Географическое разделение
труда
Географическоеразделение
труда Подгеографическим разделением
труда мы понимаем пространственную формуобщественного
разделения труда. Необходимое условие
географического разделениятруда состоит
в том, чтобы разные страны или районы
работали друг для друга,чтобы результат
труда перевозился из одного места в другое,
чтобы был, такимобразом, разрыв между
местом производства и местом потребления.
Вусловиях товарного общества географическое
разделение труда обязательнопредполагает
переход продукции
из хозяйства в хозяйство,
т.е. обмен, торговлю,но обмен является
в этих условиях лишь признаком для опознания
наличия географического разделения труда,
но не его сутью . Иногдапод географическим
разделением труда понимают только международное
разделениетруда, но такое сужение этого
понятия неправильно. Всякое международноеразделение
труда есть в то же время географическое
разделение труда, но ненаоборот. Вгеографическом
разделении труда можно различать два
случая 1. абсолютный
- Страна или район ввозит
какой-либопродукт из другой страны или
района потому, что по природным условиям
неможет его производить 2. относительный
- Ввозится продукт, который мог быбыть
произведен и у себя, но обошелся бы дорожеРазвитие
географического разделения труда вширь
и вглубь Вдревности сфера географического
разделения труда ограничивалась небольшимареалом
в пределах Старого Света, охватывавшим,
в основном, страны Средиземногоморя.
Всредние века в сферу географического
разделения труда захватываются северныеморя
в пределах Европы , пути через Францию
и Италию. Вместе с этим в этусферу втягивается
Англия, скандинавскиестраны, Польша,
Новгород и Московское государство. Впроцессе
расширения арабского халифата, арабские
купцы добрались до Индокитая,Мадагаскара
и пряных островов. В эпохувеликих открытий
сфера географического разделения труда
распространяется наАтлантический океан,
от Европы до Индии и пр. С введением в
стройжелезнодорожного транспорта связи
распространяются вглубь материков. Сильнейшееразвитие
сферы географического разделения труда
за последние 400 лет связано соткрытием
новых земель и усовершенствованием транспорта.
Такое развитие сыгралокрупнейшую роль
в замене феодальных на капиталистические
порядки в Европе вXV-XVI вв Врезультате
того же прогресса транспортной техники
разделение
труда междугородом и деревней
воспроизведено было в мировом масштабе.Экономическая
выгода как движущий момент в развитии
географическогоразделения труда. Движущиммоментом
в том гигантском развитии географического
разделения труда, который мынаблюдаем
в процессе истории, являлась экономическая
выгода, получаемая отосуществления географического
разделения труда. Географическоеразделение
труда осуществляется тем удобнее, чем,
с одной стороны, большеразница
между пунктами в ценах
на весовую единицу товара, а с
другой - чемменьше транспортные издержки.Влияние
транспорта на развитие географического
разделения труда Понижениетранспортных
издержек, получающееся в результате техническогоусовершенствования
транспорта, является одним из основных
факторов в процессеразвития географического
разделения труда. Развитиетранспорта
увеличивает географического разделения
труда сразу вглубь и вширь.
Влияние географического
разделения труда на рост производительности
труда Ростпроизводительности труда
связывается преимущественно с развитием
техники и прежде всего с механизацией,а
географическое разделение труда в виде
общего правила повышаетпроизводительность
общественного труда нисколько не хуже,
чем развитие техники. Географическое
разделение труда если не создает, то вовсяком
случае усиливает возможности механизации,
ибо пространственнаяконцентрация производства
является необходимой предпосылкой и
его производственной концентрации, а
без последней нетместа и росту техники.
Сгеографическим разделением труда не
только растут старые потребности, но
исоздаются новые, сопровождающиеся возникновением
новых производств наразнообразном сырье,
собираемом с разных мест земного шара.Географическое
разделение труда и процесс формирования
и специализацииэкономических районов
Еслипонимать экономический район как
специализированную часть своего целого,
топроцесс географического
разделения труда прид
тся считать процессом идентичнымис процессом
формирования и дифференциации районов.
Установлениев пределах известной территории
отношений географического разделения
труданеизбежно ведет к тому, что каждая
из частей этой территории начинает отбиратьдля
себя те отрасли производства, для которых
внутри не имеется болееблагоприятное
сочетание природных и общественно-исторических
условий получается наименьшая себестоимость,
а в связи с этим и наибольшая прибыль.
Специализацияодного района
в одном направлении неминуемо сопровождается
специализацией рядадругих районов в
каких-либо иных направлениях.Влияние
таможенных пошлин на географическое
разделение труда Таможенныепошлины первоначально
при своем появлении имели главной, если
не единственной,целью увеличивать доходы
казны за сч т торговых прибылей, происходивших
изприсвоения выгод, доставляемые географическим
разделением труда. Приперевозе товара
за границу экспортеру приходится увеличивать
свои транспортныеиздержки
на всю величину таможенной
пошлины, тем самым условия длягеографического
разделения труд между странами затрудняются.Понятие
географического разделения труда в системе
экономической географии Географическоеразделение
труда является процессом, выделяющим
из хозяйственнойпроизводственной деятельности
сельское хозяйство и промышленность.
Транспорти торговля, теснейшим образом
с ним связанная,тоже порождаются географическим
разделением труда и развиваются непрерывно
сним. Экономическиерайоны формируются,
дифференцируются и поддерживаются впостоянном
между собой взаимодействии тем же процессом
географическогоразделения труда. Экономико-географическоеположение
тоже оказывается теснейшим образом связанным
сгеографическим разделением труда.Таким
образом,географическое разделение труда
есть основное понятие экономической
географии,теснее всего соединяющее ее
с политической экономией понятие, от
которогоэкономико-географ не может отрываться
ни в какой теме, им изучаемой.
особенности географического
положения россии
Географическим
положением называется положение какого-либо
пункта или объекта на земной поверхности
по отношению к другим территориям
или объектам. В физической географии
географическое положение объектов
определяется по их отношению к материкам
и океанам, морям, горам, рекам и
другим природным объектам, а также
по отношению к экватору и нулевому
меридиану (географические координаты).
Географическое положение России имеет
отношение ко всем указанным земным
и природным объектам. По площади
она занимает лидирующее положение
в мире. Поэтому тема данной работы
и интересна и актуальна.
Объект ее исследования
- географическое положение Российской
Федерации.
Предмет исследования
- особенности географического положения
Российской Федерации.
Цель данной работы
- выявить преимущества географического
положения Российской Федерации.
В ходе выполнения работы решались
следующие задачи: определить положение
России на материке; рассмотреть факторы
географического положения, оказывающие
влияние на развитие экономики Российской
Федерации; охарактеризовать моря, омывающие
территорию России.
В работе над темой использовались
основные методы социологии: наблюдение,
сравнение, обобщение.
Исследования проводились
с помощью трудов: В.П. Желтикова,
И.А. Карловича, Т.Г. Морозовой, А.Т. Хрущева.
В результате исследования
получены выводы о том, что географическое
положение Российской Федерации, величина
её территории, наличие морей и
выходов в Мировой океан способствуют
развитию её экономики.
1. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
НА МАТЕРИКЕ
Россия находится
в Северном полушарии на крупнейшем
материке земного шара - Евразии, в
двух частях света. Около 1/5 ее территории занимает
восточную половину Европы и 4/5 - северную часть
Азии. С севера страна омывается водами
морей Северного Ледовитого океана, с
востока - Тихого. На западе и юго-западе
расположены моря Атлантического океана.
Площадь России
составляет 17,1 млн. км2, что почти
равно площади Южной Америки.
Не только отдельные
государства, но даже целые материки
- Австралия, Антарктида - имеют площадь,
меньшую, чем Россия (Рис. 1, 2).
Рис. 1. Площадь
России в сравнении с площадью
материков (в млн. км2
Рис. 2. Площадь
России в сравнении с площадь.
Крупнейших государств мира (млн. км)
Крайние точки. Самая
северная точка нашей страны - мыс
Флигели (81о49' с.ш.) находится на острове
Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа.
Всего 900 км отделяют его от Северного
полюса. Северная точка России на континенте
- мыс Челюскин (77°43' с.ш.) находится на полуострове
Таймыр, а самая южная в Дагестане, на водоразделе
Самура и Куры, юго-западнее горы Базардюзю
/41о11'с.ш.). Протяженность страны
с севера на юг - более 4 тыс. км. С такой
большой протяженностью территории связаны
значительные климатические различия.
Они вызваны изменением с севера на юг
количества солнечного тепла, поступающего
на поверхность Земли. Вслед за климатом
изменяются и другие компоненты природы.
Поэтому столь разнообразны природные
зоны России: от арктических пустынь до
пустынь умеренного пояса.
Крайняя западная
точка лежит на песчаной косе Гданьского
залива Балтийского моря близ Калининграда
(19°38' в. д.). Но в связи с тем, что Калининградская
область отделена от остальной площади
России территорией других государств,
она превратилась в своеобразную «островную»
точку. Основная территория России начинается
почти на 500 км восточнее. Здесь, на границе
с Эстонией, лежит крайняя западная точка
компактной территории России (27о17'
в.д.). Чуть южнее этой точки смыкаются
границы трех государств: России, Латвии
и Эстонии.
Крайняя восточная
точка на материке - мыс Дежнева (169°40'
з.д.) на Чукотском полуострове. Самая восточная
островная точка находится на острове
Ратманова (169°02' з.д.) в Беринговом проливе.
Таким образом, восточная окраина нашей
страны расположена в Западном полушарии.
Расстояние между крайними западной и
восточной точками более 170°, что составляет
около 10 тыс. км. Когда на Балтийском побережье
наступает вечер, на Чукотке разгорается
заря нового дня География: справочник
[Текст]. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС,
2008. - С.24. .
Не только значительную
разницу во времени, но и изменение
степени континентальности и суровости
климата, а также и других компонентов
природы определяет большая протяженность
территории с запада на восток.
Границы. Протяженность
границ России составляет более 60 тыс.
км. На сухопутные приходится свыше 22 тыс.
км, на морские - свыше 40 тыс. км. Западная
и южная границы России пре имущественно
сухопутные, а северная и восточная - морские.
Морские границы проходят в 12 морских
милях (22,2 км) от берега. Они отделяют территориальные
воды, в которые заход иностранных судов
возможен только по согласованию с Россией.
В 200 морских милях от побережий и островов
проходит граница морской экономической
зоны страны. В пределах этой зоны иностранные
суда могут плавать без специального разрешения,
но научные исследования и разработка
природных ресурсов возможны только по
согласованию с правительством России.
Западная граница
начинается у побережья Баренцева
моря на северо-западе Кольского полуострова,
пересекает Балтийское море и доходит
до Черного. Почти на всем протяжении этой
границы нет отчетливо выраженных природных
рубежей. Западные соседи России - Норвегия,
Финляндия, Эстония, Латвия, Белоруссия
и Украина. Калининградская область отделена
от остальной российской территории Литвой.
На юге область граничит с Польшей.
Южная граница
протягивается от берегов Черного
моря до побережья Японского моря.
На значительном протяжении она проходит
по труднодоступным и малонаселенным
районам. В западной части - по Большому
Кавказу, а в восточной - по рекам
Аргуни, Амуру и Уссури. На юге Россия граничит
с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном,
Монголией, Китаем и Кореей.
Восточная граница
России морская, здесь ближайшие
соседи - Япония и США. Проливы Лаперуза
и Кунаширский отделяют принадлежащие
России острова Сахалин и Курильские от
японского острова Хоккайдо. В Беринговом
проливе расположен российский остров
Ратманова и принадлежащий США остров
Крузенштерна. По узкому (5 км) проливу
между этими островами проходит граница
России и США.
На севере рубежи
России проходят по водам морей Северного
Ледовитого океана. Здесь выделяется
российский сектор Арктики.
Таким образом, территория
Российской Федерации очень обширная,
занимает несколько географических
поясов. Отсюда и климат её разнообразен,
границы - протяженны, соседи - многочисленны.
2. ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ПОЛОЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
И ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Россия - северная страна.
Более половины ее территории лежит севернее
60° с.ш., в том числе свыше 20% - за Полярным
кругом. Нигде в мире нет такого большого
скопления людей в столь высоких широтах
(143 млн. человек), как в России Желтиков,
В.П. Экономическая география [Текст] /
В.П. Желтиков. - Изд. 3-е.- Ростов н/Д, 2004.-
С.55. .
В России находится
полюс холода Северного полушария,
а более 65% ее территории расположено
в зоне распространения многолетней
мерзлоты. В связи с этим требуются
колоссальные материальные затраты
на строительство жилья и транспортных
путей, отопление, теплую одежду для
населения.
Из-за своего северного
положения Россия относится к
зоне рискованного земледелия, для
которой характерны частые неурожаи,
вызванные природно-климатическими
условиями. Возможности развития земледелия
с севера ограничиваются арктическими
холодами и многолетней мерзлотой, а с
юга - жарким дыханием пустынь и полупустынь,
занимающих в центральных районах Евразии
самое северное положение в мире.
Россия обладает
огромными минеральными богатствами,
но основные ресурсы страны расположены
в самой суровой зоне, поэтому
освоение их обходится очень дорого.
Уже ко временам
Петра I и Екатерины II Россия сформировалась
как самое большое по территории государство
за всю историю человечества. Естественно,
что ее границы оказались самыми протяженными,
а государственные границы необходимо
охранять. Для этого нужны достаточно
большие военные расходы и многочисленная
армия.
И, наконец, необъятные
просторы страны требуют развития транспортной
сети, позволяющей связать воедино
все ее регионы, а это, в свою очередь, требует
больших транспортных расходов, что значительно
повышает цены на перевозимые из одного
района в другой продукты труда. Для поддержания
в хорошем состоянии транспортных магистралей
в суровых климатических условиях также
необходимы большие затраты.