Методика развития внимания при использовании современных информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:51, доклад

Описание работы

Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

Работа содержит 1 файл

Методика развития внимания при использовании современных информационных технологий.doc

— 45.00 Кб (Скачать)


Методика развития внимания при использовании современных информационных технологий.

Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации и экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности. Высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинно свободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен к творческой работе.

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Ученые считают, что существует несколько причин невнимательности ученика. Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом[1, 46]. Так же, невнимательность может быть вызвана незаинтересованностью ученика. Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем. Итак, самой главной причиной невнимательности, на наш взгляд, является отсутствие у школьника интереса к учебному процессу. И именно учитель должен заинтересовать своих учеников, чтобы выяснить, как это сделать, для начала дадим определение понятию «внимание».

        Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности и фокусирует его внимание на предмете.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Специалисты выделяют два вида внимания – произвольное и непроизвольное внимание.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания. Здесь на помощь учителю приходят современные технологии, способные переключить ученика на другой вид внимания – непроизвольное внимание (пассивное).

Непроизвольное внимание (пассивное) - Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции[2, 29]. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Причины возникновения непроизвольного внимания:

1)Неожиданность раздражителя.

2)Относительная сила раздражителя.

3) Новизна раздражителя.

4)Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

5) Контрастность предметов или явлений.

6)Внутреннее состояние человека.

В учебной деятельности при использовании современных технологий большую роль играет новизна раздражителя. Технический прогресс позволяет учителю привносить что-то новое в каждый урок и делать его непохожим на предыдущий. В то же время, использование компьютерных технологий привлекает ученика и концентрирует его на работе. Возможности современных технологий неограниченны, а потому, способы подачи даже самых сложных тем, касающихся грамматики иностранного языка, зависят от фантазии учителя и его знаний ПК. Так, в качестве примера можно привести профессора американского университета «Биола»  Метью Везерса, который, использует современные информационные технологии, для проведения лекций. Такой способ обучения оказался более плодотворным для студентов. Профессор заметил, что успеваемость его учеников значительно повысилась.

Движущиеся предметы – еще один фактор, позволяющий привлечь внимание школьника. Как известно, у многих детей в большей мере развита зрительная память. То, что движется – это интересно, а то, что интересно – это легко запоминается и усваивается. Добиться этого можно при помощи создания различных презентаций, видеороликов, анимаций по теме урока. Преподаватель должен сам увлечься и использовать свои творческие навыки, чтобы мотивировать ученика к изучению иностранного языка. Ведь, чтобы овладеть любым иностранным языком, школьнику необходимо сконцентрироваться на различных аспектах, это и культура изучаемого языка и грамматика и лексика. Чтобы школьник смог воедино собрать эти аспекты, ему необходима мотивация и заинтересованность в том, что он делает. Только так преподаватель сможет добиться от учеников плодотворных результатов. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в  принципе педагогической целесообразности, сформулированным А. С. Макаренко «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»[4]. Современные технологии являются неотъемлемой частью современного общества, а значит должны быть использованы учителем в достижении его цели. Дети сталкиваются с инновационными технологиями раньше, чем идут в школу, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Школа – это основной институт общества, где ребенок получает фундаментальные знания, необходимые ему в жизни, из этого следует, что задача учителя заключается в том, чтобы, как можно крепче закрепить эти знания. Этому и способствуют информационные технологии, разнообразие которых, в современном мире огромное множество.

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. Оттачивая свои навыки в работе с высокими технологиями, преподаватель может достигнуть высокого уровня, что позволит ему в будущем превратить свои уроки в интересный и увлекательный процесс. Результаты таких уроков не заставят себя ждать, увлеченные ученики более глубоко усвоят полученные ими знания, а самое главное заинтересуются изучением данного предмета и, возможно, будут работать над ним самостоятельно.

 


Список литературы.

1)              Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. — 110 с.

2)              Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А Внимание // Энциклопедический словарь: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.

3)              Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст]/Б.С.Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.

4) Макаренко А.С. Цель воспитания. http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/tsel_vos.htm

5)              Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст]/И.В.Роберт. — М.: Школа—Пресс, 1994. — 205 с.

 



Информация о работе Методика развития внимания при использовании современных информационных технологий