Характеристика Северо Дальневосточного района

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Дана характеристика Дальневосточного района именно Севера ( не входит Владивосток, Сахалин и т.д.) Дается характеристика рельефа, водные ресурсы, так же Все заповедники, ООПТ.

Работа содержит 1 файл

СДВ.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

     1. Условия туристско-рекреационного  освоения территории

     1.1.Состав  региона

Республика  Саха (г.Якутск),  Магаданская область , Чукотский АО (г.Анадырь), Камчатская область (г.Петропавловск-Камчатский), Корякский АО (пос. Палана).

     1.2.Оценка  географического  положения и транспортная обеспеченность.

Огромная  территория, простирающаяся от центральных  районов Среднесибирского плоскогорья  на восток до Берингова пролива, представляет собой сочетание горных хребтов с высотами до 3000 м, вытянутых в виде дуг или образующих отдельные горные группы, залегающих между ними волнистых плоскогорий, и заболоченных обширных низменностей.

Территорию  Севера Дальнего Востока омывают  моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово и Охотское. Узкий (35 км) Берингов пролив затрудняет водообмен между морями Северного Ледовитого и Тихого океана. Все моря холодные.

 В  тектоническом отношении большая  часть территории Севера Дальнего  Востока  моложе других областей  Сибири.

Уязвимое  место региона - его слабая транспортная связь с остальной территорией России. Практически действуют лишь воздушный транспорт и единственная, сильно перегруженная железная дорога - Транссиб. Почти отсутствует автомобильное сообщение; внутренние связи между регионами весьма слабы; в летнюю навигацию выручают реки. Ведущее место в межрегиональных перевозках принадлежит морскому транспорту.

Начало  активного транспортного освоения  южной  части  района  связано  с

прокладкой  в  19-ом  веке  Транссибирской  магистрали.  За  последнее  время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногда  являющимися подъездными  витками к лесозаготовительным базам.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока  связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой  этой  магистрали  Россия  получила выход на Тихоокеанское побережье  и  возможность  освоения  различных  видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа.  Кроме  широтной  магистрали  БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали  через  Тынду,  Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд  линий,  соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном  объеме  межрайонные  и  внутрирайонные  перевозки  грузов Дальневосточного района  осуществляются  морским  транспортом.  Плавание  в  суровых  арктических морях обеспечивается с помощью  ледоколов.  к  Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку  между железнодорожной  магистралью  и  морским  путем  вдоль   берегов   Северного Ледовитого  океана.

Совершенно  иной  режим  работы   морского   транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год  осуществляются  внутрирайонные и международные перевозки по Берингову морю. Крупнейшие порты  этих

морей Тикси ,  Ванино  ,  Петропавловск-Камчатский  ,  Нагаево  (Магадан), Советская Гавань.

Автомобильными  дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико.  Для  дальних перевозок есть несколько крупных  автомагистралей, например,  с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая  северная  дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей  на  севере  района есть множество автозимников и дорог местного значения.

Огромно для  Дальнего Востока значение воздушного  транспорта  ,  как  для

связей с другими  районами  России  ,  так  и  для  внутрирайонных  перевозок

(особенно для  пассажироперевозок). Самолетами и  вертолетами осуществляются связи  с  труднодоступными  районами.  На  огромных   пространствах   севера Дальнего Востока наряду  с  другими  видами  транспорта  сохраняется  олений транспорт.

       1.3.Экономические  особенности. Крупные  города.

Важнейшей     особенностью     экономико-географического     положения

Дальневосточного  экономического  района  является  большая  удаленность  от основного экономического потенциала России. Район  расположен  на  восточной окраине  страны  ,  его  отделяют  не  только  от  Москвы  ,  но   даже   от индустриальных центров  Сибири  расстояния  ,  измеряемые  многими  тысячами километров.  И по   прежнему   единственным сухопутным   путем   остается Транссибирская магистраль.

Широкий выход  к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение  морских  путей в  страны  Тихоокеанского  бассейна  позволяют   интенсифицировать   внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном  разделении труда Дальний  Восток  выделяется  производством цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов,  лесной  и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным  промыслом.  В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется  на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации  основаны

на использовании  местных природных богатств. Дальний  Восток  играет  важнуюроль в морских и внешнеторговых связях России.  На  экспорт  Дальний  Восток поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.

Природные условия  Дальнего Востока  отличаются  резкой  контрастностью,

что обусловлено  очень большой протяженностью  территории  с  севера  на  юг. Большая часть территории занята горами и высокими  нагорьями.  Низменностями заняты лишь сравнительно  небольшие  площади  по  речным  долинам.

Большое значение для развития района имеют  запасы  полезных  ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных  металлов  и  редких  металлов.  Это один из важнейших  золотоносных  районов  России.  Месторождения  рудного  и рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи  ,  Амура, Селемджи , Буреи ,  на  Чукотке  и  на  склонах  Сихотэ-Алиня.  Оловянные, вольфрамовые  ,  свинцово-цинковые  руды   открыты   и   разрабатываются   в Республике Саха , Магаданской области  ,  в  отрогах  Сихотэ-Алиня.  Дальний Восток  располагает  большими   запасами   ртути.   Основные   месторождения расположены на Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте  на  верхнем Алдане разведаны уникальные  месторождения  слюды.  Большое  значение  имеют

месторождения алмазов северо-запада Республики Саха  -  “Мир”, “Удачное”  и др.

 В  Дальневосточном  районе  известны  запасы  железных  руд.  Наибольшее

значение имеет  Алданский железорудный бассейн  с  месторождениями  Таежное, Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.

Располагает Дальний  Восток  и  большими запасами  топливных ресурсов,

особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы  угля  расположены  в Ленском  бассейне  ,  сильно  удаленном  от  освоенных  территорий.  На  юге Республики  Саха  расположен  один  из  наиболее   перспективных   бассейнов коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные  месторождения,  сравнительно небольшие, разбросаны по территории района.

Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции: на  Сахалине,

Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, но разрабатываются пока  только

месторождения нефти   Оха и Тунгор  на  севере  Сахалина. Нефть высокого

качества, но ее не хватает для удовлетворения  потребностей  района.  Газ

обнаружен в  Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных районов.

Располагает Дальний Восток и запасами  нерудного сырья:  мергелем, известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также  серой, графитом , слюдой.

Реки  концентрируют  в  себе  огромные  запасы  гидроэнергии, богаты

ценными видами рыб, являются транспортными путями, в том числе и  зимой, когда по льду прокладываются зимники.  Богат  район  и термальными  водами. Вода горячих источников содержит цинк , сурьму ,  мышьяк,  имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.

Очень большое  значение для экономики района имеют моря  Тихого  океана:

Берингово и Охотское. Замерзая на сравнительно  короткий  период,

они имеют рыбохозяйственное  ,  зверопромысловое  и  транспортное  значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета,  нерка , чавыча , обитают тюлени  ,  моржи ,  котики. 

Леса  на  Дальнем  Востоке покрывают  около  260  млн.  га  территории  района.  В  лесах  произрастают лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные породы : дуб ,  ясень , клен и т.д.

Отраслями рыночной специализации  являются  также  лесная  ,  целлюлозно- бумажная и деревообрабатывающая  промышленность.

Машиностроение  имеет  разнообразную  структуру  ,  однако  ведущими  его

отраслями являются судоремонт и производство  энергетического  оборудования.

Машиностроительные  заводы производят  дизели  ,  мостовые  краны  ,  судовые механизмы , литейное  оборудование  ,  металлорежущие  станки  ,  приборы  , инструменты  и  т.  д.

Отрасли , дополняющие территориальный комплекс:    Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти и природного газа.

Основное место  в  посевах  занимают  зерновые  культуры  ,  прежде  всего

яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь ,  овес.  На  юге  Приморского

края  значительны посевы  риса.  Главная техническая   культура   -   соя.

Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке ,  где  для выращивания овощей используются  горячие  подземные  воды.  Большие  площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает  устойчивую кормовую базу для животноводства.( разводят северных оленей).

Крупные города:

  1. Петропа́вловск-Камча́тский

Население — 194431 человек (2010).

Расстояние от Петропавловска-Камчатского до Москвы — 8200 км.

Экономика и промышленность

1. Добыча и переработка рыбы

Главнейшая отрасль  экономики в городе — добыча и  переработка рыбы. В Петропавловске расположено несколько крупных  рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий — ЗАО «Акрос», рыболовецкий колхоз им. Ленина, ОАО «Океанрыбфлот», ОАО «Камчатрыбпром», а также множество более мелких компаний. Рыба и морепродукты (кальмары, крабы, креветки, гребешки и др.) в основном экспортируются за рубеж — в Японию, Южную Корею, Китай, а от когда-то мощной местной береговой переработки остались жалкие останки.

2. Горнорудная промышленность

В последние  годы набирает силу и горнорудная  промышленность. В городе расположены  офисы горнодобывающих компаний, осуществляющих добычу золота (Асачинское, Агинское, Родниковое и другия месторождения), никеля (Шануч), платины (месторождения расположены на севере края, в Корякии), а также серебра. 

2. Магада́н

Население города — 106,4 тысяч человек (2009).

7110 км от Москвы, в 1810 км от ближайшей железнодорожной  станции Хабаровск.

Экономика

1. Магадан — экономический, научный и культурный центр области. В городе производят горное оборудование, находятся предприятия по переработке рыбы, машиностроительные заводы и иные промышленные предприятия. Крупнейший на Северо-Востоке России порт работает круглогодично (с декабря по май — ледовая проводка — один или несколько ледоколов, поводящих группу или караван судов). Здесь же расположен Магаданский ремонтно-механический завод, разрабатывающий и производящий тяжелую горную технику и запчасти к ней, который поставляет свою продукцию во все золотодобывающие регионы России, ряд стран СНГ, и страны Африки. В постсоветское время были построены важные предприятия золотодобывающей отрасли. Магаданский аффинажный завод обслуживает золотодобывающие предприятия Магаданской области, Якутии и Чукотки. 

3. Ана́дырь

Население — 11 777 человек (2010)

Экономика

1.Рыбзавод.

2. В окрестностях: добыча золота, угля. Оленеводство, рыболовство, охота.

3. Туризм.

Анадырь находится  в пограничной зоне. 

4. Яку́тск

Крупнейший по численности населения город, крупный культурный, научный центр на северо-востоке России.

Информация о работе Характеристика Северо Дальневосточного района