Лексико-семантический портрет лексемы россия в русском языковом сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:03, доклад

Описание работы

В процессе познания окружающей действительности субъект осознанно или неосознанно совершает когнитивные операции различного рода. Конечным результатом, «продуктом» процессов мировосприятия и мироосмысления является некий субъективный образ мира, за которым в современной лингвистике закрепилось метафорическое обозначение картина мира. Основу метафоры составляет представлением о том, что картина мира не есть «зеркальное отображение мира и не открытое "окно" в мир, а именно картина, то есть интерпретация, акт миропонимания <...> она зависит от призмы, через которую совершается мировидение» [Серебренников, 1988, с. 216].

Работа содержит 1 файл

докладик.docx

— 27.45 Кб (Скачать)

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ ЛЕКСЕМЫ РОССИЯ В РУССКОМ  ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

В процессе познания окружающей действительности субъект осознанно  или неосознанно совершает когнитивные  операции различного рода. Конечным результатом, «продуктом» процессов мировосприятия и мироосмысления является некий субъективный образ мира, за которым в современной лингвистике закрепилось метафорическое обозначение картина мира. Основу метафоры составляет представлением о том, что картина мира не есть «зеркальное отображение мира и не открытое "окно" в мир, а именно картина, то есть интерпретация, акт миропонимания <...> она зависит от призмы, через которую совершается мировидение» [Серебренников, 1988, с. 216].

Мы проанализировали разнообразные  классификации «картин мира»; выделение  того или иного типа картины мира ставится в зависимость от избираемого  аспекта исследования феномена. Так, на основе учета фактора индивидуальности мышления, с одной стороны, и коллективного  закрепления результатов осмысления действительности, с другой стороны, выделяются индивидуальная (групповая) и национальная картины мира.

Такой аспект анализа картины  мира, как характер познавательной деятельности, позволяет различать научную и наивную картины мира. Наивная картина мира является результатом эмоционально-образного восприятия действительности, когда средством познания становится личностный опыт субъекта, приобретаемый независимо от его научных знаний в той или иной области. Наивная картина мира складывается в результате адаптации человека к миру. Научная же картина мира, «имея принципиально те же истоки, является результатом действия внутренней логики развития науки, которая <...> стремится всегда к полноте и точности знания одновременно» [Касевич, 2004, с. 78].

В ходе лингвистического анализа принято разграничивать концептуальную и языковую картины мира. В создании концептуальной картины мира задействованы разные способы мышления, в том числе и невербальные, следовательно, на этом основании утверждается, что она не может быть полностью объективирована языковыми средствами. Еще один возможный тип картины мира, значимый в ходе лингвистического исследования, обозначается как текстовая картина мира. Текстовая картина мира представляет собой знания энциклопедического характера, закодированные не в словаре и грамматике (языковой системе), но «в совокупности текстов, отражающих все аспекты познания мира человеком» [Касевич, 2004, с. 184]. Таким образом, наивная и научная картины мира в совокупности представляют текстовую картину мира, поскольку объективируются в процессе речевой деятельности субъектов и в её «продуктах» – текстах.

Национальная картина  мира соотносима с языковой картиной мира, потому что выработанные и  проверенные социальной практикой  субъективные образы объективного мира, ставшие общественным достоянием, обязательно  должны быть зафиксированы единицами  языка как системы с общенациональным статусом [Бабушкин, 1996, с. 45]. Это утверждение  будет справедливым и в отношении  индивидуальной картины мира.

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что  для русского национального сознания концепт РОССИЯ, несомненно, является базовым.

Формирование этого концепта протекало одновременно со становлением русской нации, и к XIX в. он занял  значимое место в национальной картине  мира. Показателем значимости концепта РОССИЯ в сознании русского этноса является безусловная связь  с  формированием самооценки национального  коллектива: оценка процессов собственной  жизни и деятельности, собственного места в геополитическом пространстве способствует определению этносом  своего места в рамках мировой  истории. В связи с произошедшими  за последние 100 лет событиями социально-политического, социально-духовного характера существенным изменениям подверглись и индивидуальная, и национальная картины мира россиян. Изменение картины мира не могло не сказаться на содержании концепта РОССИЯ.

Данные национального  корпуса русского языка (НКРЯ)  подтверждают, что лексема РОССИЯ в русском  языковом сознании обладает высоким  лингвистическим статусом. Следовательно, РОССИЯ есть часть языковой и ценностной картины мира (количество обращений 23 567). Однако в рамках данного доклада,  сделана попытка представить лексико-семантический портрет лексемы РОССИЯ, поэтому анализ выявленных в НКРЯ примеров прозвучит в отдельном параграфе диссертационного исследования.

Для определения интегральной семы и семантического поля концепта РОССИЯ обратимся к данным Русского ассоциативного словаря и словарным дефинициям толковых словарей. Всего реакций на стимул РОССИЯ – 109, из них повторяющихся реакций – 48, одиночных реакций на стимул – 38, отказов – 2. Наиболее частотные реакции на стимул РОССИЯ: страна (23), родина (16), мать (8), молодая (7), матушка (5).

Исходя из данных, мы предполагаем, что лексему РОССИЯ  следует рассматривать в одном тематическом поле с такими концепторами, как страна и родина.

Анализ стимула родина демонстрирует следующие результаты: всего реакций на  стимул – 205, различных реакций – 71, одиночных реакций – 50, отказов – 4. Наиболее популярные реакции: мать (65), моя (19), Россия (15), зовет (6), любимая (5), одна (5), СССР (5).

Стимул страна: всего реакций на стимул – 627, различных реакций на стимул – 178, одиночных реакций на стимул – 131, отказов – 4. Наиболее частотные реакции: советов (80), родная (65), большая (45), огромная (38), дураков (28). Интерес вызывает тот факт, что по количеству реакций на стимул – Россия занимает лишь 12 место (так ответило 13 реципиентов).

Обратимся к лексикографическому описанию лексем, которые, как мы видим, в языковом сознании россиян находятся в одном лексико-семантическом пространстве.

В «Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля»  лексема РОССИЯ отсутствует. Исследуя лексемы РОДИНА и СТРАНА, можно отметить, что  толковый словарь в семантическое поле   РОДИНА включает родственные понятия: родить, родня.

Лексическое значения слова  СТРАНА – край, местность, область, государство, сторона.

Анализ  толковых словарей (под редакцией С.И. Ожегова и «Современного словаря русского литературного языка» (в 17 томах)) показал, что лексемы РОДИНА и СТРАНА многозначны. Ядром значения является сема «родная страна; место, где человек родился».

В «Современном словаре русского литературного языка» (в 17 томах) лексема  РОССИЯ также не представлена.

Анализ системных отношений  синонимов и антонимов в русском  языке (мы опираемся на данные «Словаря синонимов русского языка» под редакцией  А.П. Евгеньевой и  «Словаря антонимов русского языка» М.Р. Львова) позволяет сформулировать гипотезу о включенности концепта РОССИЯ в метаконцепт «СВОИ – ЧУЖИЕ», что и подтверждают данные словаря Ю.С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры», где концепт РОССИЯ рассматривается как периферия концептуального пространства «СВОИ – ЧУЖИЕ». Очевидно, бинарность, свойственная данному концепту, будет отражена и при лексико-семантической портретизации лексемы РОССИЯ.

Ю.С. Степанов считает, что противостояние «СВОИ – ЧУЖИЕ» пронизывает любую культуру, в том числе и русскую. Концепт РОССИЯ, представленный в словаре, также является массовым, национальным. Сопряженность двух данных концептов подтверждается и речевой практикой.

Для подтверждения нашей  гипотезы мы провели собственный ассоциативный эксперимент, в котором принимали участие люди разного социального статуса, возраста и пола. Всего опрашиваемых: 77 человек. Получено реакций – 51: повторяющихся реакций – 13, одиночных – 38 (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Реакция

Количество реакций   

1.

Родина

7

2.

Березка (березки)

4

3.

Путин, мама, мать, страна дураков, дураки и дороги

3

4.

Нефть и газ, поле, ромашки, страна, безработица, Иркутск,

Русский язык/родная речь

2

5.

Санкт-Петербург, зависимость, величие, карта (большие размеры), семья, люблю, бедность, «наверное, родина», мужество, развал, стыд и позор, лес, хамство, зима, Москва, Великая наша держава, Кремль, Сибирь, морозы, речка, водка, картошка, грязь, разруха, бардак, самая большая, нечто большое, мощь, гляжу в озера  синие, другой путь, Песняры, наркомания, друзья, алкоголизм, армия, тв канал.

1


 

Как показал ассоциативный  эксперимент, концепт «РОССИЯ» –  это бинарный концепт. Россия – это  Родина, мать, мама, семья. Люди связывают  с Россией всю свою жизнь, только положительные эмоции. И в то же время, Россия – это страна дураков; безработица; наверное, Родина; развал; стыд и позор; алкоголизм; наркомания. Люди сомневаются, их ли это страна (реакция на стимул – «наверное, Родина»). Обыденное сознание отражает, с одной стороны, недовольство условиями проживания в данной стране,  невозможность что-либо изменить, с другой – любовь к родине, своему городу (Иркутску), краю (Сибири), величие и огромные размеры, от которых трудно отказаться. Интересна повторяющаяся реакция: «Путин»; один из реципиентов отмечает – «Вечный Путин». С одной стороны, имплицитно в данном высказывании выражена критика президента, с другой – граждане страны не представляют России без него.

Данные проведенного среди  иркутян ассоциативного эксперимента совпадают с данными Русского ассоциативного словаря. Таким образом, семантическое ядро лексемы РОССИЯ составляют объективные представления о предмете исследования, однако, существенно дополненные эмоционально-образными характеристиками и представлениями, роль доминирующего в данном случае выполняет образный сегмент бинарной структуры лексемы РОССИЯ.

Таким образом, проведенное  исследование позволяет выявить  противоположность, отраженную в ядре лексемы РОССИЯ и его периферию (см. Рис. 1), подтверждает его лингвистическую, ментальную  ценность и ядерное положение в русской языковой картине мира, что и обусловливает частое обращение к данной лексеме в русском политическом дискурсе, что является объектом нашего внимания при написании магистерского диссертационного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / З.Е. Александрова. – 11-е изд. – М. : Русский язык, 2001. – 568 с.
  2. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А.П. Бабушкин. – Воронеж : Изд-во Воронежского гос.ун-та, 1996. – 103 с.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль // под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ: в 4 т. Т. 3: П-Р. – М. : Цитадель, 1998. – 1782 с.
  4. Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык   [Текст] / В.Б. Касевич. 2-е изд. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 282 с.
  5. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М. : МГУ, 1996. – 248 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. – М. : ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  7. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира  [Текст] / Б.А. Серебренников [и др.]; науч. ред. Б.А. Серебренников. – М. : Наука, 1988. – 216 с.
  8. Русский ассоциативный словарь [Текст] / Ю. Н. Караулов [и др.]. – Астрель, АСТ, 2002. – 748 с.
  9. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения 22.12.2012).
  10. Словарь современного русского литературного языка АН СССР  [Текст] / пред. редакц. коллегии Ф. П. Филин. – М., СПб. : Изд-во АН СССР, 1961. Т. 12. – 1675 с.
  11. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2001. – 990 с. 

 


Информация о работе Лексико-семантический портрет лексемы россия в русском языковом сознании