Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Объектом курсового исследования является обучение лексики иностранного языка. Предметом курсового исследования является особенности использования тестов в обучении лексики английского языка. Цель курсового исследования – выявление роли тестирования в обучении лексики английского языка.
Задачи курсового исследования:
1.Рассмотреть и проанализировать научную и учебную литературу в ракурсе курсовой работы;
2. Изучить психологические факторы, связанные с процессом становления лексических навыков, особенностями психического развития младших школьников и их учебной деятельности
3. Рассмотреть особенности применения тестов для контроля знаний учащихся по иностранному языку;
4. Выявить особенности применения тестов при обучении иностранному языку;
5. Определит классификацию тестовых заданий по английскому языку.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I . Обучение лексике иностранного языка
1.1 Понятие лексики………………………………………….………..…..5
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку……………………………………………………………………………...7
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных классов……………………………………………………………....10
1.4 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения……………………………………………………
Глава II. Использование тестов на уроках английского языка
2.1 Сущность понятия «тест»…………...………………………………..14
2.2 Проблемы тестового контроля………………………………………..21
2.3 Роль тестов в формировании лексических навыков……………….26
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список………………….…………………………………29
Агентство
по управлению государственными учреждениями
Пермского края ГОУ СПО «Пермский
педагогический колледж №1»
Кафедра
педагогики и методики начального образования
Курсовая
работа
Тест
в функции управления
лексики английского
языка
Федосеевой Татьяны Дмитриевны
Специальность 050709
Преподавание в начальных классах
Курс II, группа 22
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
Бандура
Татьяна Дмитриевна
Пермь, 2011
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава I . Обучение
лексике иностранного языка
1.1 Понятие
лексики………………………………………….………..…
1.2 Лексические навыки и их место в процессе
обучения иностранному языку…………………………………………………………………
1.3 Проблемы формирования лексических
навыков у учащихся начальных классов……………………………………………………………
1.4 Возрастные
и психо-физиологические особенности
учащихся на начальном этапе обучения……………………………………………………
Глава II. Использование тестов на уроках английского языка
2.1 Сущность понятия «тест»…………...………………………………..14
2.2 Проблемы тестового контроля………………………………………..21
2.3 Роль тестов в формировании лексических навыков……………….26
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………….…………………………………29
Введение.
Объектом
курсового исследования является обучение
лексики иностранного языка. Предметом
курсового исследования является особенности
использования тестов в обучении лексики
английского языка. Цель курсового исследования
– выявление роли тестирования в обучении
лексики английского языка.
Задачи курсового исследования:
В данной работе используется следующие методы исследования:
Контингент: Учащиеся
начальных классов
Глава I. Теоретические основы работы над лексикой иностранного языка
1.1
Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным
языкам.
Любой
язык представлен фонетическим, грамматическим
и лексическим материалом, а изучение
языка заключается
Так, на начальном уровне обучения иностранному
языку основной упор делается на развитие
понимания у детей разговорного английского
языка и закладываются основы произношения.
Количество слов, речевых клише, а также
лексические темы, представленные для
изучения, варьируются в зависимости от
каждого учебного курса или индивидуальной
программы учителя.[1]
Прежде, чем говорить об
обучении лексической стороне языка, нужно
привести определение слова «лексика».
Лексика – это живая материя языка. Она
служит для предметного содержания мысли,
то есть для называния. Но более известно
другое определение лексики. Лексика –
совокупность слов и сходных с ними по
функциям объединений, образующих определённую
систему. Системность лексики проявляется
в том, что все её единицы на основе своих
свойств входят в определённые лексические
объединения: семантические поля, группы,
синонимические и паронимические цепочки,
антонимические противопоставления, словообразовательные
гнёзда. Лексика состоит из лексических
единиц, которые могут быть цельными (или
нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными).
Лексическими единицами могут быть:
1) слова;
2) устойчивые словосочетания;
3) клишированные обороты (выражения).
Из вышесказанного следует сделать вывод,
что, обучая лексике, мы обучаем языку.
1.2 Лексические
навыки и их место в процессе
обучения иностранному языку
Иностранный язык как предмет, способствующий
развитию коммуникативной культуры и
расширяющий познавательные возможности
учащихся, предлагается изучать на всех
ступенях обучения в школе, включая начальную.
Признается, что раннее обучение иностранному
языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической
адаптации младших школьников к новому
языковому миру, способствует преодолению
в дальнейшем психологических барьеров
в использовании иностранного языка как
средства общения, приобщает детей к новому
социальному опыту за счет расширения
проигрываемых социальных ролей в игровых
ситуациях семейно-бытового и школьного
общения, формирует у учащихся готовность
и способность к общению на иностранном
языке с учетом их речевых возможностей
и потребностей.
Одно из условий
успешного общения на иностранном языке
на доступном детям уровне - качественно
сформированные лексические навыки, являющиеся
важным компонентом содержания обучения
иностранному языку.
Практика показывает,
что примерно к середине обучения в начальной
школе встает проблема повышения эффективности
обучения лексике. Это вызвано тем, что
у учащихся накапливается определенный
лексический запас, им становится все
труднее запоминать новые слова и сохранять
их в памяти. Начинается процесс забывания
лексических единиц. В связи с этим страдает
качество речи, как устной, так и письменной,
так как оно находится в прямой зависимости
от сформированности лексических навыков.
Кроме того, расширяющийся круг ситуаций
общения требует большего объема лексических
единиц и более прочных лексических навыков.
Лексические навыки
представляют собой только один из важных
компонентов, обеспечивающих лексическую
сторону речевой деятельности.
Процесс овладения лексическими навыками
состоит из нескольких этапов:
1) ознакомление, включающее введение и
объяснение;
2) тренировка в употреблении лексических
единиц;
3) употребление лексических единиц.
Изучение психологических факторов,
связанных с процессом становления лексических
навыков, особенностями психического
развития младших школьников и их учебной
деятельности, явилось второй задачей
нашего исследования и помогло прийти
к выводу о том, что для эффективного формирования
лексических навыков требуется соблюдение
порядка и условий предъявления понятийного
и тренировочного материала в соответствии
с операционным составом лексического
навыка, обеспечение многократного повторения
лексического материала каждым учащимся
и увеличение объема тренировки, использование
разных видов наглядности, осуществление
предметных действий с лексическими единицами,
индивидуализация обучения лексике, обеспечение
немедленной обратной связи, своевременный
контроль и коррекция при выполнении письменных
лексических упражнений [3].
Многие из перечисленных требований обусловлены
возрастными особенностями младших школьников,
а именно их восприимчивостью к мобильным
предметам, стремлением к наглядно-чувственной
опоре, преобладанием непроизвольного
запоминания, неустойчивостью внимания,
неумением работать самостоятельно. Требование
индивидуализации обучения обусловлено
необходимостью учета индивидуально-типологических
особенностей детей, в частности особенностей
их психических процессов, а также способностей
детей к изучению иностранного языка.
Существуют определенные критерии отбора
лексического материала для младших школьников:
1) все слова, изучаемые на данном этапе,
должны означать понятия, хорошо известные
ребенку на родном языке;
2) слова должны иметь частое употребление
в языке и большую сочетаемость друг с
другом.
Общеизвестен факт, что дети исследуемого
возраста лучше всего усваивают слова,
обозначающие конкретные предметы, которые
можно увидеть или потрогать руками, и
глаголы, обозначающие движение и действия,
которые можно продемонстрировать[4].
1.3 Проблемы
формирования лексических
В соответствии
с личностно-ориентированным походом
к образованию, согласно которому в центре
педагогического процесса находится ученик,
не следует ограничивать учащихся, которые
могут усвоить больше лексических единиц,
тем более что ситуации общения, которые
постепенно расширяются, требуют большего
объема лексических единиц и более прочных
лексических навыков.
Психологические
закономерности определяются:
1) особенностями становления лексических
навыков;
2) особенностями психического развития
младших школьников;
3) спецификой учебной деятельности учащихся
младших классов в целом.
Начнем с рассмотрения особенностей становления
навыков на данном этапе обучения. На уроке
в условиях дефицита времени учителю трудно
организовать необходимые условия для
формирования лексических навыков. Он
не может обеспечить немедленную обратную
связь и коррекцию при выполнении письменных
упражнений, направленных на формирование
лексических навыков. Промедление же в
сообщении результатов ученику обратно
пропорционально эффективности тренировки
[5].
Недостаток времени, отведенного на изучение
иностранного языка в начальной школе,
ведет к тому, что выполнение большого
количества письменных упражнений из
учебника и рабочей тетради планируется
на внеурочное время. Выполнение письменного
задания дома с последующей проверкой
учителем часто способствует закреплению
в памяти, допускаемой учеником ошибки.
Следует отметить, что часто не соблюдаются
порядок и условия предъявления тренировочного
материала в соответствии с операционным
составом лексических навыков, в результате
нарушается последовательность при формировании
навыка. А для того, чтобы формируемые
навыки были гибкими и прочными, необходимо
разнообразие условий тренировки, которое
выражается в вариации объема, порядка
и условий предъявления тренировочного
материала [6].
Формирование лексических
навыков у учащихся любого возраста требует
многократного повторения действий с
лексическим материалом. При обучении
младших школьников необходимость многократного
повторения возрастает еще больше, что
объясняется особенностями их памяти,
которая является преимущественно кратковременной,
и для запоминания лексических единиц
исключительно важен объем тренировки.
В условиях недостатка времени оказывается
невозможным обеспечить многократное
повторение каждым учащимся большого
по объему лексического материала, который
с каждым уроком увеличивается.
Если рассматривать
распределение лексические единицы в
процессе обучения, то часто бывает, что
большой массив лексики дается в начале
новой темы. Отсутствие возможности для
достаточного количества повторений большого
по объему лексического материала вследствие
недостатка времени затрудняет правильное
формирование лексических навыков у каждого
учащегося. Вторая группа психологических
закономерностей связана с особенностями
психического развития младших школьников.
Конкретность мышления младших школьников,
восприимчивость к мобильным, колоритным
предметам, неустойчивость внимания, преобладание
наглядно-образной памяти требуют ассоциации
слова с конкретным предметом или действием.
Причем чем больше анализаторов «работает»,
тем лучше усвоение.
Из психологии известно,
что в кратковременной памяти слова удерживаются
от ярких впечатлений, а в долговременной
памяти они сохраняются благодаря предметным
и умственным действиям, осуществляемым
с лексическим материалом. Работу с раздаточным
материалом с целью осуществления предметных
действий с лексикой учителю организовать
трудно вследствие большой наполняемости
классов в общеобразовательной школе
и невозможности проконтролировать правильность
выполнения действий с лексическим материалом
каждым учащимся.
Свое влияние на усложнение процесса овладения
лексикой оказывает и несформированность
навыков и умений учебной деятельности
у младших школьников [7].
В процессе обучения иностранному языку
в начальной школе учащиеся, начиная с
первого года обучения, овладевают общеучебными
навыками и умениями. В частности, они
еще не совсем умеют работать в разных
режимах (индивидуально, в паре, в группе),
взаимодействуя друг с другом. Вследствие
этого при формировании лексических навыков
у младших школьников в основном используется
фронтальная работа, при этом не обеспечивается
достаточная индивидуализация обучения.
У школьников 1-2 классов еще только начинают
формироваться навыки самостоятельной
работы. Это осложняется еще и тем, что
у каждого учащегося возникают индивидуальные
трудности в процессе овладения лексикой,
которые ему желательно научиться самостоятельно
преодолевать путем выполнения предназначенной
только для него серии упражнений. Создание
таких условий на современном этапе обучения
в начальной школе представляет существенные
трудности. Определенные проблемы наблюдаются
и при контроле лексических навыков. Владение
лексикой проявляется в процессе устно-речевых
высказываний учащихся, в процессе чтения
и аудирования, хотя допускается, что «в
целях промежуточного контроля лексическая
сторона речи может быть условно отграничена
от фонетической и грамматической и подвергнута
проверке». Таким образом, рассмотрение
психологических проблем, наблюдаемых
при обучении младших школьников лексике,
показывает, что учебный процесс будет
организован более грамотно в психологическом
отношении, если он будет индивидуализирован,
будет обеспечивать немедленную обратную
связь, больший объем тренировки лексического
материала, предъявляемого учащимся в
соответствии с операционной структурой
лексических навыков, будет более наглядным
и будет обеспечивать предметные действия
с лексическим материалом.[8]
Глава II. Использование тестов на уроках английского языка
1.2 Сущность понятия « тест»
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае – речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности. [9]
Тест (от
англ. test – испытание, исследование)
– это система заданий, выполнение которых
позволяет охарактеризовать уровень владения
языком с помощью специальной шкалы результатов.
Тесты также широко применяются для определения
способностей, умственного развития и
других характеристик личности [10].
Тесты являются составной частью тестирования
– метода исследования, предусматривающего
выполнение испытуемым специальных заданий.
Такие задания носят название тестовые.
Они предлагаются либо в открытой
форме, когда испытуемый должен дополнить
основной текст, чтобы получить истинное
высказывание, либо в закрытой
форме, когда испытуемый должен выбрать
нужный ответ из нескольких вариантов,
причем один из них правильный, а остальные
– нет.
Основное различие между традиционными
контрольными заданиями и тестовыми заданиями
заключается в том, что последние всегда
предполагают измерение с использованием
специальной шкалы. Поэтому оценка, выставляемая
по итогам тестирования, отличается большей
объективностью и независимостью от возможного
субъективизма преподавателя. Стандартная
форма заданий при этом обеспечивает оперативность
в работе и легкость подсчета результатов.
Максимально повысить надежность измерения
и валидность использования теста можно,
если следовать трем основным этапам его
создания: 1) дать ясное и недвусмысленные
теоретические – научно-обоснованные
определения умений, которые надо измерить;
2) точно установить условие и операции,
которых следует придерживаться при проведении
теста и наблюдении за его выполнением;
3) количественно определить результаты
наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что
используемые измерительные шкалы обладают
всеми необходимыми качествами [9].
Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления:
1) уровня
достижения в определенном
Информация о работе Тест в функции управления лексики английского языка