Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Новый год и Рождество, пожалуй, самые главные праздники в мире. В новой Европе нет стран более близких России, чем Германия. Эти страны объединяет давняя история сотрудничества и общения.
Это исследование является актуальным, т.к. на основе анализа этих праздников мы сможем понять, в чем выражалось многолетнее взаимодействие.
В данной работе мы рассмотрим традиции и обычаи проведения Нового года и Рождества в России и Германии.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Рождество ……………………………………………………….4
История Рождества………………………………………………..4
Рождество в Германии: традиции и обычаи……………………..6
Глава 2 Новый год ……………………………………………………...12
История Нового года в России…………………………………..12
Традиции и обычаи…………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………...27
Но у голодных петроградцев не было возможности нарушить Великий пост. Еда распределялась по карточкам, никакого мяса по ним не полагалось, а вместо хлеба давали немолотый овес. Весь город мудрил, чтобы такое из него сотворить. В газетах появлялись кулинарные рецепты - высевки, оставшиеся после варки киселя или супа, предлагалось высушивать и поджаривать. Из них вполне мог получиться «шикарный кофе». Несмотря на голод, во всех районах города были устроены елки для детей. «Красная газета» с гордостью писала, что пролетарская елка положит конец сказке о замерзшем мальчике, которую слушали из года в год буржуйские дети.
В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Самая красочная встреча досталась 1937 - году двадцатилетия Октябрьской революции. К нему готовились загодя. На площади Урицкого (Дворцовой) был развернут новогодний базар. Александрийская колонна символизировала изобилие. Освещенная пятью прожекторами, она была обвешена шоколадными бомбами, консервными банками, серебряными колбасами и папиросными коробками огромных размеров. Следует отметить, что советский новогодний стол не стал изысканным - его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру.
Эра продуктового изобилия была недолгой. Блокадная зима 1941 года стала последней для многих ленинградцев. К ноябрю 1941 года иждивенцы и дети получали по карточкам 125 грамм хлеба. С улиц города исчезли голуби, воробьи, собаки и кошки. В пищу шли дуранда - спрессованные выжимки подсолнечных семечек, столярный клей, танковый жир и шроты - отходы от сои. Однако в канун 1942 года для детей зажглись огни новогодних елок. Звучала музыка вальсов. 1943 новый год ленинградцы встретили, уже уверенные в том, что Ленинград выстоял, победил. С продуктами в тот год стало уже легче: наученные горьким опытом ленинградцы с лета запасали выращенные на грядках овощи, зелень, а то и просто траву. В праздничном меню ленинградских столовых в 1942 году значились: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, биточки из лебеды, печень из жмыха, оладьи из казеина и торт из дуранды.
С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Знаменитый московский повар вряд ли бы узнал в этом «кулинарном шедевре» советской эпохи свое детище. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане даже не слышали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими продуктами. Готовили салат в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок, гусь или утка были желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы. В 1963 году снова начались перебои с продуктами. В связи с неурожаем были введены талоны на муку. Тогда в Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 1963 - 1964 года стал «хрущевский пирог» - из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке.
Однако настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. Впрочем, на новогодних столах это практически не отразилось. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, запасливые ленинградцы берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Сложилась парадоксальная ситуация: в магазинах царило запустение, однако на праздничных столах было полное изобилие.
В 80-х годах, в эпоху Горбачева, ситуация с продуктами практически не изменилась. Однако на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране вырубались виноградники, любой алкоголь исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе. Приунывшим ленинградцам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского: достать его нельзя было никакими силами.
В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рожеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян[http://newyear.redday.
Параграф 2
Традиции и обычаи
Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляниями. Согласно традиции в доме устанавливается Новогодняя ёлка. В западных странах эта ёлка устанавливается на Рождество 25 декабря и называется рождественской елью; в России раньше также была такая традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным Синодом как «немецкий обычай» и вновь разрешена перед новым 1936 годом, но уже как Новогодняя ёлка. Сегодня елку принято украшать другими предметами: различными гирляндами, всевозможными елочными игрушками, золотыми дождиками, конфетти и звездой на вершине елки.
Ёлочные украшения - шары или фигурки животных, людей, предметов быта, которыми наряжают новогоднюю ёлку. Помимо игрушек, ёлку можно украшать сладостями, фруктами и орехами[http://ru.wikipedia.or
На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.
Дед мороз - сказочный персонаж. Он олицетворяет доброту, щедрость, мудрость. Дед Мороз приходит в Новый год и оставляет под ёлкой подарки детям, которые хорошо себя вели в течение года. В случае отсутствия ёлки Дед Мороз может оставить подарки в носках (однако эта традиция не является исконно русской, и применяется редко).
Снегурочка - новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Зимы (богиня у древних славян, «снежная царица»). Образ Снегурочки уникален для русской культуры.
Старый Новый год - Новый год по юлианскому календарю («по старому стилю»). В XX и XXI веках приходится на полночь с 13 января по 14 января (по «новому стилю»). После перехода на новый стиль старый Новый год продолжает по традиции неофициально отмечаться в некоторых странах. В России традиция отмечать старый Новый год связана, помимо сохранения традиции, с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать все церковные праздники по юлианскому календарю («старому стилю»). При этом современный Новый год выпадает на рождественский пост — православный сорокадневный пост в честь Рождества. Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление.
Еще одним символом Нового Года является новогодний стол с множеством угощений, за которым собравшиеся гости провожают старый год и встречают новый. Во время наступления Нового Года принято чокаться бокалами с горячительными напитками (сегодня это шампанское, а когда-то было вино).
Традиция собираться в Новый Год всем вместе для того, чтобы встретить его в большой и веселой компании уходит корнями в старину, когда в небольших деревнях этот праздник праздновался, как говорится, всем миром. После встречи Нового Года люди собирались вместе, пели песни, танцевали и водили хороводы[http://vnov.allcafe.
Заключение
В данной работе описываются немецкое Рождество и русский Новый год. Праздники играют важную роль в развитии этих стран. Это прослеживается в культуре и истории стран.
Рождество появилось в середине IV века, стало главным религиозным, а в последствии и семейным праздником в Европе. В этом состоит различие немецкого Рождества и русского Нового года, а также в том, что, Рождество в России не является главным религиозным праздником и в том, что любимым праздником россиян все же является Новый год, который, в свою очередь, не является церковным.
Традиции и обычаи празднования также различны, потому что зависят от менталитета страны и от культурно-исторических традиций.
Несмотря на все различия, можно также выявить и некоторые сходства Немецкого Рождества и русского Нового года. Так, например, общим символом этих праздников является Рождественская ель в Германии и Новогодняя елка в России. Также можно найти сходство между русским Дедом Морозом и немецким Святым Николаусом. Эти сходства можно объяснить тем, что Россия и Германия являются христианскими государствами.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что культура России и Германии имеет достаточно много общих черт, что, в свою очередь, позволяет облегчить взаимопонимание между гражданами России и Германии.
Список использованной литературы
Учебники и учебные пособия
1. Архипкина Г. Д., Коляда Н. А. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этикет. Феникс, 2004
2. Иэрхарт Б. Религиозные традиции мира, М.: Крон-Пресс, 1996
3. Маркина Л. Г., Муравлева Е. Н., Муравлева Н. В. Культура Германии. Лингвострановедческий словарь / Kultur Deutschlands: Realienworterbuch. Хранитель, 2007
4. Томейлин Б. Германия. Быт. Традиции. Культура . АСТ, 2008
5. Tatsachen über Deutschland, Societäts-Verlag, Frankfurt/Mein, 1997
Источники Интернет
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://vnov.allcafe.info/
3. http://newyear.redday.ru/
4. http://www.vesveter.ru/
5. http://shkolazhizni.ru/
4