Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
В ходе работы мы исследуем экономико-географическое положение Поволжского района, его особенности и недостатки, оценим ресурсный потенциал данного макрорегиона, рассмотрим его хозяйственный комплекс и отрасли специализации, а также выявим насущные проблемы Поволжья, пути их решения, проанализируем важнейшие предпосылки интенсивного экономического развития региона. Ограничимся данными за последние пятилетие, то есть из самых новых и достоверных источников информации- учебными пособиями, газетами, научными журналами и , конечно же, сайтами интернета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………………………………………….. 4
2.ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА…………….5
2.1.Природные ресурсы……………………………………………………………………..5
2.2.Агроклиматические ресурсы………………………………………………………..7
2.3.Население и трудовые ресурсы……………………………………………………8
3.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПОВОЛЖЬЯ……………………………………………12
3.1.Отрасли промышленной специализации……………………………………12
3.2.Сельское хозяйство………………………………………………………………………17
3.3.Транспорт……………………………………………………………………………………..21
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..28
В Поволжье большое внимание
уделяются развитию орошаемого
земледелия. Оросительные системы
построены и функционируют
Поволжье- один из крупных
Среднегодовое производство в Поволжье составляет: мяса- 0,7 млн т, молока 4,7 млн т, яиц-2,9 млрд штук, шерсти- 11,5 тыс.т. На долю животноводства приходится 44,8 % всей валовой продукции сельского хозяйства района. Животноводство располагает обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.
Размещение отраслей
В связи с наличием в районе
большого числа крупных,
В агропромышленном комплексе
Поволжского экономического
В Поволжье промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырьё, имеет благоприятные условия развития. Это высокая обеспеченность сельскохозяйственным сырьём, значительные перерабатывающие мощности, большая потребность населения в продуктах питания и наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей надёжное хранение и реализацию продукции. Кроме отраслей, обычных для любого экономического района, обеспечивающих местное население продуктами питания(мясом, маслом, молоком, хлебом и др.), Поволжье имеет ряд производств общероссийского значения, таких как мукомольно-крупяная, рыбная, соляная. Размещение производства продуктов питания связано с сельскохозяйственными зонами и крупными транспортными узлами.
Особое место в Поволжье
В связи с зарегулированием
стока реки Волги
В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяжённость железных дорог составляет около 9 тыс.км; Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали : Москва-Казань-Свердловск; Москва- Сызрань- Самара- Кинель- Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево- Саратов- Уральск. Эти дороги связывают Нижнее Поволжье с Донбассом на Украине, Центром России, Уралом и Казахстаном. Важное значение имеет дорога Инза- Ульяновск- Мелекесс- Уфа. Волгоград соединён железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой и Грязями. В годы Великой Отечественной войны была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск- Ульяновск- Сызрань- Петров Вал- Иловля. Это дорога имеет выход на Казань и Волгоград. Она проходит параллельно Волге, принимая частично её грузы в период прекращения навигации. В послевоенный период построены дороги: Кизляр- Астрахань- Агрыз и Бугульм-Пронине- Сургут. Последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы. Вошли в эксплуатацию железные дороги Элиста- Дивное и Астрахань- Гурьев.
Железные дороги широтного
По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Большое значение в грузоперевозках района играет речной транспорт. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Цетра, Азовским и Черными морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо- Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно- речных перевозок.
Важную роль в перевозках
Хорошо развит в районе
Таким образом, Поволжский
щным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.
В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрерайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет пассажироперевозки внутрерайонные, межрайонные и зарубежные.
Поволжский район осуществляет теснейшие экономические связи с Уралом( по металлу, лесу и др.), с Центральным и Волго-Вятским районами(по поставкам нефти, продуктов и полупродуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.).
Данные по ввозу и вывозу
важнейшей продукции
По другим продуктам этой группы, наоборот, ввоз преобладает над вывозом: по углю(ввоз 665 тыс.т, вывоз отсутствует), по прокату черных металлов(ввоз-1425 тыс.т, вывоз-40 тыс.т), по трубам стальным(ввоз-548 тыс.т, вывоз-450 тыс.т), по деловой древесине(ввоз-97,7 тыс. плотных м3, вывоз-7,6 тыс. плотных м3 ), по пиломатериалам(ввоз-350 тыс.м3, вывоз-38 тыс.м3).
По группам продовольственных
товаров вывоз преобладает над
ввозом: по мясным консервам(вывоз-25
По непродовольственным
Для Поволжья в целом
4.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКО
ГО РАЙОНА
В развитии хозяйства
Прежде всего это дальнейшее развитие нефтегазохимического комплекса. Для этого необходимо расширение собственной сырьевой базы. Наиболее перспективна Прикаспийская низменность на территории Астраханской области. Не исчерпаны запасы и в старых районах нефтедобычи- в восточном Татарстане и Самарской области. Главная задача в расширении сырьевой базы- усиление геологоразведочных работ, значительно свёрнутых в последнее время.
Для дальнейшего развития
Особое внимание в перспективе
должно быть уделено
Автомобилестроение района уже сейчас прочно занимает первое место в России по выпуску автомобилей. Оно ещё более укрепится после полного ввода в действие Елабужского завода в Татарстане. Одна из важнейших задач отрасли- усиление связей по кооперированию между автомобильными заводами и предприятиями-смежниками в районе. Именно автомобильная промышленность сможет обеспечить рабочими местами значительную часть населения Поволжья. Для повышения уровня конкурентности автомобильной промышленности Поволжья с зарубежными производителями целесообразно использовать опыт Нижегородского «ГАЗа». Вместе с тем перспективен сценарий, предусматривающий освоение совместного с крупными иностранными фирмами выпуска легковых автомобилей новейших марок( проект производства Тольятти модели «опель-астра» и др.).
Дальнейшее развитие АПК связано главным образом с возрождением былого значения твёрдых и сильных сортов поволжской пшеницы, в том числе и как одного из экспортных товаров, а также с освоением и рациональным использованием плодородной Волго-Ахтубинской поймы(где пока в сельскохозяйственный оборот вовлечено только 20% пойменных земель). Это позволит заметно пополнить продовольственный рынок Европейской России высокосортными зернопродуктами, овощными и бахчевыми культурами. Важной проблемой, требующей своего решения в перспективе, остаётся расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась. В то же время климатические условия района не позволяют получить в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.
Информация о работе Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района