Последовательность и стиль изложения текста в научной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы определяется важным значением правильного написания и составления научных исследовательских работ.
Целью данной работы является изучение темы «Последовательность и стиль изложения текста научной работы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
- определить структуру научной работы;
- рассмотреть стиль изложения текста в научной работе;
- выделить недопустимые ошибки в научной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ………………………………...5
1.1 Титульный лист………………………………………………...………5
1.2 Оглавление...……………………………………………………………6
1.3 Введение……………………………………………………………...…6
1.4 Основная часть…...…………………………………………………….7
1.5 Заключение...…………………………………………………………...7
1.6 Библиографический список……………………………………………8
1.7 Приложение……...……………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ..…………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

АН22 ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ  ФИЛОЛОГИИ

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА

 В  НАУЧНОЙ РАБОТЕ

 

 

                                                               Зачётная работа студентки группы АН22

                                                               Стрелковой Марии Геннадьевны

                                                               Проверила : к.пед.н. Попова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ………………………………...5

1.1 Титульный лист………………………………………………...………5

1.2 Оглавление...……………………………………………………………6

1.3 Введение……………………………………………………………...…6

1.4 Основная часть…...…………………………………………………….7

1.5 Заключение...…………………………………………………………...7

1.6 Библиографический список……………………………………………8

1.7 Приложение……...……………………………………………………..8

ГЛАВА 2. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ..…………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время студенты высших учебных заведений  пишут большое количество исследовательских  работ. Одна из проблем, с которой  сталкиваются студенты при написании  научной работы – это последовательность и стиль изложения текста в научной работе. Этому вопросу посвящено большое количество работ.

Актуальность данной темы определяется важным значением правильного написания и составления научных исследовательских работ.

Целью данной работы является изучение темы «Последовательность и стиль изложения текста научной работы».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

- определить структуру научной работы;

- рассмотреть стиль изложения текста в научной работе;

- выделить недопустимые ошибки в научной работе.

Объектом исследования является научная работа как вид научной деятельности.

Предметом данного исследования являются дипломные и курсовые работы.

Исследование строилось  на предположении, что существуют определённые формулы клише написания научной работы.

Теоретическим методом исследования в данной работе является изучение научных источников, их анализ.

Эмпирическим  методом исследования является изучение структуры научной работы и особенности написания текста в научной работе.

Исследование было проведено  на основании работ П.И. Вахрина,

Л.М.Гуры, Е.Л.Дашко, Ф.А.Кузина, И.Н.Кузнецова, А.М.Новикова, Л.В.Макаренко,  Р.А.Сабитова, Т.Р. Тимошенко, В.А. Шаршунова.

Базой данного исследования стали работы А.М.Новикова, Р.А. Сабитова, В.А.Шаршунова.

В данной научной  работе были определены структура и  стиль изложения текста научной  работы.

Материал  исследования может быть интересен студентам высших учебных заведений, а также научным работникам и может найти применение при написании научной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

 

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Рассмотрев различные точки зрения, можно сделать вывод, что большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

 

    1. Титульный лист

 

Как отметил  Р.А. Сабитов в работе «Основы научных исследований», титульный лист является первой страницей научной работы, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы [9, c. 96].

К надзаголовочным  данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.

В средней части  титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаголовочных  данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация).

Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.

В нижней части  титульного листа указываются место  и год написания

работы.

В некоторых  учебных заведениях установлены другие формы титульного листа, например, предлагают сведения об авторе помещать после заглавия и подзаголовка, а последний – впереди заглавия (Приложение А).

 

    1. Оглавление

 

В работе «Как подготовить и защитить диссертацию : история, опыт, методика и рекомендации» Шаршунов В.А. предлагает включить в оглавление названия структурных частей научной работы: «Перечень условных обозначений», «Введение», «Общая характеристика работы», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников» и  «Приложения», а также названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номера страницы, с которой они начинаются [11, c.315]. Их названия должны точно повторяться далее в тексте научной работы. При этом нельзя допускать сокращений, нарушений последовательности или соподчиненности и тем более других формулировок. Названия одинаковых ступеней рубрикаций необходимо располагать друг под другом. Название каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к названиям предыдущей ступени. Все названия начинают с прописной буквы без точки на конце, а заканчиваются соединением через многоточие (отточие) с соответствующим номером страницы в правом столбце оглавления.

 

    1. Введение

 

Введение –  часть работы, раскрывающая состояние  проблемы (задачи) и ее значимость, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования.

Введение имеет  свою структуру:

а) актуальность – это обязательный элемент характеристики работы. В актуальности кратко выясняется ситуация научного понимания и интерпретация очерченного в научной работе явления, убедительно обосновывают целесообразность его изучения в контексте основных отечественных и зарубежных профессиональных исследований;

б) цели и задачи. Формулировка цели должна быть соотносима с темой исследования. Задачи – продемонстрировать путь достижения указанной цели. Для формулировки задач Е.Л. Дашко в работе “Методические рекомендации к написанию курсовой и дипломной работе по дисциплинам «История русской литературы», «История зарубежной литературы»“ выделяет следующие глаголы: «изучить», «исследовать», «проанализировать», «выявить», «определить», «отразить», «установить», описать» и т.д. [4, c. 14];

в) объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранный материал для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта, конкретизирующий суть проблемной ситуации, явления, изучаемого в научной работе;

г) гипотеза – научное предположение для объяснения каких-либо явлений или процессов, как говорит Т.Р.Тимошенко [10, c. 8];

д) методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели;

е) практическое значение полученных результатов. В работе, имеющей теоретическое значение, нужно предоставить сведения о научном использовании результатов исследований или по их использованию.

 

    1. Основная часть

 

Основная  часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

Первый параграф нередко посвящается истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. Каждая глава должна завершаться обобщающими выводами и содержать в себе логический переход к следующей главе.

 

    1. Заключение

 

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие юридической науки и учебного процесса в ВУЗе.

 

    1. Библиографический список

 

В список литературы включаются только те литературные источники,

которые были использованы при написании работы и упомянуты  в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта (Приложение А).

 

    1. Приложение

 

В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

 ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

 

Как отмечает Р.А. Сабитов, для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность [9,c.101]. Характерной особенностью языка письменной научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

Научный текст характеризуется точностью и однозначностью выражений. Такой язык, по мнению Сабитова, отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлением к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Следует употреблять термины, общепринятые в научной литературе, учебниках, справочниках. Нельзя придумывать свои новые термины без достаточных к тому оснований. Не допускается употребление просторечий, так отметил А.М. Новиков [8 c. 56].

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность, Р.А. Сабитов

Информация о работе Последовательность и стиль изложения текста в научной работе