Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:41, доклад

Описание работы

Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку считаю применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Мы стремимся к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика.

Работа содержит 1 файл

Методы обучения.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

     Тема: современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка.

     Возрастающая  потребность школьников в овладении  иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность,  способности  и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося  в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.     

     В практике своей работы применяются такие технологии как: сотрудничество, развитие критического мышления через чтение и письмо, но  хотелось бы рассказать о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на наш взгляд, игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии.

       Одним из эффективных приёмов  стимулирования интереса учащихся  к английскому языку считаю применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников.  Мы стремимся к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету. С ребятами проводятся грамматические, лексические, фонетические игры, которые направлены на развитие речевых умений. Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. Участие учителя делает весь процесс игры ещё более увлекательным и интересным. В старших классах: игры-конкурсы «Brain-ring, «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция». 

     Бесспорно одно, игровые технологии делают процесс  обучения более увлекательным и  творческим.

     Проектные технологии используются как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.

     Проект  – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в  удобной для них творчески  продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль.

     Работу  над проектом мы проводим поэтапно:

     1.Подготовительный  этап – определение тем проектов  и формулировка проблемы. Задача  учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.

     2.Основной  этап – ознакомление учащихся  с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.

     3.Завершающий  этап – оформление проекта  в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов,  подведение  итогов работы и практическое  использование проектов.

     В настоящее время все больше и  больше учащихся при защите своих  проектов отдают предпочтение презентациям  в Microsoft Power Point. Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

     Очень интересным было проведение внеклассного мероприятия  с использованием ИКТ «Круиз по Австралии»  Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам  «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало  у учащихся толерантность через знакомство с культурой англоговорящей страны.

     Готовясь  к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно  используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам  быстро получать недостающую информацию  как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих  средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

     Имея  аудио и видеотеку практически  ко всем темам курса,   по возможности  стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Диски к учебникам дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте,  музыке и о многом другом.

     Многие  дети дома имеют компьютеры с выходом  в Интернет.  Это хорошая возможность  для индивидуализации обучения, для  интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации. Учащиеся  пользуются компьютером при выполнении проектных работ,  а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый материал  включить в содержание урока и для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.

     Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить  процесс обучения, представить учебный  материал более наглядным и доступным  для восприятия учащимися. Любая  схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

     Среди учащихся был проведён опрос по следующим  вопросам:

     1. Важно ли применение ИКТ на  уроках, во внеурочной деятельности  и для самостоятельной работы?  Все  ребята дали  положительный ответ.

     2. Что дает применение ИКТ?

     Самыми  распространенными были ответы:

     Способствует  запоминанию

     Дает  дополнительную информацию

     Делает  урок более интересным

     Привлекает  внимание

     Реализует возможности и развивает творчество.

     Из  этих ответов следует насколько  важно и необходимо использование  информационных технологий для обучения, развития и воспитания  современного ученика.

     В заключении хочется подчеркнуть, что  современность предъявляет все  более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто  рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но  использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

     Итак, использование современных педагогических технологий в обучении – это, если, во-первых, эффективное средство от однообразия, скуки, то, во-вторых, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний, формированию важных и значимых для личности знаний.

     Развитая, свободная, умеющая учиться и принимать самостоятельные решения личность – это те качества, которые обеспечивают мобильность человека в обществе, что может стать гарантом успеха и социальной защищенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ 

     Гузеев  В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

     Селевко Г.К. Современные образовательные  технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

     Полат Е.С. Метод проектов.

     Гузеев  В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.

     Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике  высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001. -- с. 121-141.

     Краевский В.В., Хуторский А.В. Предметное и  общепредметное в образовательных  стандартах //Педагогика. – 2003. – №2 – с.3-10.

     Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 – 12 декабря.

     Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 стр.

Информация о работе Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка