Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель:
Теоретически обосновать значимость применения игровых методов обучения английскому языку и проверить их эффективность на практике.
Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения английскому языку и проверить их эффективность на практике.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогические основы игровых методов обучения
2. разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения иностранному языку.
3. показать различные формы и приемы обучения лексики с использованием ролевых игр.
4. опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Понятие ролевая игра в обучении иностранному языку………………..5
1.2 Основные требования к ролевым играм………………………………….7
1.3 Возрастные этапы ролевых игр………………………………………….. 8
1.4 Организация ролевой игры………………………………………………..9
1.5 Функции и преимущества ролевых игр………………………………….12
Глава II. Практическая часть
2.1. Эффективность использования ролевых игр на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе…..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………...23
Приложение
Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.
Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Если есть такая возможность, нужно записать ход игры на магнитную ленту, а затем вместе с учащимися прослушать фонограмму либо всей игры, либо отдельных ее фрагментов. При анализе игры можно записать необходимую информацию с магнитофона на доску.
Фономатериалы игры дают учителю четкое представление о том, что не получилось в игре, какие языковые формы были использованы не адекватно ситуации, что выпало из поля зрения во время подготовки игры. Все это дает учителю возможность учесть недостатки при проведении последующих ролевых игр.
В организации учебного игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплики, а взаимодействие партнеров, поскольку общение есть именно взаимодействие участников. Решение этой задачи связано с изучением закономерностей возникновения общения в совместной осуществляемой деятельности, выявление особенностей речевого взаимодействия партнеров, учетом ограничений, накладываемых иноязычным говорением на форму содержание речевого общения, поиском путей преодоления таких ограничений и повышения самостоятельности высказывания учащихся.
Существует предположение, что ролевая игра может эффективно использоваться на уроках иностранного языка учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности.
Рассмотрим один из уроков четвероклассников, им был предложен сюжет: «Твой младший брат (сестра, малыш из соседней квартиры) – дошкольник – с нетерпением ждет, когда пойдет в школу. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями». Пример одного из диалогов: Please, show me your bag Dima. – Here you are. – May I open it? – Yes, you may. – But I can’t. Help me please. – Now you may take the books out. – Oh, thank you! Look. There are nice pictures in this book. And what’s that? – It’s my pencils, and I must do an exercise . I think it’s very interesting to go to school. I wont to become a pupil very mach. Участники ролевой игры не только обмениваются репликами, но и действуют с реальными предметами, двигаются по классу.
В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Темы речевого общения включают разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях и объектах окружающего мира, об одежде, о режиме дня и т.д.
Наблюдения показывают, что четвероклассники еще сохранили некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Способность играть выражается в том, что ученики четвертых классов охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года используется ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают им войти. Среди заданных вопросов могут быть следующие: Who are you? What season is it now? Is it warm or cold now? When is it cold? When does it rain? Etc. Участники игры не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
На характере речевого взаимодействия участников игры оказывают влияние количество игровых ролей. Например, в полилоге по сравнению с диалогом количество вопросительных фраз у каждого участника было более равномерным. Этим объясняется хорошо известная учителям безуспешность попыток добиться равномерного количества вопросов и ответов у каждого участника диалога без нарушения естественности общения. Естественность диалогического общения повышается если один участник игры в соответствии со своей ролью сообщает что-то, рассуждает, побуждает к действиям, а другой спрашивает, оценивающе реагирует, выполняет просьбу и т.п. В учебных целях важно было разнообразить коммуникативные типы реплик каждого участника игры.
В диалогическом общении каждая фраза сопровождается ответной реакцией, обращенной непосредственно к ученику, произнесшему фразу. А полилоге реплика не обязательно сопровождается ответной реакцией, которая может быть адресована другому участнику игры. Это также необходимо учитывать при организации речевого общения.
Игровое общение приближается к естественному, если учащиеся овладевают типичными способами речевого взаимодействия.
Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут.
Глава II Практическая часть
2.1. Эффективность использования ролевых игр на уроках иностранного языка
В ходе прохождения практики в Ельтайской средней школе проводился эксперимент. Были определены классы для проведения эксперимента - 6 «А» и «Б», где в «А» классе будут проводится ролевые игры. В обоих классах по 20 учащихся. Перед использованием ролевых игр были проведены тесты: по определению уровня знаний выше упомянутых классов.
Цель эксперимента: доказать эффективность использования ролевых игр для повышения интереса изучения английского языка.
Задачи:
1. Составить и подобрать тесты для выявления уровня знаний.
2. Провести тестирование в экспериментальном классе.
3. Составить нестандартные план-уроки с использованием ролевых игр.
4. Проведение уроков.
5. Проведение повторных тестов для сравнения с предыдущим.
В начале прохождения практики у экспериментальных классов проводились тесты, по которым было четко видно, что учащиеся класса находятся на одинаковом уровне знаний. В данных тестах (Приложение №1) экспериментальные классы отвечали на вопросы по выявлению усвоения вокабуляра.
Далее проводились уроки с использованием ролевых игр (Приложение № 2) в 6 «А», а в 6 «Б» же проводились обычные стандартные уроки.
В «А» классе на начальном этапе урока учащиеся в игровых формах поработали с лексикой иностранного языка. Они повторили написание, произношение, перевод активных слов, а также проанализировали значения слов. Этот этап можно охарактеризовать как подготовительный, «разогревающий». На английском языке он называется «warming-up activity». Некорректно начинать работу с лексикой сразу с ролевых игр или коммуникативных ситуаций, начинать необходимо с подготовки учащихся к общению, чтобы актуализировать их знания.
На основном этапе урока учащиеся общались на иностранном языке, используя активную лексику. Игровые ситуации помогли создать некую альтернативную реальность, в контексте которой и происходило общение. Под контролем преподавателя учащиеся тренировались использовать новую лексику в общении. Иногда приходилось реагировать спонтанно.
Как видно из методической разработки очень часто игровые формы обучения очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Однако игровые формы привносят в урок значительные преимущества, помогая учителю достигать целей и решать поставленные задачи. За задачей игры, которую решают учащиеся, скрыта педагогическая цель, которую они часто не осознают.
На каждом уроке можно найти место игровым формам обучения. Игровые методики очень разнообразны: они могут быть представлены в виде небольших игровых упражнений, игровых ситуаций, ролевых игр. Главное, чтобы игровая методика была уместна на уроке и посильна для учащихся, а также соответствовала педагогическим целям и задачам. Игра ради игры – время, потраченное зря.
Благодаря широкому разнообразию и коммуникативной направленности игры можно включать на любом этапе изучения лексики иностранного языка. На начальном этапе изучения лексики они будут представлены в виде игровых упражнений, которые облегчат запоминание новых слов. На заключительном этапе уместны ролевые игры и игровые ситуации, которые и приведут к главной цели изучения новой лексики – общению.
По завершению эксперимента было проведено повторное тестирование в обоих классах. Результаты теста показали, что уровень знаний 6 «А» класса на 30% возрос, в 6 «Б» же уровень увеличился незначительно на 5%, где ролевые игры не проводились (Приложение №3).
Данный эксперимент доказал, что ролевая игра действительно помогает повысить мотивацию к английскому языку и активность учащихся «А» класса, а также процесс овладения школьниками английских слов и выражений, повышает речевую активность учащихся и положительно влияет на учебный процесс.
2.2 Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе обучения.
Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, были использованы методы научно-педагогического исследования, а для изучения практической стороны работы методы изучения опыта. При изучении педагогического опыта использовались следующие методы:
-беседа;
-анкетирование;
-интервьюирование;
Исследования по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили в школе К30.
Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование с учителями этой школы (см. приложение )Г21).
Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 4 из 10 постоянно используют ролевую игру в учебном процессе. От учителей-предметников, которые никогда не применяли ролевые игры были получены следующие ответы:
* одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;
* другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;
* третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.
Но остановимся на опыте организации игровой деятельности конкретного учителя-предметника. Это — учительница английского языка 3-7 классов. Стаж работы в школе — 12 лет. Последние 4 года применяет ролевые игры и, по её словам, довольно успешно. Исследования проходили на уроках английского языка среди 5-Ых классов. Опираясь на результаты исследования, выяснилось, что на уроках учитель использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.
На её взгляд, использовать игру предпочтительно на этапе проверки или закрепления учебного материала. По её словам, анализ результатов проведённых игр показывает, что происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учащихся речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения и т. д.
Исходя из своего педагогического опыта, учитель делает вывод, что дети любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае она не прекращала игровой процесс, но делала более жесткими правила игры.
По её мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:
• если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их вьполнении. На её взгляд это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.
• если дети не хотят играть;
• если игра новая, новые игры должны быть проверены;
Учительница отметила, что на протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если она это замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в самой игре.
Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т. д.
Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, провела исследования среди учащихся 5 А класса Ельтайской средней школы, предложив им ответить на вопросы анкеты (см. приложение)
Информация о работе Ролевая игра в обучении иностранному языку