Проблема речевых жанров

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Бахтин - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими.

Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. Работал в Ленинградском историческом институте, с 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саран

Содержание

. Краткая биография автора статьи…………………………………………………3
2. Постановка проблемы и определение речевых жанров…………………………5
3. Высказывание как единица речевого общения…………………………………8
4. Список использованной литературы……………………………………………15

Работа содержит 1 файл

основы филологии.docx

— 27.14 Кб (Скачать)

                              Содержание:

1. Краткая биография автора статьи…………………………………………………3

2. Постановка проблемы и определение речевых жанров…………………………5

3. Высказывание как единица речевого общения…………………………………8

4. Список использованной литературы……………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Михаил Михайлович Бахтин - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии  и филологии ныне считаются классическими. 
 
Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. Работал в Ленинградском историческом институте, с 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске. 
 
В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме"(многозвучие,многотонность) текста. Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии. 
 
Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой. 
 
Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В. Н. Волошинов" (книга "Философия и социология гуманитарных наук") и "П. Н. Медведев" (книга "Формальный метод в литературоведении"). 
 
В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон. Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин - и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают развитие и продолжение в работах целых научных школ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БАХТИН М. М. 
 
“ПРОБЛЕМА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ” 
 
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ 
 
Формы использования языка так же различны, как и формы 
человеческой деятельности. Язык употребляется в виде конкретных 
высказываний участников какой-либо человеческой деятельности.  
Высказывания могут быть как письменными, так и устными. Эти 
высказывания отражают условия и задачи каждой области человеческой 
деятельности не только содержанием, но и стилем, отбором средств языка 
(лексика, фразеология, грамматика), композицией.  
 
Итак, каждая сфера использования языка вырабатывает свои типы 
высказываний, которые мы называем “речевыми жанрами”. В каждой сфере 
деятельности существует целый набор речевых жанров. Эти жанры очень 
разнообразны. К ним относятся и бытовой диалог, и рассказ, и письмо, и 
приказ, и различные деловые документы. 
 
Проблема речевых жанров никогда не ставилась особняком, наверное, из-за 
того, что функциональная разнородность обобщает черты конкретных речевых 
жанров. 
 
Литературные жанры изучались с древнейших времен, но никогда не 
считалось, что эти жанры имеют иное происхождение, отличающееся от  
происхождения речевых жанров и схожи с ними только в языковой природе. 
Специфика различных жанров все равно всегда заслоняла их 
общелингвистическую природу. Но именно с разнородностью и связана 
трудность определения общей природы высказывания. 
 
Речевые жанры делятся на сложные (вторичные) и простые (первичные). К 
сложным относятся письменные (преимущественно) художественные 
произведения, научные статьи и так далее. К простым - непосредственно 
речевое общение. 
 
Часто ориентация лингвистов на изучение лишь первичных речевых жанров 
приводит к “вульгаризации проблемы”. Однако только изучение обоих видов 
речевых жанров в их единстве в различных сферах человеческой 
деятельности имеет огромное значение для лингвистики и филологии. 
Смутное представление о природе высказывания лишает любое исследование 
конкретности. Жизнь и речевое высказывание “проникают” друг в друга, а, 
следовательно, высказывание становится проблемой огромной важности, как 
и его изучение в непосредственном контакте с жизнью. Эта проблема 
актуальна для многих областей языкознания. Прежде всего для стилистики, 
так как стиль непосредственно связан с речевыми жанрами. Стиль как 
отражение индивидуальности используется, прежде всего, в художественной 
литературе. Индивидуальный стиль может находиться в разных отношениях с 
“общенародным языком”. 
 
Итак, соотношение общенародного и индивидуального стилей и есть 
“проблема высказывания”. Очевидна связь и стиля с жанром, существующих 
в каждой сфере человеческой деятельности. Отсюда ясно, что изучение 
стиля должно сопровождаться изучением речевых жанров. Отрыв стилей от 
жанров может пагубно сказаться на результатах изучения изменений 
языковых стилей, которые связаны с изменением языковых жанров в ходе 
истории.  
 
В каждую историческую эпоху задают тон определенные речевые жанры; по 
мнению автора, их набор меняется за счет расширения литературного языка 
посредством внелитературных слоев народного языка. Однако возможна и 
другая связь: набор речевых жанров, прежде всего, 
меняется за счет изменения так называемого внелитературного языка. А уж 
вторичные (литературные) речевые жанры изменяются как 
следствие трансформации жанров, “задающих тон” эпохе. 
 
Грамматика и стилистика существенно отличаются друг от друга, но по сути 
и на практике довольно часто они взаимосвязаны. Эти два понятия расходятся в 
любом языковом явлении, так как в системе языка это явление - 
грамматическое, а в целом речевой жанр - явление стилистическое. 
 
Изучение природы речевых жанров поможет не только отдельным отраслям 
языкознания, но и пониманию “речевой жизни”, природы единиц языка, то 
есть слова и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. 
 
ОТЛИЧИЕ ЭТОЙ ЕДИНИЦЫ ОТ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА  
 
(СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ) 
 
В лингвистике XIX века считалось, что коммуникационная функция языка не 
является первостепенной , а первичной признавалась “функция независимого 
от общения становления мысли”(теория В. Гумбольдта). Если и учитывалась 
роль собеседника, то лишь как пассивного слушателя. 
 
В современной лингвистике еще существуют такие понятия , как 
“слушающий”, “рецепиент”, “единый речевой поток” и другие. По словам 
автора статьи это - “фикции”. В условиях реального общения слушающий 
становится “отвечающим”, то есть “говорящим”. Этот ответ может 
реализоваться и в действии, так как некоторые речевые жанры рассчитаны 
только на это. Да и сам говорящий всегда рассчитывает на активное 
понимание. 
 
Неясность таких понятий, как “речь”, “речевой поток” объясняется  
неразработанностью проблемы высказывания и речевых жанров. Высказывание само по себе обладает четкими границами. По мнению автора статьи, они определяются сменой речевых субъектов. Однако если под высказыванием подразумевать законченную мысль, идею, то не исключено, что оно “растянется” на неопределенное количество реплик одного речевого 
субъекта, перебиваемых репликами другого. Формально этому утверждению 
противоречат риторические жанры; но эти жанры, как пишет Бахтин, предполагают условное разыгрывание речевого общения. Хотя по своей природе “философские высказывания” (кроме общеизвестных и опубликованных) могут и не предполагать наличие рецепиента.  
 
Теперь ясно, что первичные жанры, оказавшиеся в пределах одного 
высказывания, не поддаются грамматикализации и сохраняют свою 
специфическую природу, отличную от отношений между словами и 
предложениями. 
 
Предложение, как единица языка, отличается от высказывания, как единицы 
речевого общения. 
 
Границы предложения никак не определяются сменой речевых субъектов. Если нет, то это уже высказывание. Предложение - это относительно 
законченная мысль, непосредственно соотнесенная с другими мыслями того 
же говорящего в целом его высказывания. Однако можно и не согласиться с 
тем, что контекст предложения - это контекст речи того же речевого 
субъекта, так как контекст речи может быть и внесловесным, то есть 
складываться из обстоятельств неязыкового характера.  
 
Предложение имеет грамматическую законченность, будучи единицей языка. 
Единицами языка нельзя обмениваться, а высказываниями, состоящими из 
единиц языка, напротив. Часто смешиваются высказывание и предложение 
из-за подмены единицы языка единицей речи, т. е. величины грамматической 
величиной общеязыковой. 
 
Произведение - это тоже звено в цепи речевого общения; оно связано с  
другими произведениями - высказываниями и всегда предполагает ответ. Таким образом, смена речевых субъектов (участников диалога, других полемических высказываний, произведений прошлого и настоящего) является особенностью высказывания как единицы речевого общения. 
 

Целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа, 
определяется следующими, по мнению Бахтина, моментами: 
 
1) предметно-смысловой исчерпанностью темы высказывания, 
 
2) речевым замыслом или речевой волей говорящего, определяющими целое  
высказывания, его объем и границы, 
 
3) устойчивые жанровые формы высказывания. Через выбор речевого жанра 
осуществляется речевая воля говорящего, который может и не знать о 
существе того жанра, к которому он обращается. Речевые жанры организуют 
нашу речь так же, как и грамматические формы (синтаксические). Если бы 
не существовало речевых жанров, то речевое сообщение было бы почти 
невозможно; хотя, возможно, при наличии сфер человеческой деятельности, 
речевой воли и контекста такой проблемы бы не ставилось<С. О.>. И все 
же бесспорно то, что, чем лучше человек владеет жанрами речи, тем 
совершеннее свободный речевой замысел. 
 
Когда мы выбираем определенный тип предложения, то мы подбираем его для  
целого высказывания, т. е. мы ориентируем его на речевой жанр в первую 
очередь, а потом уже на синтаксические особенности задуманного 
высказывания.  
 
Лишь высказывание приобретает способность определять непосредственно 
активно ответную позицию говорящего. Занять ответную позицию по 
отношению к слову или предложению невозможно, если они не домыслены до 
целого высказывания, или, если они окружены внеязыковым контекстом, 
элементом которого является данное слово или предложение. 
 
Еще один признак высказывания по Бахтину - это “экспрессивный момент” 
(ЭМ). ЭМ нельзя считать явлением языка как системы, нельзя говорить о 
предложениях и словах как о языковых единицах, содержащих ЭМ. Но 
существуют слова, которые сами по себе означают оценки и эмоции: 
“радость”, “скорбь”, “веселый”, “грустный” и т. д. Однако (по 
утверждению автора) и эти слова нейтральны и могут в высказывании 
приобретать различные значения: “Всякая радость мне сейчас горька”. Это 
может вызывать сомнения. Ведь слово “радость” сохраняет свою 
традиционную “окраску”, а смысл и ЭМ предложения изменяется за счет  
контраста или антитезы. 
 
Существует еще один нюанс для полного понимания ЭМ. При выборе слова мы 
не берем его в “словарной” форме, а уже в “стилистическом ореоле”. Автор 
утверждает, что мы берем слова обычно из чужих высказываний, родственных 
выбранному жанру. И это утверждение спорно, хотя с трудом опровержимо. 
Стоит вспомнить, что говорящий строит собственное высказывание; иначе 
как могли появиться на свет все предыдущие из которых, по мнению 
Бахтина, “мы берем слова”. Итак, речевой жанр не всегда включает в себя 
“типическую экспрессию”. Но “стилистический 
ореол “ по сути принадлежит речевому жанру; данное слово является 
отзвуком жанрового целого. 
 
Всегда есть словесно выраженные идеи “властителей дум” данной эпохи, 
основные задачи, лозунги. Но все ли это приносит с собой свою 
экспрессию, которую вы переакцентируем. Для многих людей такое скрытое 
“цитирование” практически не доступно. Скажем, что даже те люди, которые 
не имеют референтной группы в той или иной области, свободно общаются 
друг с другом именно по вопросам той самой области <знаний, жизни и так 
далее>.  
 
Далее Бахтин пишет, что предложение само по себе обладает грамматической 
интонацией. В повествовательной, вопросительной и восклицательной 
интонациях сочетаются грамматическая и жанровая интонация (но не с 
экспрессивной). 
 
Итак, стиль, композицию высказывания определяет его экспрессивный и 
предметно-смысловой моменты ( т. е. отношение говорящего к обсуждаемому 
предмету).  
 
Раз многие высказывания взаимно отражают друг друга, то каждое 
высказывание каким-то образом “отвечает” на предшествующие ему 
высказывания. Определить свою позицию, не соотнеся ее с другими - 
нельзя. Из чужих высказываний могут вводиться только слова, или идеи, 
или чужая экспрессия и так далее. Хотя, вероятно, что подобное 
“взаимоотражение” высказываний (помимо “заимствования” экспрессии) 
относится скорее к неповседневным ситуациям речевого общения. Экспрессия 
вообще является “ответом” чужим высказываниям; она выражает отношение 
говорящего к ним. 
 
Так чужая речь имеет двойную экспрессию - свою, то есть чужую, и 
экспрессию вобравшего в себя эту речь высказывания. Существенным 
признаком такого высказывания является его обращенность к кому-либо. Это 
еще раз подчеркивает то отличие от значащих единиц языка. Каждый речевой 
жанр в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как 
жанр “концепцию адресата”. 
 
Адресат может быть конкретным лицом, к которому обращено сообщение, 
может быть собирательным персонажем. Но так или иначе, когда человек 
говорит, то учитывает степень осведомленности слушателя о предмете 
высказывания. 
 
Однако в некоторых видах бытового диалога, в письмах и в исповедальных 
жанрах учет адресата бывает многосторонним. Острый, но более внешний 
характер носят эти явления в риторических жанрах, некоторые из которых 
не предполагают ответа непосредственного, но , однако, ждут от 
рецепиента либо “ответной” мысли, либо чувства. 
 
Более тонкие оттенки стиля определяются характером личной близости 
адресата и говорящего в фамильярных и интимных жанрах. 
 
“Объективно-нейтральные” стили предполагают тождество адресата и 
говорящего; одновременно происходит почти полное исчезновение 
экспрессии. Вопрос о концепции адресата речи имеет огромное значение для 
литературы. 
 
Вторичные (литературные) жанры, как правило, “разыгрывают” разнообразные 
формы первичного речевого общения. Отсюда и появляются 
литературно-условные персонажи авторов, рассказчиков и адресатов. 
 
Язык имеет множество средств для выражения обращенности; но настоящую 
обращенность речь приобретает только в конкретном высказывании за 
небольшим исключением. И, следовательно, анализ, охватывающий все 
стороны стиля, возможен только при наличии и разборе целого 
высказывания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список использованной литературы: 
 

       1.Статья из книги Бахтина М. М. “ Эстетика словесного творчества”. 
М.,«Искусство»,1979. с.237-280

Информация о работе Проблема речевых жанров