Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи исследования:
1) изучить понятие метода проектов, рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу;
2) изучить историю возникновения метода проектов;
3) рассмотреть виды проектов;
4) показать значение метода проектов в обучении иностранному языку;
5) выявить требования к использованию проектной методики;
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся.
Подводя итоги можно
сказать, что метод проектов, являясь
личностно-ориентированной
1.3.Классификация проектов.
Для более глубокого
проникновения в предмет
Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям. Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные).
Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет:
Наиболее оптимальной мы находим классификацию Е.С. Полат, так как она предлагает наиболее подробную типологию проектов. Е.С. Полат выделает несколько классификаций проектов по различным критериям, а именно: монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты, внутренние и международные и др.
Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.
Глава II . Специфика
использования проектной
2.1.Метод проектов в обучении иностранным языкам.
Прежде чем перейти
к специфике использования
Довольно подробно изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимается Е.С. Полат. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для формирования и формулирования мысли, выдвигая следующие выводы:
Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения. Однако телекоммуникационные проекты оправданы педагогически только в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
Автор еще раз подчеркнем мысль о том, что мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.
Однако Н.Д.Гальскова полагает, что целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия .
Рассмотрим отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку. Н. Кочетурова выделяет следующие:
К этому списку в соответствии со спецификой предмета Н. Кочетурова добавляет такие характеристики как:
Подводя итоги следует отметить, что общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.
Информация о работе Проектная методика на уроках иностранного языка