Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:42, доклад
СССР – одно из наиболее противоречивых, абсурдных, жестоких и в то же время великих и несомненно важных явлений в истории этой планеты. Коммунистическая идеология, настолько жестко пропагандируемая, настолько хитроумно придуманная и многообещающая, проникла абсолютно во все сферы жизни общества. Но к чему тут языкознание, спросите вы. Разве могла советская власть добраться даже до такой науки и вплести в нее свои идеологические мотивы? Конечно, ведь для рус
Псевдоучение
Марра и Статья Сталина
«Марксизм и вопросы
языкознания»
СССР – одно из наиболее противоречивых, абсурдных, жестоких и в то же время великих и несомненно важных явлений в истории этой планеты. Коммунистическая идеология, настолько жестко пропагандируемая, настолько хитроумно придуманная и многообещающая, проникла абсолютно во все сферы жизни общества. Но к чему тут языкознание, спросите вы. Разве могла советская власть добраться даже до такой науки и вплести в нее свои идеологические мотивы? Конечно, ведь для русского человека, особенно когда он находится под давленьем либо свято верит в то, что строит великое беззаботное будущее, нет ничего невозможного. Когда мы с коллегой начали изучать этот вопрос, нас шокировал тот факт, что во времена СССР человек, не имеющий специального образования (пусть даже этот человек – сам генсек Иосиф Сталин) мог вмешиваться в такую далекую от политики науку, как языковедение.
Я и моя коллега хотим вернуть вас в середину прошлого века, когда наши бабушки и дедушки только начинали свою жизнь, готовясь шагать ровным строем в светлое коммунистическое будущее. А что же происходило с языкознанием в то время? Сейчас узнаем.
Прежде всего мы хотели бы познакомить вас с таким термином, как марризм. Марризм, который также имеет названия яфетическая теория, теории стадиальности, яфетидология – это особое научное течение, которое берет начало в 30-х годах 20 века, получившее свое название в честь главного идеолога Николая Марра. По своей сути это учение представляет собой теорию происхождения, истории и «классовой сущности» языка. Такое явление как марризм появилось вследствие многочисленных попыток советских ученых наложить идеологических отпечаток на языкознание и обосновать сию науку с точки зрения марксизма-ленинизма. В данный момент марризм представляет ценность для сравнительно-исторического языкознания.
Кавказовед, археолог и историк Николай Марр (1864—1934), не имевший собственно лингвистического образования, с 1912 года академик Санкт-Петербургской императорской академии наук (после революции — Российской) в ноябре 1923 года выступил с «Новым учением». Многие вполне естественно принимали принципиально недоказуемые (но, тем самым, и принципиально неопровержимые) утверждения «единственного специалиста» в этой области на веру.
Основные постулаты марризма:
От элемента РОШ произошли такие слова – красные, русы, рыжий.
Учения Марра было принято на Ура советскими властями, оно было условно окрещено как «Новое учение», и, после вступления Николая Марра внедрялось как единственная классово верная теория в языкознании. Вокруг Марра сложилась «школа» пропагандистов псевдомарксистских лингвистических лозунгов, порой не имевших никакого языковедческого образования и занимавшихся не исследованиями, а шельмованием оппонентов марризма, которым предъявлялись прямые политические обвинения без какой-либо попытки научной дискуссии. В наше время учение Марра рассматривается как песевдонаука, однако это явление привлекло современных учёных к исследованию синхронных закономерностей языка, социолингвистики, языковой типологии, невозможности ограничиваться сравнительно-исторической проблематикой. Государственная поддержка этого учения затормозила развитие отечественной лингвистики.
Уже в 50-е годы, несмотря на одобрение власти, появились противники учения Марра, что привело к открытию в мае 1950 года дискуссии в газете «Правда», начатую противником марризма Чикобавой. Казалось бы, что в истории советского языкознания намечались светлые горизонты, но не тут-то было. В дело решил вмешаться не кто иной, как главный герой нашей презентации – Иосиф Сталин. Ему было не выгодно учение марристов, ибо у него появилось слишком много противников среди советских лингвистов, которые были недовольны положением вещей. Но и давать им свободу товарищ Сталин не собирался, несмотря на то, что порывом к его вступлению в дискуссию было именно обращение языковедов, которые здраво смотрели в корень проблемы. Статья Сталина полностью развенчала постулаты марризма и это учение в целом.
Работа Сталина состоит из нескольких частей. Сначала идёт, в стиле интервью, давая ответы на вопросы ученых и молодых учащихся. Сталин, начиная с оговорки «я не языковед, и, конечно, не могу полностью удовлетворить товарищей», касается в основном философской стороны языка и его связи с общественными формациями («язык как надстройка» по Марру). Сталин показывает, что такой связи нет, русский язык в целом после «Октябрьского переворота» не поменялся, а утверждения Марра не соответствуют взглядам, например, Энгельса, который придерживался вполне традиционных лингвистических теорий. Теория классовости языка объявлена «примитивно-анархической». В качестве альтернативного Сталин предлагал сравнительно-исторический метод, который, при «серьёзных недостатках» (не конкретизировалось каких), всё же «толкает к работе, к изучению языков». Тем самым статья Сталина снимала с компаративистики тяготевшие над ней в 1920—1940-е годы обвинения марристов в «буржуазности» и расизме.
Современная оценка сталинской работы очень противоречива. С одной стороны, она ясно показала бесперспективность как марризма вообще, так и попыток построить особое «марксистское языкознание». Это привело к значительному оздоровлению обстановки в советской лингвистике, переживавшей новую волну вненаучных проработочных кампаний, к деполитизации науки о языке. С другой стороны, содержала ошибочные суждения, которые лингвисты были вынуждены некоторое время воспроизводить. Труд Сталина всячески пропагандировался и переиздавался; цитаты из него были обязательными не только для лингвистических работ, но и для обычных грамматик и словарей. Работа Сталина была переведена на английский, немецкий (1951), японский и другие языки, в том числе языки народов СССР[4], и изучалась многими лингвистами, в основном испытавшими влияние марксизма, но не только. Сочувственно отзывались о развенчании марризма многие нейтральные к политике зарубежные учёные, в частности, Жозеф Вандриес. Ноам Хомский нашёл её «совершенно разумной, но без каких бы то ни было блестящих открытий. Репутация Сталина как «языковеда» нашла отражение в известной сатирической песне Юза Алешковского:
Товарищ
Сталин, вы большой
учёный —
В языкознаньи знаете
вы толк,
А я простой советский
заключённый,
И мне товарищ — серый
брянский волк.
В наши дни и само псевдоучение Марра, и статья Сталина доказывают, что нельзя в языкознании опираться на политику и идеологию. И также нельзя не брать во внимание установление родства языков и их развитие как родственных, что в советскую эпоху рассматривалось как проявление расизма.