Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:48, лекция
Описание работы
При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей. Выделим главные: 1. Культура обладает всепроникающей способностью охватывать все стороны жизни человека и носит интеграционный характер, объединяя различные культурные формы в единую систему духовной жизни. Это универсальное качество культуры.
Содержание
1. Законы функционирования культуры 2. Условия функционирования культуры 3. Основные культурологические концепции XIX–XX вв.
За
свою уже почти столетнюю историю
психоаналитическая концепция испытала
и расцвет, и относительный упадок,
но до сих пор весьма распространена
и употребляема для интерпретации
самого широкого спектра явлений
культуры. Несмотря на то, что с самого
своего возникновения психоанализ
как теория культуры был объявлен
теорией – мифом и вульгарно
биологизаторской концепцией, многие
его положения применялись и применяются
до сих пор в конкретных исследованиях
культур.
Структурализм.
Структурализм (лат. structura – строение)
– направление в гуманитарном знании,
сформировался в 1920-е гг. и связан с использованием
структурного метода, моделирования, элементов
семиотики, формализации и математизации
в лингвистике, литературоведении, этнографии,
истории. Объект исследования структурализма
– культура как совокупность знаковых
систем (язык, наука, искусство, мифология,
мода, реклама). Основа структурного метода
– выявление структуры как относительно
устойчивой совокупности отношений; признание
методологического примата отношений
над элементами в системе; частичное отвлечение
от развития объектов (примат синхронии
над диахронией). В более узком смысле
– научно-философское течение, получившее
наибольшее распространение в 1960-х гг.
во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт,
Ж. Деррида; особое течение – генетический
структурализм Л. Гольдмана). Одним из
направлений структурализма является
структуралистское литературоведение,
в нем выделяются два основных раздела:
структурная лингвистика, структурная
поэтика.
Эволюционизм.
Эволюционизм – направление в культурной
антропологии, задающее теоретическую
модель необратимых культурных изменений,
называемую эволюцией, или развитием,
применение которой позволяет оценить
рассматриваемую культуру или культурную
черту в соответствии с принятыми критериями.
В рамках эволюционизма принята концепция
эволюции, предложенная еще Спенсером
как особый тип последовательности необратимых
изменений культурных феноменов от относительно
неопределенной бессвязной гомогенности
к относительно более определенной согласованной
гетерогенности, происходящих благодаря
постепенной дифференциации и интеграции.
Человеческая культура в этих теоретических
рамках рассматривается как совокупность
процессов адаптации людей, организованных
в общества, к их природному окружению.
Этологический
подход. Этология (< греч. ethos- обычай,
нрав, характер + ...логия) – биологическая
наука, изучающая поведение животных в
естественных условиях. Обширные сведения
о поведении животных были накоплены биологами
в XVIII–XIX вв. Значительное влияние на становление
этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель
этологии Э. Геккель использовал термин
«этология» как синоним экологии. Современная
этология возникла в 30-е гг. XX в. благодаря
работам австрийского зоолога К. Лоренца
и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее
время этологи К. Лоренц, Н. Тинберген,
К. фон Фриш выдвинули гипотезу, получившую
название «Инстинктивные основы человеческой
культуры». Ученые перенесли наблюдения,
накопленные в этологии, на человека и
человеческое общество. Суть этологического
подхода заключается в сравнительном
описании различных форм поведения, выяснении
их приспособительного значения, определении
роли врожденных и приобретенных элементов
поведения, в выявлении значения форм
поведения для сохранения и эволюции вида.
Функциональный
подход. Появление функционализма как
способа изучения культур связывают с
работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.
Сильное влияние на становление этого
направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Особенностью функционального подхода
является рассмотрение культуры как целостного
образования, состоящего из элементов,
частей. Важнейшая задача – разложение
целого (культуры) на составные части и
выявление зависимостей между ними. Данное
направление в изучении культур в большой
степени ориентировано на раскрытие механизмов
действия и воспроизводства социальных
структур.