Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:36, курс лекций
Методы и принципы лингвистического анализа разных сторон, аспектов языка различны. Выделение того или иного аспекта языка нередко неотделимо от метода его лингвистического рассмотрения. Сам же язык при этом определяется как явление сложное и исторически подвижное, что нашло свое отражение в той модели описания языка, которая разрабатывалась в рамках традиционного (классического) языкознания, неизменно включающего в себя такие разделы, как фонетика, лексикология, морфология, синтаксис и т.д. Каждый из этих разделов имеет свой предмет изучения и вместе с тем составляет часть единой науки о языке.
Краткий конспект лекций по дисциплине «Принципы и методы лингвистических исследований»
Лекция 1. Общие вопросы теории метода в лингвистике
1. Определение метода, методики и методологии лингвистических исследований
Методы и принципы лингвистического анализа разных сторон, аспектов языка различны. Выделение того или иного аспекта языка нередко неотделимо от метода его лингвистического рассмотрения. Сам же язык при этом определяется как явление сложное и исторически подвижное, что нашло свое отражение в той модели описания языка, которая разрабатывалась в рамках традиционного (классического) языкознания, неизменно включающего в себя такие разделы, как фонетика, лексикология, морфология, синтаксис и т.д. Каждый из этих разделов имеет свой предмет изучения и вместе с тем составляет часть единой науки о языке. Сама структура классического языкознания как науки отчетливо свидетельствует о том, что, описывая языковые явления, ученые исходили из убеждения, что язык представляет собой определенную систему.
Понимание языка как системы становится важнейшим методологическим принципом лингвистики XX в. Поэтому в качестве одной из главных задач лингвистического исследования, анализа выдвигается задача, связанная с адекватным описанием и интерпретацией отношений, в которых находятся между собой составляющие языковой системы. Однако языковая система сложна, и сложность ее заключается прежде всего в многослойности, то есть в том, что она складывается из ряда подсистем, вычленяемых на основе так называемого стратификационного принципа. Эти подсистемы образуют уровни языка. Согласно господствующим в современном языкознании представлениям, лишь с помощью понятия уровня удается правильно отразить такую существенную особенность языка, как его членораздельный характер и дискретность его элементов. Несмотря на это вопрос о количестве уровней в языке не имеет однозначного решения. Многие сходятся, однако, на том, что их четыре: 1) фонетико-фонологический, 2) морфемный, 3) лексико-семантиче-ский и 4) синтаксический.
Под методом нередко подразумевают и общую методологию наук, философский метод познания, формулирующий основные принципы теории познания в целом. Для нас таким общенаучным, философским методом является диалектический метод, согласно которому материя первична, а сознание вторично; материя и сознание образуют единство; движение есть способ, форма существования материи, поэтому материальный мир необходимо изучать, познавать в движении; явления окружающего нас мира между собой взаимосвязаны и тд. Эти и другие принципы диалектического метода составляют философскую основу всякой науки, ориентирующейся на материалистическую диалектику, в том числе и лингвистики. С другой стороны, под методом подразумевается способ добывания конкретного научного знания. Следовательно, лингвистический метод и есть средство, способ, с помощью которого мы получаем сведения о языке, познаем язык. Совокупность таких способов составляет систему специальных методов. Самое общее определение метода: «...Совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности». Для получения эффективных результатов с помощью специальных методов изучения языка необходимо правильно этими методами пользоваться, хорошо ими владеть. Правила, последовательность использования лингвистических методов, а также составляющих их приемов есть методика лингвистического анализа.
Методы и методика лингвистического анализа теснейшим образом связаны с аспектом и концепцией научного исследования.
2. Общенаучные, общие и частные лингвистические методы
В науковедении разделяются общие методы (анализ и синтез, сравнение и т.д.), общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент и т.д.) и частные методы (например, сравнительно-исторический метод в лингвистике). Конкретный вариант того или иного метода, направленный на решение определенного класса исследовательских задач, мы будем называть «методикой».
Лекция 2. Научные парадигмы лингвистического знания
В развитии любой науки, в том
числе и языкознания, происходит
поэтапная смена научных парадигм.
Термин «парадигма научного знания» был
введен Т. Куном в его работе «Структура
научных революций». Парадигма – это «признанные всеми
научные достижения, которые в течение
определенного времени дают научному
сообществу модель постановки проблем
и их решений». В истории языкознания выделяется три научные парадигмы - сравнительно-историческая,
системно-структурная и антропоцентрическая.
1. Сравнительно-историческая парадигма
связана с господством сравнительно-исторического
метода в исследовании языка. Наука занималась
вопросами происхождения языков, реконструкцией
праязыка, установлением соотношения
между родственными языками и описанием
их эволюции, создавались сравнительно-исторические
грамматики и словари.
2. Системно-структурная парадигма
характеризуется познанием структуры
языка, его организации. Определяющим
явился тезис Ф. де Соссюра, согласно которому
объектом лингвистики должен быть язык
«в себе и для себя». Парадигма продолжает
свое существование, в ее рамках проводятся
исследования, вносящие существенный
вклад в развитие лингвистики.
3. Антропоцентрическая парадигма возникает в результате осознания того, что «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996: 6). Истоки парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Именно В. фон Гумбольдт отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» (Гумбольдт 1984: 314).
Лекция 3. Основные лингвистические принципы
В языкознании выделяются такие лингвистические принципы, определяющие развитие современного языкознания, как: экспланаторность, экспансионизм, функционализм, которые были сформулированы и обоснованы Е.С. Кубряковой, а затем получили дальнейшее толкование в работах ряда исследователей Воркачев, Кравченко Попова др.).
1. Экспланаторность - стремление не только описывать факты языка, но и находить им объяснение.
2. Объяснительность присутствовала и в предшествующих лингвистических
парадигмах, но только в новой парадигме
она выдвигается на первый план, оттесняя
формальное описание, т.е. в диаде «описание-объяснение»
происходит смещение акцентов.
P.M. Фрумкина приводит афористичное описание
прогнозируемого будущего лингвистики,
высказанное в свое время А.Е. Кибриком,
предсказавшим переход от «что-лингвистики»
(описание структур) к «как-лингвистике»
(описание процессов), и далее - к созданию
«почему-лингвистики». Тем самым «подчеркивается
ценность объяснения (хотя оно видится
как задача будущего), а не только описания»,
что соответствовало положению дел в лингвистике
предшествующих периодов. Именно «в установке
на объяснение и состоит пафос когнитивной
лингвистики». Описание направлено «на
постижение структуры и семантики языковых
объектов», объяснение — «на выяснение
их функционирования». Как отметил В.А.
Абаев, чтобы объяснить особенности объекта
изучения, в том числе и языка, «надо выйти
за его пределы. И это является законом
для всех объяснительных наук без исключения.
В любой науке переход от описательной
стадии к объяснительной неотвратимо
связан с вовлечением в свою орбиту данных
тех или иных смежных наук». Следовательно,
экспланаторность неразрывно связана
с экспансионизмом.
3. Экспансионизм. Лингвистическая
экспансия заключается в появлении новых
объектов исследования, в пересмотре традиционных
проблем с новых позиций. Усиление экспансионистских
установок проявляется в стремлении расширить
область лингвистических исследований,
появлении выходов в
другие науки и активном использовании
сведений иных наук - культурологии, социологии,
антропологии, этнологии, психологии,
нейронаук и др.
В лингвистических исследованиях «фокус исследовательского внимания закономерно смещается с изученного центра на проблемную периферию и закрепляется на стыке областей научного знания: возникают этнопсихология, психолингвистика, когнитивная психология, социолингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, внутри которых процесс междисциплинарного синтеза и симбиоза продолжается...»
4. Функционализм. Главное требование
функционализма - изучать язык в действии,
при исполнении им его функций. Для новой
научной парадигмы характерна переориентация
научных интересов с преимущественного
изучения внутренних закономерностей
языковой системы на рассмотрение функционирования
языка как важнейшего средства общения.
В процессе лингвистических исследований
должны быть «детально изучены и полностью
раскрыты все законы и механизмы функционирования
языка в его взаимодействии с познающим
мир человеком».
Таким образом, лингвистический экспансионизм
тесно связан с «экспланаторностью как
стремлением найти каждому языковому
явлению разумное объяснение и антропоцентризмом
и функционализмом как тенденциями искать
подобные объяснения в роли человеческого
фактора в языке и выполнением языком
определенных функций».
5. К рассмотренным принципам современного
языкознания, по мнению ряда ученых, можно
добавить еще два - текстоцентризм и семантикоцентризм.
Семантикоцентризм. Вопрос о доминирующей
стороне языка - плане выражения и плане
содержания - по-разному решался на разных
этапах развития языкознания. В период
господства системоцентрического подхода
семантика не достигла значительных успехов
и «лишь обращение к антропоцентризму
на новой, более высокой основе дало возможность
продвинуться в ее изучении». Семантикоцентрические
идеи - идеи о господстве содержательной
стороны языка - нашли отражение в работах
Э. Сепира, А. Вежбицкой, представителей
Московской семантической школы. Ю.Д. Апресян,
анализируя особенности развития семантических
теорий в конце XX века, указывает на расширение
объекта семантики, отмечая, что им «являются
... любые языковые значения, т.е. значения
лексем, граммем, дериватем, синтаксических
конструкций и т.д.
Текстоцентризм. Наиболее ярко особенности антропоцентрической лингвистики проявляются в исследованиях текста, поскольку «все языковые реалии приобретают истинный смысл только в тексте. Без указания на то, как та или иная языковая единица или категория участвует в создании определенного типа текста, представление о языке будет неполным». Текст невозможно изучать вне человека, являющегося его создателем и адресатом. Текст отражает образ мира, запечатлевает в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью языковых средств.
Таким образом, основными принципами
новой лингвистической
Лекция 4. Антропологическое направление в изучении языка
В отечественной лингвистике об антропоцентризме как основном принципе современной лингвистики заговорил Ю.С. Степанов, анализируя концепцию Э. Бенвениста: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка; в соответствии с ним и язык должен изучаться. Поэтому в своем главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке».
Возникновение антропоцентрической парадигмы в языкознании было предопределено, поскольку сам язык антропоцентричен по своей сути, «человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции, свой интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру, природе, свои отношения к коллективу людей и другому человеку». Взгляд исследователя перемещается с объекта познания на субъект, анализируется человек в языке и язык в человеке.
Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. ... Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели».
Лекция 5. Сравнительно-исторический метод
1. Условия, подготовившие сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод подготавливался, вызревал в течение длительного времени, насчитывавшего столетия. Это естественно, ибо он представлял и представляет собой не только и не столько известную формально-научную, сугубо техническую процедуру, хотя и это важно, сколько отражение определенного уровня культуры и уровня осознания этой культуры. Это прежде всего достаточно строгая и вместе с тем гибкая концепция, опирающаяся на обширную фактологическую базу. Она не могла сложиться вдруг, революционным путем. Нужны были соответствующие условия, к числу которых относятся:
Информация о работе Лекции по «Принципам и методам лингвистических исследований»