Значение наглядности в процессе обучения английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть принцип наглядности у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Принцип наглядности на уроках английского языка
Мультимедийная наглядность на уроках английского языка.

Содержание

Введение
Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка
1.1 О применении наглядности в обучении иностранному языку
1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка
2.1 Использование наглядности обучения при аудировании
2.2 Применение наглядности при формировании лексических навыков говорения
Глава III. Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках иностранного языка
3.1 Наглядность и ИКТ
3.2 Мультимедийное сопровождение уроков английского языка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Значение наглядности в процессе обучения английского языка.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Дипломная работа

На тему: «Значение  наглядности в процессе обучения английского языка».

Суходол 2010 

Содержание

Введение

Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка

1.1 О применении  наглядности в обучении иностранному  языку

1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка

Глава II. Применение принципа наглядности в процессе обучения английского языка

2.1 Использование  наглядности обучения при аудировании

2.2 Применение  наглядности при формировании  лексических навыков говорения

Глава III. Наглядность  и мультимедийное сопровождение  на уроках иностранного языка

3.1 Наглядность  и ИКТ

3.2 Мультимедийное  сопровождение уроков английского  языка

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 

Введение

Проблема наглядности  в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние  годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Принцип наглядности  играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка  возникает задача — создать систему  отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.

При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается таким образом речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.

Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и  моделирует жизненные ситуации, в  которых происходит коммуникация. Принцип  наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности.

Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так  же, как при обучении другим учебным  предметам.

Каждый учитель  за свою педагогическую практику неоднократно слышал рекомендации в свой адрес больше использовать средства наглядности на уроке. Много сил и времени он тратил на то, чтобы наполнить свой кабинет различными наглядными пособиями: картинами, таблицами, схемами, макетами. Пожалуй, нет кабинета, где не было бы технических средств обучения: магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, а в последнее время и компьютеры.

Применение наглядных  методов обучения обусловлено дидактическим  принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. [17]

Цель исследования: рассмотреть принцип наглядности  у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.

Задачи исследования:

Принцип наглядности на уроках английского языка

Мультимедийная  наглядность на уроках английского  языка

Объект исследования: принцип наглядности на уроке  английского языка.

Предмет исследования: принцип наглядности на уроке  английского языка на начальной  ступени обучения.

Гипотеза: принцип  наглядности на уроке английского  языка зависит от таких факторов как:

Педагогическое  мастерство учителя;

Правильная организация  воспитательного и учебного процессов;

Стремление учителя  найти свой эффективный метод  преподавания иностранного языка.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

Обобщение опыта  ведущих педагогов, психологов и  методистов;

Наблюдение;

Пробное обучение. 

Глава I. Роль принципа наглядности в процессе изучения иностранного языка

1.1 О применении  наглядности в обучении иностранному  языку

Сочетание слова  и наглядности – это одно из самых распространенных явлений  в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в  том случае, когда использование  языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

Принцип наглядности  предполагает использование средств  наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению  восприятия и представлений, создающихся  на основе применения этих средств, в  умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.

Проведенные опыты  подтверждают тот факт, что наглядный  материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Наглядность –  это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются  речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

И. А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядности  обусловлены задачами, которые стоят  перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку [4]. Она считает, что наглядность  в плане сообщения знаний при обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.

Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительных смысловых опор – «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи» [7]. По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы те свойства и качества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».

Проблема использования  наглядности в обучении тесно  связана с проблемой моделирования учебного материала. Модели позволяют отображать явления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, а связи между ними – на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём с самого понятия «модель», которое используется во многих областях науки. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Принято условно  подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Существуют и другие классификации: модели вещественные и мысленные (наглядно-образные и логико-символические).

А. Н. Кочергин в предложенной им классификации рассматривает следующие модели по видовому признаку: материальные, идеальные, предметные, символические [5].

С. И. Архангельский  делит существующие модели на три  основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2].

Л. М. Фридман  выделяет два класса моделей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в  свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11]. По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы. Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это восприятие вызывает образы моделируемых объектов, на основе которых эти модели были разработаны.

Метод моделирования  сегодня широко используется в педагогике. Л. М. Фридман считает, что использование моделирования в обучении имеет два аспекта: 1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения; 2) является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценное обучение.

Подавляющее большинство  форм человеческой деятельности не может  осуществляться без применения знаково-символических  средств. Считается, что знак представляет предмет и отражает посредством значения свойства и отношения предметов, т. к. неразрывно связан со значением. Таким образом, функции знаково-символических средств – представлять предмет, вызывать образ предмета, сообщать знания о предмете.

Посредством знаковых систем возможно эффективное кодирование получаемой информации, чтобы максимально упростить и убыстрить процесс приведения получаемой информации к доступному для ее использования виду.

Психология различает  разные виды знаково-символических  средств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависит от вида деятельности и от цели употребления. В реальной деятельности, в том числе и в обучении ИЯ, все виды знаково-символических средств используются не изолированно, а в комплексе, что очень хорошо просматривается в опорно-семантической схеме, которая включает разные виды графических символов, отображающих содержание учебного материала.

Необходимость владения методикой моделирования  обусловлена практической значимостью  как общего метода научного познания, так и психолого-педагогическими аспектами. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает и в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свёрнутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчёте на образные ассоциации с помощью мнемонических правил.

1.2 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка

В своей практике учителя английского языка стремятся  использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.

Информация о работе Значение наглядности в процессе обучения английского языка