Георафия северо- западного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:51, доклад

Описание работы

Северо-Западный федеральный округ — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Работа содержит 1 файл

геогр.docx

— 32.69 Кб (Скачать)

Лесная промышленность Тимано-Печорского комплекса включает лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую отрасли.

Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района и России в целом невелика. В силу специфических природно-климатических, экономических условий район  не может обеспечить своих потребностей в сельскохозяйственной продукции. Баланс важнейших видов продовольственной  продукции по району складывается с  отрицательным сальдо по всем ее видам, за исключением рыбы.

Район поставляет в государственные  фонды продукцию льноводства (Вологодская  область), оленеводства (Архангельская, Мурманская области и Республика Коми), звероводства, охотничье-промыслового хозяйства. В составе АПК отраслью специализации является рыбная промышленность, свыше 78% продукции которой вывозится  в другие районы. Главные центры рыбной промышленности - Мурманск, Архангельск - специализируются на океаническом лове рыбы.

Район отличается невысоким уровнем  распаханности территории; в силу природно-климатических условий  сельскохозяйственные угодья составляют только 21% общей земельной площади  района. Сельское хозяйство специализируется в основном на животноводстве, в  частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на свиноводстве и птицеводстве. Особое место занимает оленеводство. В районе сосредоточено  около 17% оленьего поголовья страны. Решающее значение для развития оленеводства имеет рациональное использование  оленьих пастбищ, которые занимают 21,4% общей площади земель района. Оленеводческие хозяйства играют важную роль в снабжении населения промышленных центров Севера мясом, продукция  оленеводства служит ценным сырьем для  легкой промышленности, а также поступает  на экспорт. Оленеводство развито в  Архангельской, Мурманской областях и  Республике Коми.

Основными районами-производителями  продукции растениеводства остаются Архангельская и Вологодская  области, где выращиваются кормовые и зерновые культуры, лен, картофель, овощи.

Улучшение продовольственного обеспечения  населения связано с развитием  аграрных отношений в условиях рынка, возрастанием значимости индивидуальных крестьянских, личных и подсобных  хозяйств, а также с развитием  общественного сектора.

Транспорт и экономические  связи.

Транспортная система Северного  экономического района включает все  виды современного транспорта.

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота.

Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который  связывает регион со всеми районами страны.

Широко используются водные виды транспорта - речной и морской. Внутренними естественными  путями через систему каналов  обеспечивается перевозка грузов, топлива, машин, стройматериалов. Морской транспорт  играет важную роль в обеспечении  межрайонных и внешнеэкономических  связей страны. По морям, омывающим  территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска  в Мурманск доставляется сырье для  перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом  на экспорт лес. Незамерзающий порт Мурманск - крупнейшая рыбная база страны.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных  экономических связей. Из района вывозятся  значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и  лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.

В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.

Для Северного экономического района из-за своеобразных природных, экономических  условий и транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение  использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых  центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. Поэтому необходимы широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой  зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки  перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с комплексным  освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных  ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К  резервам развития предпринимательской  деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные  отходы и древесина, теряемая при  лесосплаве, мелкие месторождения различных  строительных материалов, рыбные ресурсы  пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного  обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, кооперативы, малые предприятия).

 


Информация о работе Георафия северо- западного региона России