Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7
§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………….45
Литература………………………………………………………………….47
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение 4……………………………………………………………….62
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУСПО «Шарьинский педагогический колледж
Костромской
области»
«Развитие навыков и
умений письменной речи
через различные методы
и приёмы обучения иностранному
языку у учащихся среднего
звена».
выпускная квалификационная работа
Квалификация «Учитель иностранного языка» студентки 5 группы
специальность 050303
«Иностранные языки»
Кротовой Юлии Викторовны
Руководитель
- Горохов А.Л.
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели,
задачи и содержание развития письма и
письменной речи у учащихся на среднем
этапе обучения иностранного языка в школе………..……………………………………………………
§2 Методы и приемы
развития умений и навыков письменной
речи в обучении иностранному языку у
учащихся на среднем этапе обучения в
школе…………………………………………………………………
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение
4……………………………………………………………….62
Введение
Начиная исследование, первоначально следует дать определение терминам «письмо» и «письменная речь».
Письмо – это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени».
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.
Как и любой другой обучающий аспект, письменная речь имеет свои цели и задачи. Основной целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными значками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Стоит отметить так же тот факт, что в наше время дети стали более неграмотными и обучение письму становиться одним из наиболее важных учебных аспектов. К тому же 21 век является веком международного общения через сеть Интернет. Данный вид общения включает в себя различные виды и функции, поэтому на уроках отрабатываются различные навыки. Письменная речь для обучения иностранному языку играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.
Но, как и все науки, она должна быть интересна для учащихся. Поэтому учителю следует правильно организовать мотивационный момент, т.е. заинтересовать учащихся.
Одним из методов повышения мотивации является применение разнообразных методов и приемов.
Термин «метод» является сложным составным элементом обучения, в состав которого входят разные виды приемов.
Прием - составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие к общему понятию «метод». Отдельные понятия могут входить в состав различных методов.
Таким образом, можно сказать, что для полного раскрытия темы необходимо рассмотреть различные методы и приемы обучения, которые обеспечивают качественное овладение письменной речи и письмом. Так же различные методические разработки позволяют добиться максимальных результатов обучения.
Проблема: Как наиболее эффективно использовать те или иные методы и приемы развития навыков и умений письменной речи в среднем звене средней школы.
Цель: выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения письменной речи на среднем этапе обучения иностранному языку.
Объект: процесс использования письменной речи как одно из средств усвоения иностранного языка в среднем звене.
Предмет: условия организации педагогического процесса с использованием письменной речи как одно из средств обучения иностранному языку.
Задачи:
Гипотеза: Формирование умений и навыков письменной речи будет более успешным, если в работе с учащимися среднего звена систематично использовать разные методы и приемы обучения письму и письменной речи
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: теоретическая, в которой раскрываются основные методические подходы обучения письменной речи у учащихся и описаны различные методики для непосредственной работы учителя и практическая, где описывается непостердственно практическое исследование, проведенное по данной теме. Работа имеет практическую ценность, т. к. был проведен эксперимент, выявлены недостатки, проведен ряд тематических уроков и подведены итоги по проведенной работе, которые свидетельствуют о недостаточном внимании к письменной речи при обучении иностранному языку.
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Данный аспект обучения иностранного языка включает речевые упражнения для обучения составления письменного сообщения, письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.
Письменная речь для обучения иностранному языку играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.
Письмо – это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени».
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения. [4]
Средний этап должен обеспечить более интенсивное развитие умения по владению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этапе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа – тексты песен, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:
-
сообщать зарубежному другу
- запрашивать информацию о том же у своего адресата;
-
написать заметку/письмо в
-
сообщать в анкете/формуляре
-
делать рабочие записи после
чтения печатного текста (
Рассмотрим письмо, как продуктивный вид деятельности. Как и говорение, оно характеризуется трехчастной структурой: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. Иными словами, побуждающей, формирующей и результирующей. В мотивационно-побудительной части появляется мотив, которым является потребность, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно; возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельность реализуется в фиксации продукта письменной речи с помощью графических средств языка – письменного текста.
Различают письменную речь и письмо. Под письмом в лингвистике понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средство представления языка при помощи графических знаков. Под письменной речью понимается книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором имеет место соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений.
Письменная речь – процесс выражения мыслей в графической форме.
В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие памяти, волевых качеств и т.д.[4,34]