Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:12, реферат
За последние 25–30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.
В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.
ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
За
последние 25–30 лет понятие «туризм»
и «отдых» существенно
В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.
Как нам представляется, для студентов туристских специальностей предметом дисциплины «География туризма» является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма.
Географию
туризма в меньшей степени
интересуют комплексные физико-
К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т. д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи.
Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.
Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий.
К экономико-географическим факторам прежде всего относятся: выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.
Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.
С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним – мощный рычаг для развития туризма.
Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т. д.
Термин
«География туризма» зародился в
США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже,
через 10–15 лет научные статьи появились
во Франции, Англии и Японии. В послевоенные
годы улучшение в экономике
В
Советском Союзе основы географии
туризма начали формироваться в
середине 60-х годов прошлого столетия.
В то время происходили значительные
изменения в социально-
За
рубежом научное направление
географии туризма в 60-х годах
базировалось на теоретических и
методологических основах экономической
географии и изучало проблемы
влияния на хозяйственную структуру,
занятости населения, транспортных
потоков. В 70-х годах рекреационно-
Отличительная
особенность советской
С середины 90-х годов предметом исследования рекреационной географии стало изучение пространственных закономерностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности и размещения рекреационных объектов (Николаенко, 2001).
Ныне
рекреационная география
Говоря
о месте рекреационной
Эта система может быть представлена следующим образом (по Николаенко Д. В.).
Таблица 1
Система географических наук
Из данных таблицы 1 видно, что рекреационная география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».