Город Туркестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Возникая и развиваясь на стыке Великих степей и зоны древних среднеазиатских оазисов, на нитях караванных дорог Великого Шелкового пути, эти города являлись сгустками сплава традиций степных кочевий и оседло-земледельческих культур среднеазиатского типа. История распорядилась так, что названия подавляющего большинства из них остались лишь на страницах средневековых сочинений. А на местах их теперь высятся желтые холмы цитаделей, валы укреплений, усыпанные битой гончарной посудой. От городов остались “городища”.

Содержание

Введение 3
1 Из истории города Туркестан: штрихи к историческому портрету 4
2 Из истории средневекового Туркестана 5
3 Топография городища Туркестан 9
4 Из истории архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави 12
Список использованных источников: 18

Работа содержит 1 файл

ТУРКЕСТАН.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

Остаток средств, получающихся после  удовлетворения содержанием всех перечисленных  лиц и после покрытия расходов на другие нужды, должен был идти на ремонт и поддержание самого здания усыпальницы. Торжественные слова  в конце дарственной грамоты  объявляют волю вакуфодателя нерушимой. “А если кто-либо нарушит определенные условия и права этого вакуфа, да будет тот предан проклятию всевышнего аллаха, ангелов и всех людей. Да подвергнется такой человек вечному мучению создателя”.

Мечом объединив народы Центральной Азии в единую империю, эмир Тимур, конечно, нуждался в духовной опоре для своей власти, в опоре на идейные, религиозные авторитеты. Видимо, это привело его в один из дней 1397г. к гробнице ходжи Ахмеда Ясави в городе Ясы. Незадолго до этого события город и его главная святыня были основательно разгромлены войсками мятежного хана Тохтамыша. Видимо, незавидное состояние усыпальницы “великого мистика, предводителя совершеннейших из людей”, да и весь город произвели на эмира удручающее впечатление. В итоге был издан указ о строительстве величественного здания на месте обветшавшего мавзолея. Это уникальный факт в истории правления Тимура и в истории Казахстана не получил историко-культурного истолкования. Дело в том, что ханака ходжи Ахмеда Ясави единственное строительное начинание эмира, предпринятое им вне его родного города Шахрисябза и столицы его империи города Самарканда.

Не объсняется ли особое почтение великого эмира к памяти ходжа Ахмеда тем, что с 1370 года его духовным наставником становится сейид Береке (умер в 1403г.). Он, как и некоторые другие апостолы суфизма, заслужил в глазах Тимура такого доверия, что удачливый полководец объяснял все свои успехи “молитвой шейха Шемс ад-дина Кулаля, заботой шейха Зейн ад-дина Хавафи и благословением сейида Береке”, и эмир завещал похоронить его в ногах погребения сейида. Это и было сделано. Прах сейида Береке бал перенесен из Андхоя, где он был первоначально похоронен, и погребен в изголовье Тимура в Гур-Эмире. Если учесть, высказываемую рядом исследователей, вероятность того, что сейид Береке был последователем тариката Йасавия , то становится более понятным особое отношение Тимура к ходжа Ахмеду и месту его погребения.

 

 

 

 

 

Заключение

Выдающаяся роль г. Туркестана в  истории Казахстана обусловливает  актуальность всестороннего изучения его истории и культуры. Анализ данных письменных источников, в силу их фрагментарности и специфичности  не дает возможности детальной и  научно обоснованной реконструкции  истории города. Имеющиеся в научной  литературе попытки такого рода реконструкций, включая и фрагментарно предложенную в этой публикации, недостаточно обоснованы и могут рассматриваться пока лишь как гипотезы. Все это и ставит задачу расширения источниковедческой базы, увеличения круга вводимых в научный оборот исторических источников. Уже сейчас можно заключить, что ведущая роль в изучении истории Туркестана, будет принадлежать археологическим материалам.

Необходимо отметить, что проводившиеся  в течение почти 70 лет археологические  работы на городище имели спорадический  характер, не были подчинены единой “Программе изучения прошлого города Туркестана” и его истории  культуры. В значительной степени  они обслуживали потребности  и задачи реставрации здания ханаки и регенерации окружающей территории. В настоящее время, на наш взгляд, назрела задача разработки “Программы исследования истории г.Туркестана” и ее увязки с планами регенерации охранной зоны музея-заповедника Азрет- Султан.

Печальна сегодня и участь самого городища. Средневековый памятник, расположенный на территории современного города, многие годы подвергался интенсивному разрушению, частью превращен в городскую  свалку мусора, что искажает существовавшую микро топографию городища. К сожалению, хозяйственниками, строителями и проектировщиками различного уровня все еще слабо осознается тот факт, что памятником культуры наряду с архитектурным комплексом храма Ходжи Ахмеда Ясави, является также и культурный слой городища, окружающий этот шедевр средневековой архитектуры. “Благоустроительные” работы в зоне архитектурного комплекса в 50-80-х годах уже безвозвратно уничтожили первоначальный облик значительной части памятника. Срыта и вывезена большая часть площади культурного слоя поздней цитадели, где размещалась ставка казахских ханов, а также и значительная часть шахристана городища. До сих пор некоторые авторы различного рода архитектурных проектов “благоустройства “ стремятся разместить свои стилизованные новоделы на территории исторического памятника. Угрожая тем самым не только исторический сложившемуся ландшафту, но и культурному слою, подспудно хранящему еще объективные данные о истории города, о развитии культуры одного из важнейших для Кузахстана исторического региона.

При этом остаются неизученными многие вопросы древней и средневековой  истории города, истории его культуры. Пока не имееют достаточно обоснованных датировок периоды возникновения и обживания различных частей города. Отсутствует массовый материал по эволюции на всем протяжении истории города различных сторон его материальной культуры – домостроительства и благоустройства города, керамического производства и других ремесел и т.д. Почти не исследованы ранние периоды поселения Ясы и других памятников туркестанского оазиса. Археологические работы, проводившиеся ранее, были связаны в основном с изучением мемориальных и культовых построек и свидетельствуют преимущественно о культовой функции города, лишь в малой степени освещая и другие стороны городской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

  1. Агеева Е.И., Пацевич В.И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана. Алма- Ата, 1958.
  2. Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. Ташкент,1930.
  3. Добросмыслов А. Города Сырдарьинской области. Ташкент, 1912.
  4. Сайт http://www.unesco.kz/

Информация о работе Город Туркестан