форма сопротивления  колониальному гнету. Ганди отрицал  классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед  лицом общей задачи — освобождения от иностранного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал  интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию  на вооружение. Национальная буржуазия  вместе с народом стремилась к  устранению британского колониального  господства и к установлению своей  собственной власти мирным путем  при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию  и заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной  борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен  к компромиссам, но он как никто  другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил  до конца всех революционных возможностей массового ненасильственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один  раз в истории Индии этот процесс  вышел из-под контроля, будучи спровоцирован  британской политикой «разделяй  и властвуй» в 1947 г., когда Индия  была разделена на два государства  по религиозному признаку. Тогда конфликты  между мусульманами и индусами переросли  в религиозную войну, унесшую  миллионы жизней и мусульман и  индусов. Ганди и сам стал жертвой  междоусобицы. Он был убит религиозным  фанатиком вскоре после утверждения  независимости Индии в январе 1948 г.

Первая  кампания ненасильственного не сотрудничества была организована Ганди в 1919—1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания  неповиновения началась как протест  против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт  выступлений 1919 г. подвел Ганди к  выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе — уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало  кампании неповиновения было назначено  на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно  руководили кампанией. ИНК превращался  в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля  1922 г. произошел инцидент, который  угрожал перерастанием движения  в неконтролируемую фазу: толпа  крестьян сожгла загнанных в  помещение нескольких полицейских.  Ганди резко осудил этот акт  самосуда и объявил о прекращении  кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая  кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта  1931 г. между руководством ИНК  и администрацией вице-короля  было заключено соглашение, по  которому английская сторона  обязалась прекратить репрессии  и освободить заключенных, арестованных  за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции  «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции.

В документе  были важные пункты: введение в Индии  буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное  переустройство страны с учетом религиозного фактора, установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась провалом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для  Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан  Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить местным законодательным органам  большие права.

Кампании  ненасильственного сопротивления  расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и  провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский национальный конгресс получил  большинство выборных мест в 8 из 11 провинций  Индии и сформировал там местные  правительства. Это был крупный  шаг вперед к овладению властью  в стране, накоплению «парламентского  опыта».

С началом  второй мировой войны в 1939 г. и  объявлением Великобританией войны  Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии  объявил Индию воюющей стороной.

Информация о работе Индия в период между двумя мировыми войнами