Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:29, реферат
Возникая и развиваясь на стыке Великих степей и зоны древних среднеазиатских оазисов, на нитях караванных дорог Великого Шелкового пути, эти города являлись сгустками сплава традиций степных кочевий и оседло-земледельческих культур среднеазиатского типа. История распорядилась так, что названия подавляющего большинства из них остались лишь на страницах средневековых сочинений. А на местах их теперь высятся желтые холмы цитаделей, валы укреплений, усыпанные битой гончарной посудой. От городов остались “городища”.
Введение 3
1 Из истории города Туркестан: штрихи к историческому портрету 4
2 Из истории средневекового Туркестана 5
3 Топография городища Туркестан 9
4 Из истории архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави 12
Список использованных источников: 18
Остаток средств, получающихся после удовлетворения содержанием всех перечисленных лиц и после покрытия расходов на другие нужды, должен был идти на ремонт и поддержание самого здания усыпальницы. Торжественные слова в конце дарственной грамоты объявляют волю вакуфодателя нерушимой. “А если кто-либо нарушит определенные условия и права этого вакуфа, да будет тот предан проклятию всевышнего аллаха, ангелов и всех людей. Да подвергнется такой человек вечному мучению создателя”.
Мечом объединив народы Центральной Азии в единую империю, эмир Тимур, конечно, нуждался в духовной опоре для своей власти, в опоре на идейные, религиозные авторитеты. Видимо, это привело его в один из дней 1397г. к гробнице ходжи Ахмеда Ясави в городе Ясы. Незадолго до этого события город и его главная святыня были основательно разгромлены войсками мятежного хана Тохтамыша. Видимо, незавидное состояние усыпальницы “великого мистика, предводителя совершеннейших из людей”, да и весь город произвели на эмира удручающее впечатление. В итоге был издан указ о строительстве величественного здания на месте обветшавшего мавзолея. Это уникальный факт в истории правления Тимура и в истории Казахстана не получил историко-культурного истолкования. Дело в том, что ханака ходжи Ахмеда Ясави единственное строительное начинание эмира, предпринятое им вне его родного города Шахрисябза и столицы его империи города Самарканда.
Не объсняется ли особое почтение великого эмира к памяти ходжа Ахмеда тем, что с 1370 года его духовным наставником становится сейид Береке (умер в 1403г.). Он, как и некоторые другие апостолы суфизма, заслужил в глазах Тимура такого доверия, что удачливый полководец объяснял все свои успехи “молитвой шейха Шемс ад-дина Кулаля, заботой шейха Зейн ад-дина Хавафи и благословением сейида Береке”, и эмир завещал похоронить его в ногах погребения сейида. Это и было сделано. Прах сейида Береке бал перенесен из Андхоя, где он был первоначально похоронен, и погребен в изголовье Тимура в Гур-Эмире. Если учесть, высказываемую рядом исследователей, вероятность того, что сейид Береке был последователем тариката Йасавия , то становится более понятным особое отношение Тимура к ходжа Ахмеду и месту его погребения.
Заключение
Выдающаяся роль г. Туркестана в
истории Казахстана обусловливает
актуальность всестороннего изучения
его истории и культуры. Анализ
данных письменных источников, в силу
их фрагментарности и
Необходимо отметить, что проводившиеся в течение почти 70 лет археологические работы на городище имели спорадический характер, не были подчинены единой “Программе изучения прошлого города Туркестана” и его истории культуры. В значительной степени они обслуживали потребности и задачи реставрации здания ханаки и регенерации окружающей территории. В настоящее время, на наш взгляд, назрела задача разработки “Программы исследования истории г.Туркестана” и ее увязки с планами регенерации охранной зоны музея-заповедника Азрет- Султан.
Печальна сегодня и участь самого городища. Средневековый памятник, расположенный на территории современного города, многие годы подвергался интенсивному разрушению, частью превращен в городскую свалку мусора, что искажает существовавшую микро топографию городища. К сожалению, хозяйственниками, строителями и проектировщиками различного уровня все еще слабо осознается тот факт, что памятником культуры наряду с архитектурным комплексом храма Ходжи Ахмеда Ясави, является также и культурный слой городища, окружающий этот шедевр средневековой архитектуры. “Благоустроительные” работы в зоне архитектурного комплекса в 50-80-х годах уже безвозвратно уничтожили первоначальный облик значительной части памятника. Срыта и вывезена большая часть площади культурного слоя поздней цитадели, где размещалась ставка казахских ханов, а также и значительная часть шахристана городища. До сих пор некоторые авторы различного рода архитектурных проектов “благоустройства “ стремятся разместить свои стилизованные новоделы на территории исторического памятника. Угрожая тем самым не только исторический сложившемуся ландшафту, но и культурному слою, подспудно хранящему еще объективные данные о истории города, о развитии культуры одного из важнейших для Кузахстана исторического региона.
При этом остаются неизученными многие
вопросы древней и