Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:04, реферат
Актуальность данной темы определяется важным значением правильного написания и составления научных исследовательских работ.
Целью данной работы является изучение темы «Последовательность и стиль изложения текста научной работы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
- определить структуру научной работы;
- рассмотреть стиль изложения текста в научной работе;
- выделить недопустимые ошибки в научной работе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ………………………………...5
1.1 Титульный лист………………………………………………...………5
1.2 Оглавление...……………………………………………………………6
1.3 Введение……………………………………………………………...…6
1.4 Основная часть…...…………………………………………………….7
1.5 Заключение...…………………………………………………………...7
1.6 Библиографический список……………………………………………8
1.7 Приложение……...……………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ..…………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА
В НАУЧНОЙ РАБОТЕ
Севастополь – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ………………………………...5
1.1 Титульный лист………………………………………………...………5
1.2 Оглавление...……………………………………………
1.3 Введение…………………………………………………………
1.4 Основная часть…...…………………………………………………….
1.5 Заключение...……………………………………………
1.6 Библиографический список……………………………………………8
1.7 Приложение……...………………………………………
ГЛАВА 2. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ..…………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время студенты высших учебных заведений пишут большое количество исследовательских работ. Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты при написании научной работы – это последовательность и стиль изложения текста в научной работе. Этому вопросу посвящено большое количество работ.
Актуальность данной темы определяется важным значением правильного написания и составления научных исследовательских работ.
Целью данной работы является изучение темы «Последовательность и стиль изложения текста научной работы».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :
- определить структуру научной работы;
- рассмотреть стиль изложения текста в научной работе;
- выделить недопустимые ошибки в научной работе.
Объектом исследования является научная работа как вид научной деятельности.
Предметом данного исследования являются дипломные и курсовые работы.
Исследование строилось на предположении, что существуют определённые формулы клише написания научной работы.
Теоретическим методом исследования в данной работе является изучение научных источников, их анализ.
Эмпирическим методом исследования является изучение структуры научной работы и особенности написания текста в научной работе.
Исследование было проведено на основании работ П.И. Вахрина,
Л.М.Гуры, Е.Л.Дашко, Ф.А.Кузина, И.Н.Кузнецова, А.М.Новикова, Л.В.Макаренко, Р.А.Сабитова, Т.Р. Тимошенко, В.А. Шаршунова.
Базой данного исследования стали работы А.М.Новикова, Р.А. Сабитова, В.А.Шаршунова.
В данной научной работе были определены структура и стиль изложения текста научной работы.
Материал исследования может быть интересен студентам высших учебных заведений, а также научным работникам и может найти применение при написании научной работы.
ГЛАВА 1.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Рассмотрев различные точки зрения, можно сделать вывод, что большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.
Как отметил Р.А. Сабитов в работе «Основы научных исследований», титульный лист является первой страницей научной работы, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы [9, c. 96].
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.
В средней части титульного листа пишется заглавие работы.
В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация).
Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.
В нижней части титульного листа указываются место и год написания
работы.
В некоторых учебных заведениях установлены другие формы титульного листа, например, предлагают сведения об авторе помещать после заглавия и подзаголовка, а последний – впереди заглавия (Приложение А).
В работе «Как подготовить и защитить диссертацию : история, опыт, методика и рекомендации» Шаршунов В.А. предлагает включить в оглавление названия структурных частей научной работы: «Перечень условных обозначений», «Введение», «Общая характеристика работы», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения», а также названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номера страницы, с которой они начинаются [11, c.315]. Их названия должны точно повторяться далее в тексте научной работы. При этом нельзя допускать сокращений, нарушений последовательности или соподчиненности и тем более других формулировок. Названия одинаковых ступеней рубрикаций необходимо располагать друг под другом. Название каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к названиям предыдущей ступени. Все названия начинают с прописной буквы без точки на конце, а заканчиваются соединением через многоточие (отточие) с соответствующим номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение – часть работы, раскрывающая состояние проблемы (задачи) и ее значимость, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования.
Введение имеет свою структуру:
а) актуальность – это обязательный элемент характеристики работы. В актуальности кратко выясняется ситуация научного понимания и интерпретация очерченного в научной работе явления, убедительно обосновывают целесообразность его изучения в контексте основных отечественных и зарубежных профессиональных исследований;
б) цели и задачи. Формулировка цели должна быть соотносима с темой исследования. Задачи – продемонстрировать путь достижения указанной цели. Для формулировки задач Е.Л. Дашко в работе “Методические рекомендации к написанию курсовой и дипломной работе по дисциплинам «История русской литературы», «История зарубежной литературы»“ выделяет следующие глаголы: «изучить», «исследовать», «проанализировать», «выявить», «определить», «отразить», «установить», описать» и т.д. [4, c. 14];
в) объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранный материал для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта, конкретизирующий суть проблемной ситуации, явления, изучаемого в научной работе;
г) гипотеза – научное предположение для объяснения каких-либо явлений или процессов, как говорит Т.Р.Тимошенко [10, c. 8];
д) методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели;
е) практическое значение полученных результатов. В работе, имеющей теоретическое значение, нужно предоставить сведения о научном использовании результатов исследований или по их использованию.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.
Первый параграф нередко посвящается истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. Каждая глава должна завершаться обобщающими выводами и содержать в себе логический переход к следующей главе.
В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие юридической науки и учебного процесса в ВУЗе.
В список литературы включаются только те литературные источники,
которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта (Приложение А).
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.
ГЛАВА 2.
ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Как отмечает Р.А. Сабитов, для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность [9,c.101]. Характерной особенностью языка письменной научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).
Научный текст характеризуется точностью и однозначностью выражений. Такой язык, по мнению Сабитова, отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлением к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Следует употреблять термины, общепринятые в научной литературе, учебниках, справочниках. Нельзя придумывать свои новые термины без достаточных к тому оснований. Не допускается употребление просторечий, так отметил А.М. Новиков [8 c. 56].
Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность, Р.А. Сабитов
Информация о работе Последовательность и стиль изложения текста в научной работе