Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:44, реферат
Австралийские аборигены- это коренные жители Австралии. Культура аборигенов считается самой древней и самой мало изученной о живущих на Земле цивилизаций о происхождении которой существует множество гипотез и предположений. Например, некоторыми учёными считается, что человек проник сюда около 50000 лет назад из Азии, и с этого момента начало формироваться коренное население здешних мест - аборигены, которые уже на протяжении последних 40 тысяч лет живут без каких-либо изменений.
Австралийские аборигены- это коренные жители Австралии. Культура аборигенов считается самой древней и самой мало изученной о живущих на Земле цивилизаций о происхождении которой существует множество гипотез и предположений. Например, некоторыми учёными считается, что человек проник сюда около 50000 лет назад из Азии, и с этого момента начало формироваться коренное население здешних мест - аборигены, которые уже на протяжении последних 40 тысяч лет живут без каких-либо изменений.
Историки и другие учёные, исследуя проблему происхождения аборигенов, так и не пришли к единому мнению о том откуда изначально появились аборигены ни как давно они проживают на этом материке. Сами же аборигены не имеют ни каких сомнений в этом и их обычаи и традиции, уходящие корнями глубоко в древность, тому подтверждение.
Главная святыня
всех аборигенов и одно из самых таинственных
мест на австралийском континенте это
знаменитая священная скала Улуру . По
местным понятиям, Улуру - это дверь между
миром людей и духов. Аборигены убеждены,
что эта огромная, состоящая из песчаника,
красная скала высотой 348 метров появилась
здесь ещё до "Вечного Периода Сновидений" -
основного культового понятия местного
населения.
Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным. Кроме того, природные условия континента обеспечивали аборигенам удовлетворение их потребностей с помощью охоты и собирательства. Орудия и оружие они изготовляли из дерева и камня. Ножа и наконечники копий и дротиков обрабатывали ретушью, топоры шлифовали. На охоте (на кенгуру, эму и более мелких животных и птиц) пользовались метательным оружием - копьем, дротиком с копьеметалкой, палицей. Остроумным изобретением австралийцев является бумеранг — деревянная плоская серповидная палица, при полете описывающая сложную кривую и поражающая дичь с неожиданной стороны.
Результатом этого стало
Ко
времени соприкосновения с
Присваивающее хозяйство австралийцев обеспечивало их лишь минимальными средствами к существованию; их общественный строй развивался поэтому чрезвычайно медленно.
Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.
Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире. Все рисунки выполнены в очень причудливой манере.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдалённых пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались.
Культура народов Австралии мало чем отличается от их верований. Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Южную и Тропическую Африку.
Культура
народов Австралии неразрывно связана
с религиозными верованиями аборигенов.
Их религиозные представления
Религия.
Человек сохраняет особую связь с тем священным местом, где, как считается, забеременела его мать, символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну и к священному месту своего зачатия, чтобы, в свою очередь, оплодотворить женщину и обеспечить непрерывность жизни.
Ритуалы
также должны обеспечить высокую
рождаемость в племени и
Каждый род связан с одним из видов животных, который является его тотемом (эму, кенгуру и т.п.). Тотему, естественно, нельзя причинять вред, а он, в свою очередь, сообщает полезные сведения в сновидениях.
Абориген знакомится
с сакральной историей мира во время
обрядов инициации, а также ритуалов
тайных культов кунапипи и джангавуль,
когда неофитам передается в неизменном
виде основная сумма религиозного учения.
Эти обряды часто сопровождаются обрезанием край
Обряды, оформляющие переход к половому созреванию у мальчиков, более сложны и болезненны, чем у девочек. Обрезание не является обязательной процедурой, тем не менее мальчик должен пережить символическую смерть, сопровождаемую нанесением ритуальных ран, окроплением кровью и погружением в гипнотический сон, во время которого он должен как бы «вспомнить» происхождение мира.
Аналогичная схема ритуальной смерти и рождения, только более отчётливо выраженная, присутствует в обряде инициации шамана. Претендента на эту должность «убивает» и «оперирует» сообщество мужчин-знахарей, которые «заменяют» ему естественные смертные внутренние органы на вечные органы из минералов. Во время этой «операции» душа неофита совершает паломничество на небеса и в нижний мир. Заново родившийся, обновлённый шаман обладает новыми, особыми способностями.
В большинстве представлений, связанных с инициацией, большую роль играет Радужный змей. Он обитает в прудах и источниках, охраняя находящиеся там кварцевые кристаллы, которые упали с небес в период «времени сновидений» и теперь служат для создания внутренних органов нового шамана. Поскольку путешествия с неба на землю совершаются по радуге, был наложен запрет на купание в водоёмах, над которыми стоит радуга, чтобы непосвящённые не могли завладеть магическими веществами. Во время обрядов, принятых в пустынях на западе континента, неофита убивает водяная змея Вонамби. В Квинсленде змей втыкает в тело неофита сук или обломок кости, который мужчины-знахари извлекут через несколько дней во время процедуры «реанимации» будущего шамана.
Смерть рассматривается австралийцами как результат злого колдовства. Погребальный ритуал включает в себя покарание предполагаемого убийцы. Умерший, как и шаман, совершает путешествие на небо. Однако в отличие от шамана он больше никогда не сможет воспользоваться своим физическим телом.
В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные.
Индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним. Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.
Австралийская
мифология говорит о том, что предки
оставляют в природе следы своего присутствия
в виде деревьев, камней и источников.
В каждом таком месте существа из «времени
сновидений» оставляют «детские духи»,
которые оплодотворяют проходящих мимо
женщин.
Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.
Музыка коренных жителей - аборигенов сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной — групповое.
Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи).
С
появлением европейцев и сокращением
числа коренных жителей ареал
распространения их музыки резко
сузился.
Диджериду (Йедаки, дидьериду).
Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.
Он
делается из куска ствола эвкалипта
длиной 1—3 метра, сердцевина которого
выедена термитами, мундштук может
быть обработан чёрным пчелиным воском.
Сам инструмент часто расписан красками
или украшен изображениями
Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска, как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.
Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте. Но при этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.
При
игре используется техника непрерывного
дыхания. На диджериду играют во время
различных ритуалов и это способствует
вхождению в транс. Этот инструмент
не имел широкого применения и использовался
только в некоторых районах Северной
Австралии.
Пляски корробори.
Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни, что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души".
В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.
Музыка
как для корробори, так и для
ритуалов исполнялась простыми средствами.
В некоторых племенах ритм отбивали
простым чередованием ударов по бедрам,
в других — ударами палок о
землю, иногда постукиванием двух бумерангов.
Пучки листьев эвкалипта на лодыжках
и предплечьях имитировали