Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:12, курс лекций
В состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК) входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и ее транспортировке (электроэнергетика).
Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась.
Более территориально рассредоточено производство стали, прежде всего за счет существования множества относительно мелких передельных заводов. Из общей выплавки стали в России (около 90 млн т в 1990 г. и 66 млн т в 2004 г.) доля Урала составляла более 40%, доля заводов в Липецке, Череповце и Старом Осколе — 1/4 в 1990 г. и 1/3 в 2001 г., еще около l/7—1/8 — доля заводов в Новокузнецке. Остальная выплавка производилась на нескольких десятках заводов и полного цикла, и передельных, и машиностроительных (малая металлургия). Особенно большое производство металла на машиностроительных заводах — в крупных промышленных центрах (например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде).
Передельные заводы, работающие на металлоломе и в основном небольшие, есть почти в каждом экономическом районе (чтобы собираемый здесь металлолом не приходилось далеко возить), например в Комсомольске-на-Амуре и др.
Производство стали по наиболее современной технологии прямого восстановления железа (бездоменная металлургия) организовано в России лишь на Старооскольском электрометаллургическом заводе (около 3 млн т в год), построенном в 1970-х гг. с помощью ФРГ.
Рассмотрим теперь связи основных районов черной металлургии по сырью и топливу.
На Урале – крупнейшем металлургическом районе России - в 30-е гг. XX в., был построен Магнитогорский металлургический комбинат (вскоре ставший крупнейшим в мире), в годы войны — Челябинский завод, а после нее — Нижнетагильский и Орско-Халиловский (в Новотроицке) комбинаты. Эти предприятия сейчас дают 80% всего чугуна и более 2/3 стали Урала. Уральские заводы, с самого начала своей истории ориентирующиеся на собственную железорудную базу, сейчас вынуждены завозить более половины руды из Казахстана и из КМА (о необходимости этого говорит соотношение доли Урала в добыче руды — около 15% и в выплавке чугуна — более 40%). Когда-то богатые и легкодоступные железные руды Урала уже в значительной степени исчерпаны (например, бывшей горы Магнитной, к которой был привязан Магнитогорский комбинат, уже не существует. Эта руда использована почти полностью). Запасов коксующихся углей на Урале нет, и это явилось одной из причин того, что здесь дольше всего сохранялась выплавка железа на древесном угле. Первые крупные металлургические заводы Урала с 1930-х гг. были ориентированы на угли Кузбасса в рамках одной из первых в России региональных программ — создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК).
Идея создания Урало-Кузнецкого комбината состояла в соединении уральской железной руды и кузнецкого угля путем сооружения небывалой для 30-х гг. XX в. «сверхмагистрали», загруженной в обе стороны (по принципу маятника: на запад — уголь, на восток — руда), и строительства крупнейших по тому времени металлургических заводов в Магнитогорске и Новокузнецке. Однако затем были открыты более близкие к Уралу месторождения коксующегося угля (Карагандинский бассейн), а в Сибири — месторождения железных руд. Поэтому металлургия и Урала, и Новокузнецка стала ориентироваться на более близкие ресурсы, а не на дальние связи в рамках УКК.
Металлургия Центра России (в Липецке и Туле) ориентирована на руды КМА, а коксующийся уголь используется из разных бассейнов, в том числе и из Печорского. Завод в Череповце, построенный как металлургическая база для машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга, использует печорский уголь и железные руды Кольского полуострова.
Предприятия черной металлургии обладают большим комплексообразующим значением, поскольку могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений (на базе коксового газа); отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеет и металлоемкое машиностроение (например, на Урале).
Цветная металлургия по количеству производимого металла значительно уступает черной (ее продукция измеряется цифрами на несколько порядков меньше — не десятки миллионов тонн, а миллионы, сотни тысяч или даже сотни тонн), но стоимость одной тонны этой продукции гораздо выше. Цветные металлы отличаются меньшим содержанием в рудах: если самые бедные железные руды содержат железа не менее 20%, то медные руды с содержанием меди в 5% считаются очень богатыми, а олово начинают добывать при его содержании в десятые доли процента.
Выделяют обычно тяжелые цветные металлы (медь, цинк, свинец, никель, олово), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина), а также редкие и рассеянные (цирконий, галлий, германий, селен и др.).
Исторически первым районом цветной металлургии в России был Урал, обладающий вначале богатыми и разнообразными месторождениями. С течением времени эти запасы были выработаны, и основная часть руд цветных металлов стала добываться в Казахстане (а выплавка металла из них в значительной степени сохранялась на Урале).
Медные руды в России добываются издавна на Урале, и здесь же происходит выплавка черновой меди и ее очистка (рафинирование). Получаемый при этом сернистый газ используется для производства серной кислоты. Серная кислота и привозные апатитовые концентраты позволяют получать фосфатные удобрения. В общей сложности на Урале действуют пять медеплавильных заводов (производящих черновую медь) и два медеэлектролитных (рафинирующих ее). Но самый крупный центр добычи руды и выплавки меди — Норильск. Рафинирование меди размещено и в районах ее потребления (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге).
Свинцово-цинковые руды в России добываются в горных районах: Дальнегорск в Сихотэ-Алине, Нерчинск в Забайкалье, Салаир в Кузбассе, Садон на Кавказе. Выплавка металлов происходит чаще всего в местах добычи руд: свинца — вблизи Дальнегорска, цинка — во Владикавказе (Северная Осетия), а из местных медно-цинковых руд — в Челябинске. Но 3/4 всего свинца и цинка бывшего СССР производилось в Восточном Казахстане (Рудный Алтай), и теперь Россия себя этими металлами не обеспечивает.
Никель-кобальтовые руды перерабатываются в местах добычи, поскольку содержание металлов в них невелико. Крупнейшие центры добычи руд и выплавки металлов — Норильск и Талнах, где добываемые медно-никелевые руды комплексно перерабатываются с получением никеля, кобальта, платины, меди и ряда других металлов. Другой центр этих производств — Кольский полуостров: Мончегорск близ горного массива Хибин, Заполярный (рядом с которым находится поселок с характерным названием Никель). В меньших масштабах добывается руда на Урале.
Добыча оловянной руды осуществляется на Дальнем Востоке и в Сибири — это месторождения на севере Якутии, а также вблизи станции Оловянная в Читинской области, а выплавка металла — в Новосибирске (по пути следования концентратов).
Алюминиевая промышленность использует различное сырье: бокситы (города Бокситогорск в Ленинградской области и Североуральск в Свердловской области) и нефелины (город Кировск на Кольском полуострове, поселок Горячегорск к юго-западу от Красноярска). Из этих видов сырья вначале получается глинозем (оксид алюминия), причем для получения 1 т его необходимо переработать либо 2—3 т бокситов и 1 т известняка, либо 4—6 т нефелинов и 9—12 т известняка. Поэтому производство глинозема тяготеет к местам добычи сырья.
А получение металлического алюминия из глинозема требует больших затрат электроэнергии, поэтому тяготеет к крупным электростанциям, особенно к ГЭС, производящим наиболее дешевую электроэнергию. Самые крупные алюминиевые заводы расположены в Братске и Красноярске. Вместе они дают около половины российского алюминия.
Машиностроение
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники
Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Но тяготение к сырьевой базе не характерно для машиностроения. Его в целом относят к отраслям так называемого свободного размещения, так как оно в гораздо меньшей степени испытывает влияние сырьевого, топливно_энергетического и водного факторов. Главный фактор размещения любого машиностроительного завода
— его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий машиностроения характерно широкое развитие специализации:
— на выпуске отдельных деталей и узлов (подетальная специализация);
— на выпуске определенных видов готовых изделий (предметная);
— на выполнении одной или нескольких операций технологического цикла (технологическая).
Специализация — необходимое условие повышения эффективности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют предприятия, обходящиеся только своими силами, ничего не получая со стороны.
Обратная сторона этого процесса — кооперирование. Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные и авиационные заводы — с тысячами смежников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.
Другой важный фактор размещения машиностроения — наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.
Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для тяжелого (металлоемкого) машиностроения ранее было характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. В дальнейшем размещение этих предприятий стало более свободным. Так, производство оборудования для черной металлургии и горно-добывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири.
Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Санкт-Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения. Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на заводах Санкт-Петербурга. На Ижорском заводе (на окраине Санкт-Петербурга) производят оборудование для атомных электростанций.
Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно. Их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны,— в Центральном районе. Сейчас именно там производят тепловозы (Муром, Коломна, Калуга, Людиново), а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.
Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х гг. в степных районах, имеющих наибольшее значение для заготовок зерна. Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. Позже возникли и другие центры тракторостроения (Липецк, Владимир - сельскохозяйственные, Чебоксары - промышленные трактора, Петрозаводск – трактора для лесозаготовок). Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления (зерновые комбайны – Ростов, Красноярск; льноуборочные – Бежецк Тверской области).
Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральном районе, позже — в Поволжье и на Урале
В 1990-е гг. наибольший спад произошел в производстве грузовых автомобилей (их выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Небережных Челнах, Миассе).
Среди производителей легковых автомобилей в более благоприятном положении находится Тольятти, пока лишь ненамного сокративший производство (около 800 тыс. автомобилей в год), работает завод в Ульяновске, в Ижевске выпуск машин сократился во много раз, а московский автозавод (АЗЛК) в 2002 г. полностью обанкротился и прекратил выпуск автомобилей. Во многих городах Европейской России организована сборка импортных автомобилей: Всеволожск Ленинградской области – «Форд», Москва – «Рено», различные марки собирают в Таганроге и Калининграде; строится еще несколько заводов.
Химическая промышленность
В составе химической промышленности выделяют добычу горно-химического сырья (апатитов и фосфоритов, поваренной и калийной солей, серы и ряда других продуктов), основную химию и химию органического синтеза.
Основная химия включает в себя производство минеральных удобрений, хлора, соды, серной кислоты и других продуктов.
Проще всего размещение производства калийных удобрений: все калийные соли добываются на крупнейшем в мире Соликамском месторождении (на севере Пермской области), а сами удобрения производятся в городах Соликамск и Березники.
Большая часть фосфорных удобрений производится из апатитов, добываемых в Хибинах. Содержание фосфора в апатитовом концентрате больше, чем в самих удобрениях (но он находится в не усвояемой растениями форме), поэтому производство суперфосфата (получаемого при взаимодействии апатитов с серной кислотой) рассредоточено по стране, приближаясь к местам потребления. Другой вид сырья для фосфорных удобрений — фосфориты, месторождения которых есть в Московской (Егорьевск) и Ленинградской
(Кингисепп) областях.
Большая часть азотных удобрений производится на основе природного газа, и эти производства привязаны к трассам газопроводов (Новомосковск и Щекино в Тульской области, Дорогобуж в Смоленской области, Тольятти, Новгород, Невинномысск). В других случаях используется коксовый газ, и тогда это производство комбинируется с черной металлургией (Магнитогорск, Нижний Тагил, Липецк, Череповец).
Наибольшая концентрация производства удобрений — в Пермской области (Соликамск, Березники), где производятся все калийные удобрения, а также немного азотных и фосфорных — более 40% производства удобрений России.
Химия органического синтеза включает в свой состав производство синтетического каучука, пластмасс, синтетических смол, химических волокон. Первоначально основной базой этих производств являлось сельскохозяйственное и древесное сырье, а также уголь. Сейчас они опираются главным образом на нефтегазовое сырье.