Франция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

В годы Великой французской революции границы территории французского государства почти достигли размеров современной Франции. Процесс территориального расширения был завершён позже в XIX веке после присоединения Савойского герцогства и графства Ниццы(первоначально, в эпоху Первой империи, а затем окончательно, в 1860 году), а также некоторых небольших папских областей (к примеру, Авиньона) и зарубежных владений. Конечно, территория Франции была существенно расширена в ходе военных кампаний Наполеона I, но по итогам Венского конгресса границы европейских государств были снова восстановлены. Франция, после своего поражения во Франко-прусской войне 1870 года, уступила Германии свою провинцию Эльзас и часть провинции Лотарингия (см. Эльзас-Лотарингия); эти утраченные регионы вернутся в состав Франции только по завершении Первой мировой войны.

Работа содержит 1 файл

Франция.docx

— 143.41 Кб (Скачать)

Задачи борьбы против роялистов  и якобинцев толкнули Наполеона  на путь создания сильной, разветвленной  полиции. Те же задачи подсказали ему  и иные меры в административно-политической сфере. Полагаю, что в этот период идейные воззрения Бонапарта  уступили место честолюбивой заботе о своей роли в государственной  власти, которую он счел необходимым  укрепить. Наполеон, хоть и действовал прежде всего в интересах крупной буржуазии, но стремился ее также подчинить своей воле, заставить служить государству, в котором с недавних пор стал видеть «самоцель».

 

«Эта военно-бюрократическая машина создавалась не потому, что первый консул теоретически осознал ее необходимость, а потому, что это диктовалось  практическими задачами борьбы против роялистов и якобинцев, представлявшихся Бонапарту главной опасностью в  то время. И эти же практические заботы повседневной борьбы толкали его  и дальше по пути укрепления государственного аппарата»23.

 

Бонапарт счел нужным открыто заявить, что революция закончена, чего не набрались мужества объявить Конвент  и Директория (в действительности она была задушена 9 термидора). Революция  закончена, установилась прочная, стабильная власть, твердый порядок, республика собственности. Режим консульства  и сам первый консул афишировали  свою генетическую связь с революцией.

 

Крепкой авторитарной власти Бонапарт создал возвышенное и благородное  обоснование, в котором первый консул являлся воплощением нации, ее персонификацией. Сама национальная идея в интерпретации  Наполеона – это своего рода соревнование в военной славе и военной  доблести, забвение партийных распрей  во имя высшего долга перед  Родиной24. Согласно Наполеоновской доктрине есть экономические интересы «национальные» и есть интересы всего остального человечества, где последние должны быть подчинены национальным. По сути, им была создана, как отметил А.З. Манфред, «цезаристская диктатура».

На пути дальнейшего укрепления своей власти Наполеон в 1802 году провел через сенат декрет о пожизненности  своих полномочий, а через два  года 10 фримера (1 декабря 1804 г.) абсолютное большинство голосов на плебисците было отдано за провозглашение Наполеона  императором.

Несмотря на свою авторитарную политику, Наполеон демагогически продолжал  афишировать генетическую связь  его режима с революцией.

 

«И хотя в дальнейшем в его  деятельности проявились и реакционные  черты, положительного значения революции  он не отрицал до последних дней своей жизни»25.

 

Если выражаться корректнее, пропаганда первого консула была не совсем уж демагогической. Наполеоновский режим нельзя ни отождествлять с революцией, ни – что не менее важно – противопоставлять ей. Проблема эта носит гораздо более сложный характер.

Несмотря на восстановление сословий, было признано равенство всех перед  законом. Гражданский кодекс в целом  носил буржуазный характер. Никогда  не нарушались и не пересматривались конституционные положения о  неотчуждаемости национальных имуществ. Таковы, очевидно, по мысли Наполеона, были итоги революции, которые следовало сохранить. Следовательно, в принципе он выступал как противник феодализма. Слова, сказанные Бонапартом на острове Святой Елены генералу Бертрану: «Я сохранил все интересы революции, у меня не было оснований для ее разрушения, это составляло мою силу».

Таким образом, Наполеон отнюдь не противопоставлял свое правительство революции и  не собирался этого делать. Разумеется, с течением времени, проводимые им преобразования становились все более консервативными  и монархическими, но генетическую связь режима с революцией он никогда  не отрицал.

Несмотря на свой деспотический  характер, Наполеоновский режим в  целом имел прогрессивное значение в истории.

 

«Наполеон нанес феодализму такие  непоправимые удары, от которых он уже  никогда оправиться не мог, и в  этом прогрессивное значение исторической эпопеи, связанное с его именем»26.

 

«Для Наполеоновского режима характерны следующие черты, если рассматривать  его в развитии:

по  своему происхождению – наполеоновское государство образовалось в обстановке демократических преобразований и  демократической революции;

по  форме власти – авторитарный и  тоталитарный режим;

по  отношению к различным социальным слоям и классам – пропаганда «народности» режима и «объединения и умиротворения» нации, использование  также демагогических приемов, политика лавирования при сохранении главных  социально-экономических завоеваний революции;

по  социальной опоре – буржуазия  и собственническое крестьянство;

переворот 18 брюмера – результат развития термидорианского движения»27.

 

В завершение рассмотрения эволюции идейно-политических взглядов Наполеона  Бонапарта приведу некоторые  выдержки, представляющие наибольший интерес в данном вопросе, из замечаний  французского императора, приведенных  в рукописи Лас Каза.

 

« I

Когда народ в государстве развращен, законы почти бесполезны, ежели не управляется оно деспотически.

 

XXXV

Старые, подновленные штукатуркой, монархии существуют, доколе народ не почувствует  в себе силы: в подобных сооружениях  порча всегда идет от самого основания.  

 

XC

В хорошо управляемой стране нужна  главенствующая религия и зависимые  от государства священники. Церковь  должна быть подчинена государству, а не государство церкви.

 

XCIX

Монарх обязан тщательно следить  за тем, чтобы раздел материальных благ не совершался слишком уж неравномерно, ибо в этом случае он не сможет ни удержать бедных, ни защитить богатых.

 

CLXIV

Я побился об заклад, что ни император  России, ни император Австрии, ни король Пруссии, не пожелали бы стать конституционными монархами, но они поощряют к тому мелких государей, ибо хотят, чтобы  те оставались ни на что не годными. Цезарю легко удавалось покорить галлов только потому, что последние  всегда были разобщены под властию представительного правления.

 

CLXV

Самое важное в политике – следовать  своей цели: средства ничего не значат.

 

                   CCCXXVIII

Человеческий разум сделал возможным три важнейшие завоевания: суд      присяжных,  равенство налогообложения и свободу совести,  если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора.

 

ССССХХХIХ

Хоть я и хотел  возродить  достопамятные времена древности, но это никогда не простиралось столь далеко, чтобы восстановить афинскую демократию. Правление черни никогда не привлекало меня.

 

CCCCLIX

Моя финансовая система предусматривала  уменьшение прямых налогов, кои   ложатся   тяжким   бременем,   и  замену   их   косвенными, направленными только против роскоши и невоздержанности.»

 

 

Как видно из приведенных выше мыслей бывшего императора, имевшего возможность  на острове Святой Елены пересмотреть все свои взгляды и привести их в стройных порядок, в нем сочетались монархические элементы и остатки  просветительских и идей молодости. Этот симбиоз представлял собой поддержку крепкой авторитарной власти, сохранявшей основные незыблемые человеческие права (хотя во многом Наполеон во время своего правления уважал их лишь на словах, ибо по его мнению, как он сам же сказал: «самое важное в политике – следовать своей цели: средства не значат ничего»), осуждение роскоши, которую даже после перелома в своих взглядах он, как видно, продолжал считать одним из главных пороков общества, в сочетании с уважением любой собственности. Иными словами, ему была присуща буржуазно-демократическая система взглядов.

Перейдем к выводам относительно всей общественно-политической эволюции взглядов Бонапарта в целом.

Заключение

 

Войны Наполеона Бонапарта 1796—1815 гг., названные наполеоновскими войнами, сильно изменили лицо Европы, однако их значение противоречиво. Французские солдаты на своих штыках несли идеи свободы народам Европы: войны Наполеона окончательно сокрушили феодальный строй в Европе, прежде всего в её главных державах того времени — в Австрии и Пруссии. Однако, принеся с собой свободу народам Европы, Наполеон в скором времени сам стал в глазах этих народов «деспотом», что породило мощное национально-освободительное движение на континенте (прежде всего в Германии и Испании). Начав свои войны в Европе, Наполеон стремился установить всеевропейское господство Франции, что не могло не нарушить баланс сил на континенте. Кроме всего прочего, если поначалу войны были выгодны различным слоям населения, то в дальнейшем «налог кровью» становился для народа всё более обременительным. И это стало одной из причин краха империи в 1814 году.

Эту, новую во всемирной истории  эпоху, создала сколь великая, столь  же и противоречивая личность, рассмотрение эволюции идейно-политических взглядов которой является целью данной работы. Подведем основные итоги пути их зарождения и развития.

Тяжелая, полная лишений и поражений, юность, абсолютная чуждость Наполеона  Бонапарта его французскому окружению  из-за его почитания Паскуале Паоли и корсиканского патриотизма, любознательность будущего императора Франции обусловили его знакомство с трудами деятелей эпохи Просвещения и возникшую в результате приверженность их идеям. Республиканец и «свободолюб», сын своего времени, на которого оно не могло не наложить «просветительских» отпечатков, безоговорочно поддержал революцию и возжелал распространить ее и на Корсику, осознав, что с этой поры больше нет места сепаратизму, что Корсике по пути с просвещенной Францией. Столкновение со своим кумиром - Паскуале Паоли, вставшим по другую сторону баррикад, поражение и бегство из Родины послужило началом перелома взглядов Наполеона. Он, хоть и остался противником роялизма, больше не был якобинцем. Д.М. Туган-Барановский усматривает близость Наполеона в идейном плане к термидорианцам. Успешные операции в Итальянской кампании способствовали росту крепнувшего честолюбия. Завоевательный характер Египетского похода и неудачи в попытке распространить революцию на Восток, а также вести о поражениях Директории, которые свели все достижения Наполеона на нет, послужили катализатором зарождающейся идеи Бонапарта о захвате власти. Полководец устремился во Францию, где узурпировал власть во время переворота 18-19 брюмера. В это время завершился окончательный перелом в его взглядах. Наполеон стал сторонником сильной централизованной власти и неприкосновенности личной собственности, а также противником народной демократии и вообще принципа разделения властей. Мне думается, что республиканизм Наполеона в свое время был вполне искренним, и он не столько уступил место честолюбию, деспотизму и жажде власти, сколько сменился осознанием новых исторических реалий. Поначалу все проводимые Бонапартом преобразования и его внутренняя «надпартийная» политика были обусловлены, конечно же, его стремлением сохранить и упрочить захваченную власть, но, вместе с тем, не приходится говорить о неискренности его предшествовавших взглядов. Это был результат его естественной идейной эволюции, в результате которой он нашел для Франции необходимость сильной авторитарной власти. Наполеон во время всего своего правления декларировал свою генетическую связь с революцией и до конца своих дней видел в своей деятельности прогрессивное значение.

1 Е.В. Тарле в своей монографии (см. список литературы) отмечает, что в это время Наполеон больше учился, нежели создавал свои собственные идеи.

2 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 22.

3 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 23.

4 Там же. С. 23.

5 Там же. С. 28.

6 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 28.

7 См. рукопись Лас Каза (в списке литературы), пункт – CCCXXVIII.

8 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 29.

9 Там же. С. 30.

10 Там же. С. 31.

11 Там же. С. 34.

12 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 39.

13 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 57.

14 Там же. С. 58.

15 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 119.

16 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 163.

17 Там же. С. 254.

18 Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991. С. 40.

19 Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991. С. 62.

20 Там же. С. 49.

21 Туган-Барановский Д.М. У истоков бонапартизма: происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986. С. 107.

22 Там же. С. 33.

23 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1998. С. 237.

24 Там же. С. 296.

25 Туган-Барановский Д.М. Наполеон и власть. Волгоград, 1993. С. 215.

26 Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991. С. 6.

27 Туган-Барановский Д.М. Наполеон и власть. Волгоград, 1993. С. 255.


Информация о работе Франция