Черная металлургия: особенности развития и размещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения черной металлургии мира.
Черная металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение черной металлургии в экономике. Основные типы предприятий……………………………………………………………………….5
Глава 2. Предпосылки развития и размещения отрасли………………………..9
Глава 3. Современная характеристика черной металлургии мира…………...14
Глава 4. Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 83.34 Кб (Скачать)

Особенно сильное воздействие  на состав предприятий оказало со-здание мини- и миди-заводов мощностью  в 0,1-1,0 млн. т металлопродукции в  год. Эти предприятия малой и  средней мощности менее капиталоемки, сроки их строительства короче, инфраструктура проще, занятых на них меньше, у них лучше экологические условия производства. Такие узкоспециализированные заводы неполного металлургического цикла обычно вырабатывают качественные стали и разнообразный сложный прокат. Они для своих электродуговых печей обычно используют ресурсы местного металлолома, а выпускаемый ими прокат высокой стоимости расходится в стране и за ее пределами.

В черной металлургии всегда господствовали крупные компании обладающие необходимыми средствами для инвестиций в строительство новых предприятий  и техническое перевооружение старых. Они легче преодолевают неустойчивость мирового рынка черных металлов, его  затоваривание, быстрее внедряют инновационные  виды продукции. Предприятия отрасли  в разных странах имеют неодинаковую форму собственности. В одних  они полностью принадлежат частным  владельцам, акционерным компаниям, в других -- государству. Имеются  и смешанные государственно-частные. Нередко ими владеют совместно  национальный и иностранный капиталы.

Черная металлургия исторически  складывалась как отрасль индустрии  с очень большой мощностью  оборудования. Особенно велик, концентрация в выплавке чугуна и стали, где  сам характер производства определяет очень крупные агрегаты, мощность которых продолжает расти. В прокатном  производстве, особенно на заключительных стадиях четвертого передела, она  значительно меньше. Именно в нем  быстро растет количество малых и  средних предприятий, которые создают  фирмы, мало связанные организационно с крупнейшими металлургическими  монополиями.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предпосылки  развития и размещения отрасли.

 

В последние десятилетия произошло  существенные изменения в технологии производства черных металлов: используются новые методы плавки, сокращаются  производственные потери, в том числе  за счет использования метода непрерывной  разливки стали, повышается качество металла, сокращается его потребление  в расчете на единицу конечной продукции. Сортов и марок чугуна ныне насчитывается несколько десятков, а разных сортов стали и изделий  проката – до нескольких тысяч.

Времена, когда по уровню развития черной металлургии едва ли не в первую очередь судили об экономической мощи страны, уже ушли в прошлое, по крайней мере в постиндустриальных государствах. В эпоху НТР черную металлургию все чаще начали причислять к «больным» отраслям: ее поступательное развитие стали нарушать периоды застоя и даже упадка. Такой ход событий объясняется несколькими причинами: общей тенденцией к снижению металлоемкости промышленной продукции, усиливающейся конкуренцией со стороны более новых и прогрессивных конструкционных материалов (алюминия, пластмасс, керамики, композитов), усилением мер по охране окружающей среды, прямо коснувшихся черной металлургии как одной из наиболее «грязных» отраслей промышленности и др. Вот почему часто говорят, что черная металлургия вступила в полосу структурного кризиса.

Тем не менее преуменьшать значение этой отрасли было бы неправильно. По всем расчетам, черные металлы –  сталь и другие сплавы железа –  останутся основными конструкционными материалами и в XXI в. Нельзя не видеть и того, что в наши дни в черной металлургии происходят структурная перестройка, техническое и технологическое перевооружение. Хотя в производстве стали и других видов металлопродукции на обозримом отрезке XXI в. основные позиции по-прежнему будут занимать традиционные, пусть и постоянно совершенствуемые агрегаты (доменные печи, электропечи, кислородные конвертеры), уже довольно широкое распространение получило внедрение некоторых «прорывных» технологий. К ним относятся: прямое получение стали из руды, непрерывное литье профилей, близких по форме к конечной продукции, непрерывная разливка стали, использование плазменных технологий и т. п.

В то же время черная металлургия испытывает нарастающую конкуренцию со стороны  химической промышленности (пластмассы, армированные стекловолокном), а также  ряда производств, создающих материалы  на основе керамики и углеволокна, и  со стороны цветной металлургии, поставляющей все большее количество конструкционных материалов на основе сплавов легких металлов. Но несмотря на все это сталь сохраняет свои позиции основного конструкционного материала и объемы производства растут (рис. 2.1)[5]

Рис.2.1 Динамика мирового производства стали, млн. т.

До  середины 70-х гг. XX в. производсто стали довольно быстро возрастало. Это можно проиллюстрировать и следующими весьма наглядными данными. Для того чтобы мировая выплавка стали увеличилась со 100 млн до 200 млн т, потребовалось 23 года (с 1927 по 1950). Увеличение выплавки с 200 млн до 300 млн т произошло уже за 8 лет (1950–1958). В 1964 г. в мире было получено 400 млн т стали, в 1968 г. – 500 млн, в 1970 г. – 600 млн т. Но с началом энергетического и сырьевого кризисов развитие отрасли резко замедлилось, что объясняется многими как постоянными, так и относительно временными причинами. С одной стороны, это общее уменьшение металлоемкости производства в эпоху НТР и снижение расхода стали на единицу готовой продукции, повышение требований не столько к количеству, сколько к качеству металла. С другой стороны, это сильное снижение общего спроса на черные металлы в связи с кризисом. Только во второй половине 1980-х гг. выплавка стали снова несколько возросла, но затем, на протяжении 1990-х гг., ее уровень продолжал оставаться неустойчивым, с чередованием лет подъема и падения выплавки. Но в начале XXI в. произошел заметный перелом, когда за одно пятилетие мировая выплавка стали возросла на 420 млн т.

Все эти количественные изменения  сопровождались существенными географическими  сдвигами в мировой черной металлургии. Главный из них заключался в постепенной  «миграции» этой отрасли из экономически развитых в развивающиеся страны. Еще в 1950 г. развивающиеся страны (с Китаем) производили всего 6 млн т стали, или 3 % от общемировой выплавки. В 1970 г. этот показатель увеличился уже до 56 млн т (10 %), в 1980 г. – до 122 млн т (17 %), в 1990 г. – до 201 млн т (26 %) и в 2005 г. – до 545 млн т (50 %). Соответственно доля экономически развитых стран Запада к 2005 г. уменьшилась до 37 %, а доля бывших социалистических стран – до 13 %.

Как уже не раз отмечалось выше, этот географический сдвиг был  вызван к жизни комплексом причин, две из которых следует считать  главными. Это индустриализация более  продвинутых в экономическом  отношении стран Азии, Африки и Латинской Америки, в частности тех из них, которые принято относить к новым индустриальным странам. И это стремление стран Запада переместить в развивающиеся страны часть своих металлургических мощностей в связи с ужесточением собственных законов об охране окружающей среды. Но при оценке этого географического сдвига нужно принимать во внимание еще и следующие немаловажные обстоятельства. Во-первых, довольно крупная черная металлургия возникла пока лишь в сравнительно ограниченном числе развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия, Мексика и др.), тогда как большинство из них по-прежнему не имеет или почти не имеет предприятий данной отрасли. Соответственно и душевое производство стали в них либо вообще отсутствует, либо остается очень низким (10–20 кг), тогда как в странах Запада оно обычно составляет от 300 до 500 кг, не говоря уже о странах с еще более высокими душевыми показателями. Во-вторых, развивающиеся страны ориентируются в основном на производство рядового металла, выплавка же качественных сталей, как и ранее, концентрируется в развитых странах. В-третьих, имеющиеся производственные мощности черной металлургии в развивающихся странах обычно используются на 95– 100 %, а в экономически развитых – на 80–85 %, что означает сохранение значительного резерва на случай благоприятной конъюнктуры.

Современная картина размещения предприятий  черной металлургии формировалась  под влиянием различных причин, обусловленных  во многом научно-технических прогрессом. Причем развитие и размещение предприятий  черной металлургии в разных странах  и регионах мира имеет свои специфические  особенности. С внедрением новых  технологий (ресурсосберегающих) в  самой металлургии, а также с  изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них  меняется и организационная структура  отрасли.[5]

На  размещение предприятий черной металлургии  оказывают влияние следующие  факторы: сырьевой, транспортный, территориальной концентрации производства и экологический. Причем в мировом хозяйстве существует значительный разрыв между районами добычи и потребления рудного сырья(1/2 руды идет на экспорт).

Однако  важнейшими факторами являются сырьевой ( обеспеченность в первую очередь  железными рудами) и топливный (обеспеченность коксующимся углем.[6]

Размещение  металлургического производства носит  следы разных периодов и эпох развития промышленности. Но основная часть металлургических заводов в странах рыночной экономики размещается в местах одинаково удобных для получения железной руды и каменного угля в морских портах или старых каменноугольных бассейнах, связанных удобными путями с морем. Практически все заводы Японии  расположены близ моря,  к ним подвозятся и руда, и каменный уголь. Такой же характер носят припортовые центры Италии, ФРГ , новые заводы Франции. Даже традиционные заводы Рура сохранились в тех местах, куда можно доставить водным транспортом железную руду из Роттердама, служащего «входными» воротами Рура. Так что сегодня главным ориентиром при размещении новых металлургических предприятий полного цикла служат морские порты: в США самый крупный металлургический завод также расположен на побережье в Балтиморе.

Однако  есть много старых заводов, размещение которых носит следы прежней, традиционной ориентации, прежде всего  на уголь и гораздо меньшей  степени на железную руду, хотя сегодня  главным компонентом металлургического  производства по весу является железная руда или лом, её заменяющий.Поэтому в Западной   Европе более трети производства сохранилось в старых центрах.[2]

Значительную  роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.

С развитием  всех видов мирового транспорта уменьшилась  значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. Это повлекло за собой увеличение значения других факторов, таких как емкость рынков сбыта (потребительский фактор), удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, квалификация рабочей силы и др.[4]

На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.[10]

Большое воздействие на географию черной металлургии в  Западной Европе, а также США, Японии и многих других странах оказали  и продолжают оказывать освоение новых крупных месторождений  железных руд в развивающихся  странах, создание  соответствующих  крупнотоннажных средств водного  и железнодорожного транспорта(специализированных крупных рудо- и углевозных судов, специализированного железнодорожного подвижного состава, погрузочно и складских комплексов. Для размещения крупных металлургических заводов полного цикла стала в связи с этим характерна сильная ориентация на портовые центры на побережьях морей(например, в Японии, Республике Корея, Италии, Великобритании, Франции, Бразилии), крупных судоходных реках( в Германии, Венесуэле), озерах ( в США).[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современная характеристика черной металлургии мира.

Основное  исходное сырье для выплавки черных металлов – это железная руда. Используется также марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. В прошлом, учитывая большую материалоемкость и энергоемкость производственного  процесса, наибольшее значение при  размещение предприятий черной металлургии  придавалось фактору наличия  источника сырья и топлива. Формировались  гигантские промышленные (металлургические) районы в разных странах мира. Так. При выборе местоположения для заводов  с доменным производством ( металлургия  полного цикла) соседство месторождений  железных руд и каменного угля благоприятствовало возникновению  черной металлургии во многих районах  Великобритании (в Йоркшире, Средней  Шотландии, Мидленде, в Северо-Восточной  и Северо-Западной Англии), во Франции (в Руре, Сааре), на севере Испании (в  Астурии), в США (в Западной Пенсильвании), в России (на Урале) и т.д.[8]

Ведущие страны мира наращивали мощности предприятий  черной металлургии. Чугун и сталь  мощным потоком устремились в  промышленное производство (табл. 3.1).[10]

Информация о работе Черная металлургия: особенности развития и размещения