Неологизмы, их классификация и область использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Неологизмы (от греч. neos «новый» и logos «слово») - это новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические.
Языковые неологизмы создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налет свежести. Так, недавно вошедшие в русский язык слова бульдозер, вертолёт, космонавт, нейлон, универсам полностью освоены и активно употребляются, а бывшие в 20-е годы неологизмы будённовец, женотдел, ликбез, нарком, нэп успели войти в активный словарный запас, но затем стали историзмами. Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Переводу.doc

— 28.00 Кб (Скачать)

“ Всякое изучение иностранного

языка развивает  ум, сообщая

ему гибкость и  способность

проникать в  чужое мировоззрение”

            (Д.И. Писарев.) 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Неологизмы, их классификация  и область использования.

1.1. Неологизмы и их  виды

Неологизмы (от греч. neos «новый» и logos «слово») - это новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические.

Языковые неологизмы создаются главным образом для  обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налет свежести. Так, недавно вошедшие в русский язык слова бульдозер, вертолёт, космонавт, нейлон, универсам полностью освоены и активно употребляются, а бывшие в 20-е годы неологизмы будённовец, женотдел, ликбез, нарком, нэп успели войти в активный словарный запас, но затем стали историзмами. Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестает быть неологизмом.

Лексические неологизмы могут быть образованы по имеющимся  в языке моделям: венероход, примарситься, полуторасменка, бестер «помесь белуги со стерлядью» или заимствованы из других языков: бобслей, макияж, панк, рэкет, спонсор.

Семантические неологизмы - новые значения известных слов: зебра «полосы на проезжей части  улицы, обозначающие переход», продлёнка  «удлиненный киносеанс; продленные занятия в школе», ползунок «замок молнии», штрих «паста для исправления ошибок в машинописном тексте».

Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами  для придания образности художественному  тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены»  к контексту, имеют автора. По самим  целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы, образованные по продуктивным моделям, называются потенциальными словами. Окказионализмы (от лат. occaslonalis «случайный») - авторские неологизмы, созданные по необычным моделям. Авторские неологизмы могут быть семантическими.

Неологизмы - слова  индивидуального стиля, которые в последствии могут стать достоянием всего национального языка.

В зависимости от целей создания и назначения в  речи авторские неологизмы можно  разделить на номинативные и стилистические. Первые выполняют в языке чисто  номинативную функцию, вторые дают образную характеристику предметам, которые уже имеют названия.

Номинативные авторские  окказионализмы возникают как названия новых понятий. Эти слова обычно не имеют синонимов, хотя возможно одновременное  возникновение конкурирующих наименований, одно из которых, как правило, впоследствии вытесняет другое.

Стилистические неологизмы создаются как образные наименования уже известных предметов и  явлений. Стилистические неологизмы имеют  синонимы, уступающие им по интенсивности  экспрессивной окраски. Однако частое употребление этих неологизмов в речи переводит их в активный словарный запас, нейтрализует их стилистическую окраску.

Авторские новообразования, как и все неологизмы, появляются в языке тремя путями:

1) путем словообразовательной  деривации - образования новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям; наиболее распространены такие способы образования неологизмов, как суффиксация, префиксация, префиксально-суффиксальный способ, сложение основ, часто - в сочетании с суффиксацией, усечение основ (обратная деривация), сращение и конверсия;

2) путем семантической  деривации, т.е. развития в уже  существующем слове нового, вторичного  значения на основе сходства  вновь обозначаемого явления  с явлением уже известным;

3) путем заимствования  слов из других языков или  из некодифицированных подсистем  данного языка - из диалектов,  просторечия, жаргонов. 

Информация о работе Неологизмы, их классификация и область использования