Конрад. Жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:20, реферат

Описание работы

Цель: исследовать вклад Н.И. Конрада в развитие отечественного востоковедения.
Задача:
1. Систематизация известных данных, определения их ценности, как и ценности заслуг Конрада в развитии востоковедения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Роль Н.И. Конрада……………….……………………………………...............4
1.1 Краткая биография………………………………………............ ...................4
1.2 Вклад Н.И. Конрада в науку…………………………………………………4
1.3 Основные труды Н.И.Конрада……….………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………........10
Список литературы………………………………………………………….......11
Приложение……………………………

Работа содержит 1 файл

Конрад Реферат.docx

— 265.84 Кб (Скачать)

                                                                                 

                                              Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Роль Н.И. Конрада……………….……………………………………...............4

1.1 Краткая биография………………………………………............ ...................4

1.2 Вклад Н.И. Конрада в науку…………………………………………………4

1.3 Основные труды Н.И.Конрада……….………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………........10

Список литературы………………………………………………………….......11

Приложение………………………………………………………………..….…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                  Введение

      Отечественное востоковедение имеет довольно богатую историю. Мировое востоковедение зародилось в Европе в XVIII в. и с тех пор мир видел целую плеяду выдающихся ориенталистов, среди которых был и Николай Иосифович Конрад.  Быть востоковедом – значит быть историком, философом, искусствоведом, политологом, экономистом, литератором и конечно же языковедом. Все это включал в себя и Конрад, что говорит о нем как о крайне образованном и умном человеке, так и  о выдающейся личности.

    Конрад Николай  Иосифович основатель русской школы японоведения и ученый, чьи труды до сих пор интересуют все больше и больше людей. Он не только центральная фигура российского востоковедения, но и других гуманитарных наук. На долю востоковедов этого времени выпали тяжкие испытания, судьбы многих из них были сломаны. Но Конрад один из тех, кто прошел все испытания и внес огромный вклад в науку.

     В связи с развитием стран АТР востоковедение приобретает все больший интерес со стороны общественности и становится одной из актуальных научных дисциплин.

   Цель: исследовать вклад Н.И. Конрада в развитие отечественного востоковедения.

   Задача:

1. Систематизация известных данных, определения их ценности, как и ценности заслуг Конрада в развитии востоковедения.

2. Разобраться в живом и сложном характере личности Конрада, его наиболее важных чертах, которые позволили ему добиться успеха в работе и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1 Роль Н.И. Конрада в востоковедение

                                    1.1 Краткая биография

    Н.И. Конрад родился в Риге 1 марта 1891. С его дня рождения прошло более века, но выдающийся знаток  Японии и Китая не входит в число забытых деятелей науки и культуры. Его работы набирают все больший интерес и многие ученые заинтересованы в изучении его жизни и деятельности. Работы Н. И. Конрада с их акцентом на литературно-культурной и гуманистической проблематике в общественном сознании воспринимались как возрождение традиций классической ориенталистики, а сам Н. И. Конрад был олицетворением «живой связи времен». Интерес к личности Н. И. Конрада стал характерной чертой исследовательских работ 1960 – 1980-х годов. Единство указанного периода поддерживается и тем, что авторами большинства исследовательских работ были люди либо лично знавшие Н. И. Конрада, либо состоявшие с ним в переписке: его ученики, коллеги, друзья, оппоненты.

      Еще в гимназические  годы (гимназия Императора Николая I) у него пробудился интерес к Востоку, к Китаю и Японии. Окончил японско-китайский разряд факультета восточных языков Петербургского университета в 1912г. и японское отделение ПВА. Преподавал в Киевском коммерческом институте (1912—1914). Стажировался в Японии (1914—1917), изучал в Токийском университете японский и китайский язык, культуру и классическую литературу Японии. В 1919—1922 преподавал в Орловском университете, был его ректором. С 1922 преподаватель, с 1926 профессор Ленинградского института живых восточных языков (до 1938). Одновременно преподавал в Географическом институте ЛГУ.

     29 июля 1938 был арестован, обвинён как японский шпион. Ведшие дело Конрада систематически избивали его. Востоковед был приговорен к 5 годам в исправительно-трудовом лагере, где работал на лесоповале. Достоверно известно, что в первой половине 1941 занимался научной работой непосредственно в Бутырской тюрьме, где находился в связи с пересмотром дела. Освобожден постановлением 8 сентября 1941. С тех пор жил в Москве, где 30 сентября 1970 умер.

                                  1.2 Вклад Н.И. Конрада в науку

     На протяжении  всей своей жизни Конрад твердо  знал что восточные языки привлекали его точно не экзотикой, а, возможно, трудностью для понимания русской душой и умом. Знания латыни позволяли ему заниматься деятельностью в других областях науки, но тем не менее он выбрал именно востоковедение.

  

 

В 1914-1915 г.г. он проводил этнографические исследования в Корее, результатом которых стали «Очерки социальной организации и духовной культуры корейцев на рубеже XIX-XX вв.»

 Н.И. Конрад был оставлен в Петроградском университете для подготовки к профессорскому званию, что открывало ему огромное количество перспектив в науке, но две революции сыграли в его жизни большую роль, но он был готов к переменам. Тогда казалось, что события близки к катастрофе, именно в эти годы Конрад утверждает, что научные проблемы для него на много важнее политических.

  Н.И. Конрад познал  на себе подлинный творческий  успех, заслуженная слава, почести,  награды и высшие научные звания  не миновали его. На своем  опыте он хорошо узнал, что  такое «жесткая» система управления, цензура, идеологические рамки,  карьеристы в науке, утрата единомышленников и предательство.

  В 1921 г. после переезда  в Орловскую губернию, публикует  свои первые  переводы и публикации, которые показали что в лице Конрада отечественное японоведение приобрело уникального специалиста, там же в Орле он читает лекции по проблемам развития востоковедения.  Практически универсальный востоковед-дальневосточник, считавший себя более синологом, Конрад тем не менее возглавил советскую школу японоведения. Практически это была школа Конрада—он создавал ее, в ней учил и учился сам.

Конрад неизменно был  в центре споров о путях развития востоковедения в СССР. В Петрограде была сосредоточена элита «старого»  востоковедения, которая претендовала на монопольное право определять предмет и структуру востоковедения, а так же систему управлении им, стремясь свести роль государства на минимум. В то же время в Москве формируется понятие «нового» востоковедения, основывающегося на марксистской методологии, обращенного, в основном, к  проблеме национально-освободительного движения и тесно связанного с политическими интересами государственной власти. Конрад, входивший в элиту «старого» востоковедения все же признавал правомерность существования «нового». Он верил в возможности и видел способы использования культурного наследия Востока для решения конкретной  и реально выполнимой задачи, выдвинутой революцией—создания культуры, соответствующей новому общественному строю.

 Востоковеды сходились в одном—в основе востоковедения лежит изучения языка. Конрад был благожелательным и щедрым наставником, но был

 

 

требователен , боролся с тем, что называется « ученические отношения к учебе». А для тех, кто действительно хотел учиться он не считался временем, подсказывал интересные  перспективные темы исследований. Он радовался, встретив в студенте единомышленника, товарища по интересам, человека, способного заниматься научной работой. На своем веку он поддержал немало ученых в их творческом поиске. Многие интересные начинания не получили бы успешного развития без его содействия.

Конрад интересовался  коммунистами  и их делами, планами, идеями. В начале 30-х гг. в одном из своих выступлений востоковед заявил, что не мыслит работы без участия в ней коммунистов. В коммунистах он видел ту силу, которая помогает в общем научном росте. Также его интересовала проблема общемирового влияния коммунистических идей. В начале 30-х годов по плану руководимого им Японо-корейского кабинета Института востоковедения АН СССР он организует изучение становления и развития В Японии под влиянием российской Октябрьской социалистической революции пролетарской культуры. Сегодня можно услышать, что она по своему качеству не заслуживала затраченных на ее изучение сил, и что в этом одна из причин , по которым Конрад,  якобы, не состоялся как ученый.

После выхода рецензии Н.П. Мацокина учебник японского языка        П.А. Гущо и Г.С. Гробштейна разгорелись нешуточные страсти. В ответ на рецензию 37 японистов, среди которых был и Конрад,  в коллективном отзыве заявили: «Научной ценности рецензия лишена полностью[…] Это попытка[…] на деле клеветнически дискредитировать советское востоковедение и воспрепятствовать его дальнейшему росту. Но в этой рецензии Н.П. Мацокин вполне ясно разоблачил только свое собственное лицо. Поэтому мы выражаем протест против нее и надеемся, что повторения подобных рецензий советская общественность не допустит». Мацокин был обвинен в вынашивании вредительских планов и репрессирован.

В окружении Конрада было так  много «врагов народа», что  сработала логика времени и уже в 1938 он был арестован и сослан на лесоповал. В заключении Конрад  пробыл до сентября 1941 года , конец срока провел в тюрьме на Лубянке. Сохранились рукописи его работ по китайской литературе, написанные там. Свой арест Конрад рассчитывал как самое ужасное. После освобождения большинство коллег встретило его тепло и радостно, но Конрад предложил забыть им все, что произошло за последние

 

 

 

годы и письма, в которых  он описывал все те эмоции, которые  он пережил, так как надо вместе работать, а дело не должно страдать.

В1945 году недавний «враг  народа» Конрад был награжден  Орденом Ленина. Его не только простили, но и как бы извинились перед ним. Но тем не менее жизнь после ареста пришлось переустраивать заново. Но в Ленинград Конрад так и не вернулся.

 Размышляя о судьбе  и задачах востоковедения, он  говорит, что оно должно занимать  более активную позицию в научной  и общественно-политической жизни  страны, само формировать запросы  и ставить проблемы. По жизни он был человеком, который отступал от своих принципов, так как часто обстоятельства складывались так, что необходимо было идти на компромисс. Он считал это допустимым в интересах стоящего дела. В эти же годы у него были нежелательно большие затраты физических и душевных сил. Здоровье Конрада пошатнулось, что раздражало его, так как перед коллегами было неприятно выглядеть неполноценным. Осенью 1950 г. он даже уходить на пенсию по инвалидности, но вскоре возвращается в науку.

 Противоречивые пятидесятые  и шестидесятые годы богаты  на событие. Это была эпоха  пересмотра и оценки подходов  к востоковедению. В 1954 г. еще  до начала хрущевской «оттепели», Конрад получает возможность  ознакомиться с трудами зарубежных  лингвистов, ранее не доступных  ему, но он решает отложить  это и заняться изучением мировой науки начала 20-х годов. В 1955 г., Конрад предпринимает усилия помочь А.А.Ахматовой вызволить из лагеря ее сына, востоковеда Л.Н.Гумилева. Не дожидаясь освобождения, Конрад пытается привлечь Льва Николаевича к работе над многотомной "Всемирной историей". Память об ушедших учителях, погибших друзьях и коллегах, помощь тем из них, кому удалось выжить, пройдя сквозь ад сталинских тюрем лагерей, материализовалась в жизни Николая Иосифовича Конрада в многолетний, каждодневный труд по изданию самого ценного для ученого – их научного наследия. При всей признанности научных заслуг, в 1958 г. Конрад был избран академиком АН СССР, его положение в науке в те и последующие годы оказалось весьма своеобразным. В целом, шестидесятые принесли ему больше разочарований. Главную особенность  этих годов Конрад видел в изменении содержания общечеловеческих проблем. Он считал, что главная проблема человечества—проблема пути, по которому он идет и надеялся, что в результате люди выберут путь гуманизма.  Для этого был необходим отказ от насилия в

 

 

отношениях между народами, уничтожение эксплуатации человека человеком. Конрад считал капитализм обреченным. На XXII съезде КПСС он выдвинул идею о построении в СССР коммунистического общества, которая была принята с живым интересом. Теоретически, процесс формирования культуры в новом коммунистическом обществе предполагал оценку культурного наследия прошлого.

Пройдя большой и нелегкий путь в востоковедении, он как бы на новом уровне понимания вернулся к сюжетам, занимавшим его еще  в молодости. На материалах истории Востока (прежде всего Японии и Китая) и Запада (в основном Западной Европы) Конрад стремился наметить общую схему исторического процесса в древности и средневековье, в русле такого подхода он выдвигает концепцию "восточного Ренессанса", высказывая мысль о том, что понятие "Ренессанса" как явления мирового, закономерного для истории больших культурных народов, может быть рассмотрено и применительно к истории Востока. Дискуссионная постановка проблемы буквально взбудоражила гуманитарное сообщество, и это было едва ли не важнейшим ее следствием. "Спровоцировав" публичный интерес и внимание к историко-культурологическому, философскому осмыслению всемирной истории, Конрад тем самым смело принял на себя "огонь" как позитивной критики, так и ожесточенного неприятия. Статьи Конрада, посвященные проблемам единства человечества, неоднократно отклонялись. В лучшем случае его считали "чудаком", "романтиком" из прошлого века, в худшем – доходило до откровенного злобствования: в 1969 г., когда Конрад, первым из советских ученых, был удостоен японского ордена Восходящего Солнца, нашлось немало "коллег", сопроводивших награждение только одной репликой: "Пусть будет благодарен, что сейчас не 1937 год!" Он говорил, что научный пафос его работ последнего периода позволяет отнести их к области не только востоковедения, но и мироведения.

Очень сдержанный, корректный, даже замкнутый человек, Конрад только в письмах к своему любимому ученику, писателю и ученому, будущему участнику  альманаха "Метрополь" Борису Борисовичу Вахтину приоткрывал завесу над своими чувствами.

Со страниц «Литературной  газеты» Конрад заявляет, что нужно помнить прошлое, уважать его деятелей, которые сумели мужественно донести все то, что было достигнуто. Своей перепиской с английским историком А. Тойнби он вызвал резкую критику, так как для многих советских коллег Конрада он

 

 

был идеологическим противником. Конрад считал, что человек может иногда обогнать историю.

Как востоковед Конрад работал  до последних дней своей жизни. Его  заслуги в японоведении были отмечены правительством Японии, наградившем Конрада орденом Восходящего Солнца второй степени—высшим знаком отличия, который мог бы получить иностранец. В 1972 г. уже посмертно, его вклад в составление «Большого японско-русского словаря» был отмечен Государственной премией СССР. Новые издания трудов Конрада продолжают выходить. В 1991 г. он был реабилитирован. Его опыт и пример—опыт и пример отечественного интеллигента, которому за долгие годы разочарованность в работе и эгоизм так и остались неведомы.

Информация о работе Конрад. Жизнь и творчество