Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:39, курсовая работа
Основной функцией языка является осуществление коммуникации между людьми. Посредством языка обеспечивается взаимопонимание в процессе труда и быта, выражаются мысли и чувства. Поэтому актуальность выбранной мною темы неоспорима, т. к.английский- язык международного общения, насчитывается примерно 1 миллиарда говорящих. При изучении этого языка большую роль играет фонетика (раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка), от грамотности которой зависит, будете ли налажен процесс понимания или нет. Несоблюдение правил фонетики может привести к нежелательному искажению смысла.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1.Различия согласных и гласных звуков английского языка ……..........5
Глава 2. Разные подходы к классификации согласных звуков в английском языке…………………………………………………………………………......6-8
Глава 3………………………………………………………………………….9-12
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: "Система согласных английского
языка"
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Различия согласных и гласных звуков английского языка ……..........5
Глава 2. Разные подходы к
классификации согласных звуков
в английском языке…………………………………………………………………
Глава 3………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..14
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Целью данной работы является описание системы согласных звуков в английском языке.
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретический
2.Обобщить полученные данные. Выявить
критерии для классификации
3. На основе изученных
Объектом исследования стали звуки английского языка.
Предметом- система согласных английского языка.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, предназначенные для студентов, изучающих английский язык.
Глава 1
Звук речи производится в результате точно координированных движения и позиции органов речи. Группировка звуков речи в соответствии с их основными артикуляционными особенностями называется артикуляционной классификацией.
Есть два основных класса звуков традиционно различаемых в любом языке - гласные и согласные. Оппозиция "гласных и согласных" является универсальной. Согласные, как известно, состоят из голоса и шума, а гласные звуки- только из голоса. Гласные образуются благодаря колебанию голосовых связок, когда струя воздуха проходит через гортань. В образовании согласных участвует шум, возникающий при преодолении воздушной струёй препятствий (трение о зубы, размыкание губ и т. д.). Голосовые связки могут участвовать в образовании согласных, а могут бездействовать. В результате в согласные звуках шум присутствует в качестве необходимого признака.
Но это не единственное
отличие гласных и согласных.
Когда произносятся гласные, воздух
выходит свободно, не встречая препятствий
на своём пути, а когда произносятся
согласные — на пути струи воздуха
образуется преграда. Поэтому при
артикуляции согласных
Функциональные отличия между согласными
и гласными звуками определяются их ролью
в образовании слогов: гласные формируют
слог, согласные
-нет.
Глава 2
Есть несколько способов
видения ситуации, касающихся классификации
английский согласных. По словам В.А. Васильева первостепенное значение
должно уделяться типу препятствий и способу
производства шума. На этом основании он выделяет
два больших класса:
а)взрывные
б)щелевые.
Каждый из двух классов подразделяется
на шумные и сонорные согласные.
Фонологическая актуальность данной классификации
может быть подтверждена примерами:
[ti] – [si] tea – sea (взрывной-щелевой)
[si:d] – [si:z] seed – seas (взрывной-щелевой)
[pul] – [ful] pull – full (взрывной-щелевой)
[bəut] – [vəut] boat – vote (взрывной-щелевой)
Другой точки зрения придерживается группа русских фонетистов. (М.А. Соколова, K.P.Гинтовт, Г. С. Тихонова) Они полагают, что в основу классификации должна быть положена степень шума. Такой подход приводит к делению согласных в английском два основных вида:
а)шумные
б) сонорные.
Термин «уровень шума» относится к
слуховому уровню анализа. Но есть внутренняя
связь между артикуляционными и слуховыми
аспектами описания звуков речи. В этом случае слуховой аспект
определяет характер звука более адекватно. Сонорными являются звуки, которые сильно отличаются от всех других согласных языка. Во многом это связано с тем, что в их производстве прохождения
воздуха между органами речи достаточно широк, то есть гораздо шире, чем в производстве шумных согласных. В результате получается , слуховой эффект тона, а не шума. Эта особенность артикуляции
делает звучание сонорных похожим скорее на
звучание гласных, чем согласных. На этом основании отдельные Британские фонетисты относят некоторые из этих согласных к классу полугласных ([r], [j],[w]-например). Тем не менее, по функциональному признаку, в соответствии с их положением в слоге [r], [j],[w] включены в категорию согласных, но с точки зрения их фонетического описания они могут быть рассмотрены
и как гласные.
Место артикуляции является еще одной характеристикой
английский согласных. Место артикуляции определяется активным органом речи , в соответствии с этим принципом
согласные делятся на: губные ,язычные, гортанные. Класс губных согласных подразделяются на:
а) губно-губные
б) губно-зубные,
и из класса язычных согласных выделяют три подкласса :
а) переднеязычные,
б) среднеязычные,
с) заднеязычные.
Важность этой характеристики, может быть доказана
помощью простого примера. В системе английского языка можно найти оппозиции на основе активного органа речи и места обструкции.
[pæn] – [taen] pan – tan (губной – переднеязычный)
[wai] – [lai] why – lie (губной – переднеязычный)
[weil] – [jeil] weil – yale (губной – среднеязычный)
[pik] – [kik] pick – kick (губной – заднеязычный)
[les] – [jes] less – yes (переднеязычный –среднеязычный)
[dei] – [gei] day – gay (переднеязычный –заднеязычный)
[sai] – [hai] sigh – high (переднеязычный – гортанный)
Существуют и другие классификации предложенные британскими и американскими учеными. Дэниел Джонс и Генри А. Глисон, например, дают отдельные группы носовых [t, p, η], боковой [1] и полу-гласных [r], [j], [w].
Следующий важный пункт классификации связан с работой голосовых связок. Долгое время считалось, что с артикуляционной точки зрения различие между такими парами согласных, как [p, b], [t, d], [k, g], [S, Z], [F, V], [ʃ, Ʒ], [ʧ, ʤ] основана на отсутствии или наличии колебаний голосовых связок, или на наличии или отсутствии голоса или компонентов тона. Тем не менее, есть и разность энергий. Все звонкие согласные являются слабыми, и все глухие согласные- сильные .
Еще одна проблема фонологического
характера в английской системе согласных
является проблема аффрикат, их фонологического
статуса и количества.
Теоретически в каждом языке могут быть
аффрикат, , но их число ограничено, и есть
языки, где их нет. По мнению специалистов
в области фонетики английского, есть
две аффрикаты на английском языке, то
они таковы: [ʧ, ʤ]. Д. Джонс указывает на
то, что их шесть: [ʧ, ʤ] ,[ts, ʤ] и [tr, dr].А. Гимсон
увеличивает их количество добавлением
еще двух аффрикат: [tθ, d ð ].
Дело в том, что русские
фонетисты смотрят на английские аффрикаты
с теоретической точки зрения, согласно
которой фонема имеет три аспекта: артикуляционный,
акустический и функциональный, последний
является наиболее значительным. Что касается
британских фонетистов, их главной задачей
является артикуляционно-акустическое
единство этих комплексов,
потому что их цель ограничивается практическим
соображениям
преподавания английского языка.
Глава 3
Теперь попробуем обобщить
и составить классификацию
Звонкие/глухие согласные
По наличию/отсутствию вибраций голосовых связок согласные бывают звонкие, сопровождаемые колебаниями голосовых связок, и глухие, при произнесении которых голосовые связки пассивны и не вибрируют. К первым относятся звонкие шумные согласные и сонанты, ко вторым – глухие шумные согласные.
Английские согласные также классифицируются по способу образования преграды:
1 Смычные согласные, образующиеся путем полного смыкания артикулирующих органов речи, они подразделяются на:
а) Взрывные, когда при размыкании преграды струя воздуха производит сильный взрывной звук: [p, b, t, d, k, g];
б) Сонанты (смычные носовые) при произнесении которых мягкое нёбо опускается, закрывая проход воздуха через ротовую полость, и струя воздуха направляется через носовую полость: [m, n, N].
2 Щелевые согласные при произнесении которых происходит лишь некоторое сближение артикулирующих органов речи, они подразделяются на:
а) Шумные (фрикативные), когда образованная щель не слишком широка и в произнесении преобладает шум трения: [f, v, s, z, T, D, S, Z, h];
б) Сонанты (щелевые неносовые) при произнесении которых проход для воздушной струи немного шире и воздух направляется вдоль всей плоскости, либо по бокам языка: [w, l, r, j].
3 Смычно-щелевые (аффрикаты) при произнесении которых полная преграда постепенно переходит в неполную: [C, G].
Шумные согласные
Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными и сонантами.
Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные и аффрикаты. При произнесении взрывных согласных полная преграда размыкается, воздух выходит из ротовой полости, производя шум взрыва: [p], [b], [t], [d], [k], [g]. Аффрикаты представляют собой звуки, в которых происходит тесное слияние смычного начала с фрикативным отступом. Размыкание органов речи, образующих полную преграду, происходит плавно, звуки артикулируются 1 усилием: [t∫], [dʒ].
Фрикативные согласные
При артикуляции щелевых шумных согласных (фрикативных) воздух выходит через узкую щель, при этом создаёт шум трения. Форма щели может быть плоской, как в [f], [v], или круглой, как в [s], [z]. Фрикативные согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h].
Носовые сонанты
Смычные сонанты являются носовыми. В ротовой полости образуется полная преграда, мягкое нёбо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Носовые сонанты: [m], [n], [ŋ].
Губные согласные.
губно-губными, артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и
губно-зубными, произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].
Язычные согласные.
Переднеязычные согласные могут быть
В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. Так артикулируется единственный в английском звук [j].
Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ].
Гортанный согласный
Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с лёгким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.
Ротовые сонанты
Щелевые сонанты являются ротовыми. Они подразделяются на срединные сонанты, при образовании которых боковые края языка подняты и касаются боковых зубов, а воздух выходит вдоль центральной части языка – [w], [r], [j], и боковые, при произнесении которых передний край языка поднят к альвеолам и касается их, а боковые края опущены, воздух выходит через боковые проходы – [l].
1/2-фокусные согласные
Большинство английских согласных – 1-фокусные, так как имеют одно место образования, т.е. 1 шумообразующий фокус. Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные – 2-фокусные. Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний фокус в звуках [∫], [ʒ], [t∫], [dʒ] и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].