Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:36, реферат
Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов, но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства.
Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2, включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.
Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок: среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17.
Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.
Глава I. Общая характеристика Калининградской области 3
Глава II. Состояние экономики Калининградской области 10
Библиографический список использованной литературы 28
Вследствие того, что большинство фермерских хозяйств имеет малые площади сельхозугодий, слабо обеспечены машинами и механизмами, фермеры не имеют соответствующего образования, доступа к кредитным ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%. Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Пока лишь отдельные сельскохозяйственные
предприятия области
2.4 Транспорт Калининградской области
Одним из приоритетов регионального развития является транспорт, особенно морской, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако они загружены только на треть, в то время как порты соседних Прибалтийских государств ежегодно обрабатывают до 50 млн. т российских грузов. Это связано с менее благоприятными тарифными условиями перевозок грузов в Калининград по железной дороге, а также необходимостью транзита через территории иностранных государств. Определенные ограничения привносит и необходимость прохождения судов в порты Калининграда по узкому и неглубокому морскому каналу протяженностью 40 км, проложенному по мелководному Калининградскому заливу. Имеется ряд проектов сооружения глубоководного порта непосредственно на морском побережье, в близкой к морю Приморской бухте, а также предложения по использованию свободных причалов военного порта в Балтийске[8]. Это, прежде всего, порт «Восточный», грузооборот которого составит 34 миллиона тонн, в том числе 20 млн. т – нефтепродукты, 14 млн. т – генеральные, контейнерные, химические и другие грузы. В Светлом в стадии реализации находятся три проекта – «Свемаг», «Трансвет» и «Светпорт». На полуострове Коровий планируется строительство порта «Трансбалт» мощностью 12-14 млн. т. АО «Западное пароходство» разрабатывает проект возведения порта «Прегольский». Кроме этого существует ряд более мелких проектов. Однако все они сопряжены с необходимостью реконструкции железнодорожных путей, в том числе проходящих по территории зарубежных государств, прежде всего Литвы. Вызывают сомнения и проблемы транзита грузов, а также факт неполного использования нынешних возможностей портов. Однако по сравнению с другими вариантами сооружения новых портовых мощностей на российском побережье Балтики, в частности вблизи Санкт-Петербурга, калининградские проекты более привлекательны из-за того, что море здесь зимой не замерзает.
По внешним оценкам
Калининградские порты с точки
зрения конкурентоспособности являются
наиболее слабым звеном в структуре
портов восточного побережья Балтики,
что подкрепляется
Транспортное значение области может возрасти в связи с развитием международной кооперации в регионе Балтийского моря. В настоящее время разрабатываются проекты сооружения автомагистралей, проходящих из Польши в Финляндию через Прибалтику. Один из проектов – «Виа-Балтика» - предполагает прохождение автострады восточнее области, но другой – «Виа-Ганзеатика» – из Гданьска через Калининград и далее на Ригу, Таллин. Еще один проект – восстановление довоенной автострады, ведущей из Калининграда на Берлин, «берлинки». В середине 1990-х годов ее калининградский участок начал реконструироваться за счет областных средств российско-немецкой фирмой «Россбан». Однако на польской стороне работы не стали проводиться, и в настоящее время строительство законсервировано.
Железнодорожная сеть области имеет сопряжения с европейской, отличающейся, как известно, от российской меньшей шириной колеи. Ведущая от Черняховска в Польшу ветка оснащена перевалочным пунктом, обеспечивавшим транспортировку силезского угля, когда осуществлялись его поставки в СССР. Из Калининграда на Гданьск проложена железная дорога европейской колеи, по которой организовано пассажирское сообщение (Калининград – Гдыня – Берлин).
В Калининграде действует международный аэропорт. Организованы авиамаршруты на Запад – в Копенгаген (авиакомпанией «САС») и Ганновер («Аэрофлот»).
2.5 Туризм в Калининградской области
Все более важной статьей доходов многих стран мира становится международный туризм. Зарубежные поездки чаще совершают жители развитых стран, и для многих менее развитых стран, в том числе постсоциалистических государств, иностранный туризм стал важной отраслью специализации. В один из районов международного туризма превратилась и Калининградская область, в которую прежде доступ иностранцам был закрыт вообще.
Калининградская область в туристическом отношении освоена слабо и неравномерно. Наиболее посещаемы Калининград, курортная зона (Светлогорск – Зеленоградск), Куршская коса, отчасти Советск и Черняховск. Центрами туризма, помимо Кенигсберга с его королевским замком, университетом «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком, Кафедральным собором, где короновались прусские короли, могилой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятниками многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светлогорск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тильзит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты. Туризм был широко развит не только в приморской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной части – нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, церквей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии. Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагается всемирно известный конный завод, а в Тильзите – места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, а в Рагните был город-сад со старинным замком на высоком берегу Немана.
Многие памятники истории и архитектуры Восточной Пруссии в наше время либо утрачены совсем, либо находятся в полуразрушенном состоянии, а часть из них использовалась совсем не по назначению – под склады или производственные помещения. Правда, в последнее время, после распада СССР и резкого изменения политической ситуации в стране началось движение за восстановление исторического наследия и культурных ценностей, которые в советское время были незаслуженно забыты. Ряд культовых сооружений в области передан в ведение церкви, и некоторые из них уже восстановлены и стали действующими храмами, а другие восстанавливаются. Ведется восстановление Кафедрального собора в Калининграде. Предпринимаются попытки реставрации других памятников архитектуры и истории.
В иностранном туризме
Отечественный туризм испытывает серьезные трудности. Число туристов и отдыхающих существенно сократилось. Общее число отдыхавших в санаториях и санаториях-профилакториях снизилось за 1991-1999 годы с 54 тыс. до 20 тыс. человек, в других учреждениях отдыха (домах отдыха, пансионатах, базах отдыха и туристических гостиницах) с 244 тыс. до 81 тыс. человек. Это обусловлено снижением жизненного уровня населения при резком возрастании стоимости услуг, которые перестали дотироваться государством и профсоюзами. Один день проживания на турбазе (с питанием) стоит больше месячной минимальной заработной платы. В то же время граждане с высокими доходами часто предпочитают отдых за границей.
Среди 90 учитываемых статистикой в области санаториев и учреждений отдыха 13 – санатории круглогодичного пребывания, относящиеся к категории климатических курортов приморских зон. Они могут принять на лечение одновременно 4,3 тыс. человек. Суммарная же емкость всех рекреационных учреждений в летний период составляет 20 тыс. мест, из которых 6 тыс. – в малокомфортабельных базах отдыха и туристических базах сугубо сезонного характера. При этом расчетная емкость песчаных пляжей морского побережья области составляет 280 тыс. человек.
Согласно оценкам НИИ
Калининградская область обладает весьма значительным, во многом уникальным потенциалом для развития курортно-туристической деятельности, однако имеющиеся возможности пока используются далеко недостаточно, и этому есть объективные и субъективные причины. Из природных факторов, способствующих развитию рекреационного комплекса, следует отметить:
С другой стороны, как отмечалось выше, существуют негативные факторы, серьезно сдерживающие и осложняющие использование природных факторов и нормальное с точки зрения международных стандартов развитие рекреационного комплекса Калининградской области. К ним относятся: