Критерии текстуальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Одной из наиболее известных зарубежных теорий, посвященных описанию общих свойств текста, является концепция Р.-А. де Богранда и В. Дресслера о семи так называемых критериях текстуальности. Под текстуальностью в данном случае понимается совокупность тех свойств (признаков, параметров), которые присущи тексту. Согласно их теории, только при выполнении всех семи критериев некая последовательнос

Работа содержит 1 файл

Критерии текстуальности.docx

— 18.06 Кб (Скачать)

Критерии  текстуальности 

Одной из наиболее известных зарубежных теорий, посвященных  описанию общих свойств текста, является концепция Р.-А. де Богранда и В. Дресслера о семи так называемых критериях текстуальности. Под текстуальностью в данном случае понимается совокупность тех свойств (признаков, параметров), которые присущи тексту. Согласно их теории, только при выполнении всех семи критериев некая последовательность предложений (языковых единиц) может считаться текстом. Если хотя бы один из критериев не выполнен, то текст не может быть признан коммуникативным и его следует рассматривать как «не-текст».

1) Когезия. Формальная связность текста. Данный критерий затрагивает способ образования поверхностной структуры текста. Иными словами, это ответ на вопрос, каким образом соотносятся друг с другом компоненты текста, т. е. те слова, которые мы реально слышим (при восприятии устного текста) или видим (при восприятии письменного текста). Формальная связность текста достигается с помощью различных языковых средств: союзов, повторов, слов-заместителей, согласования временных и иных форм и т. п. Проблему для правильной идентификации антецедента может создать не только многократное использование одного и того же местоимения, но его простое однократное употребление. 'Пауль поговорил с Фрицем. Он придет завтра'.

'Пошел дождь.  Дай мне собаку!' Данную последовательность  предложений можно интерпретировать  двояким образом: 1) говорящий хочет с помощью собаки укрыться от дождя и 2) говорящий хочет укрыть собаку от дождя. Несомненно, первый вариант содержательной трактовки данной последовательности едва ли возможен ввиду абсурдности возникающей ситуации, о чем говорят наши знания об устройстве мира и отношениях в обществе. Поэтому реальным выбором может быть только второй вариант. (За рамками рассмотрения остаются другие возможные интерпретации этой речевой последовательности.)

2) Когерентность,  Смысловое единство текста. Обеспечивается логической последовательностью и непротиворечивостью изложения, логическими связями ("итак", "следовательно", "подведем итоги" и др.), использованием стереотипных формул, обозначающих начало и концовки повествования, анафорическими и катафорическими ссылками к другим частям.

Когезия и когерентность являются критериями, в центре внимания которых располагается текст, его поверхностная и глубинная структуры.

3) Интенционалъностъ. Под этим признаком понимается намерение производителя текста построить связный и содержательный текст. Этот текст служит определенной цели (например, сообщить кому-либо знание или достичь какой-либо конкретной цели).

4) Приемленность с грамматической и семантической точки зрения.  Куздра.

5) Информативность  текста связывается с новизной и неожиданностью, которые предопределяют эффективность воздействия. Очевидно, люди более склонны к восприятию новой и неожиданной информации, чем уже известной или само собой разумеющейся. The sea is water.

6) Ситуативность. (ОСТОРОЖНО ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ - slow children at play) может быть правильно понято только в определенных ситуативных условиях — если оно имеет вид дорожного знака, установленного на обочине дороги.

7) Интертекстуальность-ссылка на предыдущие тексты/текст. Resume speed. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка повстречали в глухом лесу избушку на курьих ножках. Без опаски они постучали в дверь. Кто вышел им навстречу?». Для русских детей (и взрослых) ответ очевиден: «Баба-яга» — непременный персонаж многих любимых народных сказок. Но этот простой ответ может поставить в тупик любого иностранца, для которого в подобных условиях возможно появление другой сказочной фигуры. 

Медиально-устные и концептуально-устные тексты

Медиальность-способ или вид восприятия текста – письменный или устный. Концептуальность – какому образцу следует данный текст независимо от формы его представления.  
 
 
 
 
 

Критерии  текстуальности

Одной из наиболее известных зарубежных теорий, посвященных  описанию общих свойств текста, является концепция Р.-А. де Богранда и В. Дресслера о семи так называемых критериях текстуальности. Под текстуальностью в данном случае понимается совокупность тех свойств (признаков, параметров), которые присущи тексту. Согласно их теории, только при выполнении всех семи критериев некая последовательность предложений (языковых единиц) может считаться текстом. Если хотя бы один из критериев не выполнен, то текст не может быть признан коммуникативным и его следует рассматривать как «не-текст».

1) Когезия. Формальная связность текста. Данный критерий затрагивает способ образования поверхностной структуры текста. Иными словами, это ответ на вопрос, каким образом соотносятся друг с другом компоненты текста, т. е. те слова, которые мы реально слышим (при восприятии устного текста) или видим (при восприятии письменного текста). Формальная связность текста достигается с помощью различных языковых средств: союзов, повторов, слов-заместителей, согласования временных и иных форм и т. п. Проблему для правильной идентификации антецедента может создать не только многократное использование одного и того же местоимения, но его простое однократное употребление. 'Пауль поговорил с Фрицем. Он придет завтра'.

'Пошел дождь.  Дай мне собаку!' Данную последовательность  предложений можно интерпретировать  двояким образом: 1) говорящий хочет с помощью собаки укрыться от дождя и 2) говорящий хочет укрыть собаку от дождя. Несомненно, первый вариант содержательной трактовки данной последовательности едва ли возможен ввиду абсурдности возникающей ситуации, о чем говорят наши знания об устройстве мира и отношениях в обществе. Поэтому реальным выбором может быть только второй вариант. (За рамками рассмотрения остаются другие возможные интерпретации этой речевой последовательности.)

2) Когерентность,  Смысловое единство текста. Обеспечивается  логической последовательностью  и непротиворечивостью изложения,  логическими связями ("итак", "следовательно", "подведем  итоги" и др.), использованием  стереотипных формул, обозначающих  начало и концовки повествования,  анафорическими и катафорическими ссылками к другим частям.

Когезия и когерентность являются критериями, в центре внимания которых располагается текст, его поверхностная и глубинная структуры.

3) Интенционалъностъ. Под этим признаком понимается намерение производителя текста построить связный и содержательный текст. Этот текст служит определенной цели (например, сообщить кому-либо знание или достичь какой-либо конкретной цели).

4) Приемленность с грамматической и семантической точки зрения.  Куздра.

5) Информативность  текста связывается с новизной и неожиданностью, которые предопределяют эффективность воздействия. Очевидно, люди более склонны к восприятию новой и неожиданной информации, чем уже известной или само собой разумеющейся. The sea is water.

6) Ситуативность. (ОСТОРОЖНО ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ - slow children at play) может быть правильно понято только в определенных ситуативных условиях — если оно имеет вид дорожного знака, установленного на обочине дороги.

7) Интертекстуальность-ссылка на предыдущие тексты/текст. Resume speed. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка повстречали в глухом лесу избушку на курьих ножках. Без опаски они постучали в дверь. Кто вышел им навстречу?». Для русских детей (и взрослых) ответ очевиден: «Баба-яга» — непременный персонаж многих любимых народных сказок. Но этот простой ответ может поставить в тупик любого иностранца, для которого в подобных условиях возможно появление другой сказочной фигуры. 

Медиально-устные и концептуально-устные тексты

Медиальность-способ или вид восприятия текста – письменный или устный. Концептуальность – какому образцу следует данный текст независимо от формы его представления.

Информация о работе Критерии текстуальности