Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:01, курсовая работа
Предмет исследования - изменение численности и возрастной структуры населения, трудовых ресурсов, кадров образования, процессов урбанизации, миграционных потоков, под воздействием государственной демографической политики.
1)Прогноз численности населения на предстоящие 10-15 лет и тенденций ее изменения;
2)Анализ демографической, профессиональной и социальной структуры населения, вопросы оптимизации трудовых ресурсов;
3)Повышения комплексного качества населения, жизненного уровня и т.д.;
4)Изучение проблемы «старения населения»;
5)Рассмотрение вопроса половой диспропорции среди новорожденных: страна стоит перед необходимостью сдерживания увеличения данного дисбаланса;
6)Изучение вопросов миграции и трудоустройства, анализ тенденций урбанизации и трудовой миграции в целях обеспечения тех или иных районов трудовыми ресурсами путем регулирования притока населения;
7)Более тщательное исследование вопроса демографической ситуации в разрезе состояния окружающей среды и ресурсов той или иной территории;
8)Изучение
проблемы демографической стороны вопроса
безопасности и здоровья населения в плане
создания механизма экстренного реагирования
в случае возможных инцидентов.
3.2 Политика по ограничению рождаемости в КНР
Демографическая
политика КНР довольно многовекторна,
тем не менее, основной ее составляющей
принято считать комплекс мер по ограничению
рождаемости. С 1 сентября 2002 года в Китае
вступил в силу первый «Закон о демографии
и плановом деторождении». На разработку
этого закона, состоящего из 7 глав и 47
статей, было затрачено 23 года. В принятом
законе предусматриваются не только обязательства
граждан по выполнению планового деторождения,
но и законные права и интересы людей в
этой области, а также способы защиты собственных
прав и интересов. В соответствии с данным
Законом, действующая государственная
политика планового деторождения не сводится
к упрощенной формуле «Одна семья — один
ребенок». Второго ребенка разрешается
иметь супругам, если соблюдаются все
требования закона и законоположений.
С сентября 2002 года в стране также действует
механизм финансирования работы по планированию
семьи за счет правительственных бюджетов,
введены Положения об управлении сбором
взносов по социальному иждивению, которые
предусматривают отделение взимания взносов
по социальному иждивению от интересов
структур по планированию семьи: собираемые
в различных местах взносы по социальному
иждивению и пени полностью сдаются в
государственную казну, а расходы на работу
по плановому деторождению обеспечиваются
финансовыми ассигнованиями правительств
различных. Главное содержание политики
планирования семьи
– это поощрение поздних браков и позднего
рождения ребенка, ограничение числа младенцев
с упором на улучшение комплексных характеристик
качества нации, призыв к супругам иметь
только одного ребенка. Крестьянским семьям,
испытывающим трудности в силу нехватки
рабочих рук, разрешается иметь второго
ребенка с соблюдением определенного
интервала после рождения первого. В районах
проживания национальных меньшинств придерживаются
различных правил, зависящих от волеизъявления
титульной нации (а также от численности
последней), наличия местных ресурсов,
состояния экономики, культурных традиций
и народных обычаев. В целом каждая такая
семья может иметь двоих детей, в отдельных
районах — троих. Для самых малочисленных
нацменьшинств ограничения не устанавливаются20.
С целью обуздания чрезмерной рождаемости
разработана система мер наказания
«нарушителей» принципа «одна семья -
один ребенок». На них налагают штрафы,
производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю
очередь получают жилье, их детей (второго,
третьего ребенка) не берут в детские сады,
иногда не допускают к обучению в школе,
не будут принимать в высшие учебные заведения.
Родители, нарушившие указанный принцип,
рискуют даже потерять работу. Напротив,
для супружеских пар, соблюдающих установку
«одна семья - один ребенок», предусмотрены
различные льготы. Они получают надбавку
к заработной плате до достижения ребенком
14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии.
У них есть право на первоочередное получение
жилья, устройство ребенка в детский сад.
Политика сокращения рождаемости поощряет
аборты, а также стерилизацию как женщин,
так и мужчин. Тем не менее, в стране превышаются
установленные государством нормы рождаемости.
В ряде семей имеется двое, а то и трое
детей. Люди предпочитают отделываться
штрафом за рождение ребенка «сверх нормы»,
особенно, если первым ребенком является
девочка. Несмотря на успешность мер по
регулированию рождаемости, темпы роста
населения и развития экономики все еще
переживают период дисбаланса. Согласно
прогнозам, основанным на общем показателе
рождаемости, в 2010 и 2020 годах общее количество
населения страны достигнет соответственно
1,37 млрд и 1,46 млрд человек. К 2033 году Китай
подойдет с населением в 1,5 млрд человек.
Рис. 1 - Прогноз динамики роста населения КНР с 2005 до 2030 гг.(млрд чел.)
Таким
образом, в связи с такими прогнозами основной
задачей демографической политики в настоящее
время является сохранение стабильной
демографической обстановки для дальнейшего
развития страны. В феврале 2006 года Госсовет
КНР официально опубликовал «Основные
положения государственных средне- и долгосрочных
планов научно-технического развития
(2006-2020 гг.)». Одними из ключевых направлений
развития в сфере народонаселения и здоровья
нации являются контроль над численностью
населения и повышение качества здоровья
новорожденных. Предполагается уделить
особое внимание развитию новых технологий
по контролю за рождаемостью, обеспечению
контроля за состоянием здоровья новорожденных,
освоению новейших медикаментов, аппаратуры
и соответствующей продукции здравоохранения
для создания научно-технической базы,
необходимой для эффективного контроля
над численностью населения и сохранения
уровня возможных пороков у новорожденных
в пределах 3%. К числу других направлений
развития относится профилактика заболеваний.
3.3 Политика урбанизации руководства КНР
Среди запланированных правительством мероприятий в этой области необходимо отметить: развитие не только крупных, но и средних и мелких городов и волостей, повышение комплексной загруженности городов, привлечение дополнительной рабочей силы в деревнях, городах и волостях.
Проводится совершенствование финансовой и налоговой систем, структуры земельного оборота, административного управления и муниципальных услуг, управления миграционными потоками. Постепенно создается единый городской и сельский рынок труда и конкурсная система трудоустройства. Осуществляется работа по обеспечению гарантий законных прав и интересов. Миграция сельского населения в города удовлетворила здесь спрос на рабочую силу, в основном в строительной индустрии. Однако немаловажным является тот факт, что сельские мигранты получили преимущественно тяжелую, грязную и опасную работу. Крестьяне имеют право заключать трудовые соглашения лишь на определенный срок и поэтому лишены многих материальных и социальных льгот. В Китае в настоящее время свыше 90% предприятий относятся к сфере среднего и малого бизнеса, который пока не отличается высоким уровнем обеспечения безопасности труда и профилактики профессиональных заболеваний. К негативным последствиям внутренней миграции в КНР относят увеличение нагрузки на инфраструктуру и рост преступности. Обеспечение сельской рабочей силы жильем, медицинским обслуживанием, строительство дополнительных сооружений санитарно-гигиенического назначения, обеспечение водой, электричеством – все это является трудноразрешимой задачей. Остро стоит проблема и трущобных поселений. Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья – один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры для осуществления контроля над ситуацией. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу. Существует так же феномен т.н. «санкционированной» миграции, или внутренней миграции, которая в той или иной мере была запланирована руководством страны. Одним из ярких примеров подобной акции можно назвать заселение западных районов Китая жителями других провинций (преимущественно ханьцами). Таким образом, характерными особенностями политики, регулирующей миграционную ситуацию внутри КНР в настоящее время, можно считать следующие:
1) С начала введения в Китае политики открытости и реформ количество мигрирующего населения в стране резко возросло, в то время как политическая, социальная и экономическая среда для создания необходимых условий труда и обеспечения нормального существования мигрантов формируются крайне медленно и непоследовательно;
2)Направления миграционных потоков в рассматриваемый период характеризуются двумя показателями: поток идет из деревни в город и из наиболее экономически отсталых районов в более развитые. Приток сельского населения в города вызван в первую очередь факторами экономического характера: спросом на большое количество рабочей силы, в связи с развитием промышленности, высвобождением большого количества рабочих рук на селе, в связи с переходом к новой системе землепользования, а также приоритетностью урбанизации в политике руководства;
3)Приоритетное развитие города в политике страны вызвало интенсификацию урбанизационных процессов, наиболее актуальным требованием в настоящее время является достижение баланса промышленного развития и уровня урбанизации. Тем не менее, учитывая все возрастающее демографическое давление на крупные города в экономически развитых районах, правительством проводится активная политика по основанию, становлению и развитию малых и средних городов, а также по ограничению притока мигрантов в крупные города;
4)Крайне остро стоит проблема социального обеспечения рабочих-мигрантов: наиболее актуальными вопросами являются организация адекватных условий труда и безопасности на производстве, доступность медицинских и правовых услуг, повышение заработной платы и профессиональной квалификации мигрантов. По всем этим вопросам руководством КНР в последние годы принимаются активные меры;
5)К положительным сторонам работы сельских мигрантов в городах можно отнести их участие в промышленном развитии страны, в интенсификации урбанизационных процессов, в сокращении бедности на селе (как за счет снятия проблемы перенаселения, так и за счет поддержания денежными средствами родных в деревнях;
6)Еще одной составляющей внутренних миграционных процессов в Китае, помимо трудовой миграции, является санкционированная правительством миграция. Это политика поощрения миграции в наименее экономически развитые районы, в частности на запад страны;
7) В целом в настоящее время, в рамках регулирования внутренней миграции внутри страны, основные действия руководства Китая сосредоточены на формировании единого квалифицированного и социально защищенного рынка рабочей силы, на контроле и регулировании потоков мигрантов и распределении их на тех участках, где это наиболее необходимо.
Таким образом, основными характеристиками демографической политики, проводимой правительством КНР в настоящее время, являются следующие:
1)Характер проводимой демографической политики обусловлен фактором переизбытка населения в КНР при очевидной нехватке ресурсов для обеспечения его нормального существования;
2)Демографическая политика носит комплексный характер и нацелена на создание в стране условий для низкой рождаемости, низкой смертности и, соответственно, низкого естественного прироста населения;
3)Несмотря на эффективность предпринимаемых мер, население Китая продолжает увеличиваться, и сдерживание такого роста в запланированных рамках является одним из приоритетов государственной политики;
4)Основными мероприятиями в сфере ограничения рождаемости являются: акцент на планировании семьи, социальная и материальная поддержка семей с одним ребенком, поощрение поздних браков, декларирование необходимости улучшения качественных характеристик нации. Средства достижения этих показателей сочетают в себе комплекс поощрительных и запретительных мер;
5)Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни являются одним из очевидных достижений китайской демографической политики. Однако серьезным последствием этого стало т.н. «старение населения» страны. Негативные стороны такого положения вещей – сокращение трудоспособного населения, повышенная нагрузка на сферу социального обеспечения, необходимость единственному ребенку содержать обоих родителей и т.п;
6)Низкий естественный прирост населения в КНР характеризуется территориальной неравномерностью: в более развитых районах и городах прирост сохраняется в рамках запланированных показателей, в то время как в наименее экономически развитых районах и на селе уровень рождаемости продолжает оставаться достаточно высоким;
7)Большого
внимания и принятия комплекса мер на
уровне руководства страны требует проблема
т.н. полового дисбаланса среди новорожденных
и малолетних детей.
Заключение.
Исходя из всего этого, очевидно, что роль демографической политики для обеспечения социально-экономического развития КНР актуальна и важна.
Анализ
проведения последствии и предпосылок
в области народонаселения в
КНР позволяет сделать
Список использованных источников.
1. Книги
1.1 Книги одного автора
2. Книги без авторов
2.1.1 Страны и регионы мира. Экономико-политический справочник. М., Прогресс, 2005. 512 с.
3. Книги двух авторов
3.1.1 Проблемы
народонаселения КНР: Пер. с кит. и англ./Сост.,
ред. и предисл. Баженовой Е. С. и Судоплатова
А. П. - М.: Прогресс, 12002. - 312 с.
4. Статьи из журналов, газет, сборников
4.1 Дудченко Г. Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе // «Вестник Евразии» №3 2002. - с. 142-149.
4.2 Овчинников В. Демографический капкан: Сколько ртов в состоянии прокормить Китай?// Рос. газета. - 2003. - 6 июня. - с.7.
4.3 Овчинников В. Китай: почему опасно родиться девочкой? [Демогр. пол. в Китае]// Рос. газета. - 2005. - 3 фев. - с.7.
4.4
Бергер Я.М. Население Китая на рубеже
21 века // Журнал Китаеведение, №1, 2001. -
с.12
5. Интернет
5.1 Информационный сервер Китая // http://www.chinatoday.com
5.2 Каукенов А. Демографическая и миграционная политика КНР // Институт мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК, Центр по изучению Китая при ИМЭП 2006[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.asiainfo.newmail.ru
Информация о работе Демографическая проблема Китая и пути ее решения