Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад
Можно выделить два противоположных подхода к коммуникации в двух противостоящих друг другу (по крайней мере, последнее столетие) лингвистических парадигмах. Первое направление, которое может быть названо романтическим и связано в истории лингвистики с такими именами, как В. фон Гумбольдт,A. А. Потебня, К. Фоссдер, Л. Шпитцер, подходит к языку как к динамическому феномену, находящемуся в постоянной эволюции, предопределяемой творческой энергией говорящего.
Коммуникация. Можно выделить два противоположных подхода к коммуникации в двух противостоящих друг другу (по крайней мере, последнее столетие) лингвистических парадигмах. Первое направление, которое может быть названо романтическим и связано в истории лингвистики с такими именами, как В. фон Гумбольдт,
A. А. Потебня, К. Фоссдер,
Л. Шпитцер, подходит к язы
ку как к динамическому феномену, находящемуся
в по
стоянной эволюции, предопределяемой
творческой энер
гией говорящегоК
Эта школа на долгие десятилетия ока
залась почти в полной тени, будучи отодвинутой
на вто
рой план структуралистским подходом
(Ф. де Соссюр,
B. Брёндаль, Л. Ельмслев,
Р, О. Якобсон и др.), рассмат
ривавшим пользование языком как создание
по заранее
заданным моделям определенных конструкций
из дис
кретных фиксированных единиц, не подвергающихся
серьезным изменениям. Помимо ставшего
хрестоматий
ным сравнения с шахматами напрашивается
еще одно — с
чрезвычайно популярным ныне детским
конструктором
«Lego».
В рамках первого подхода коммуникация воспринимается как акт творческого взаимодействия коммуникантов. «Говоря словами Гумбольдта, всякое понимание есть вместе с тем непонимание, всякое согласие в мыслях — вместе несогласие. Когда я говорю, а меня понимают, то я не перекладываю целиком мысли из своей головы в другую, — подобно тому, как пламя свечи не дробится, когда я от него зажигаю другую свечу, ибо в каждой свече воспламеняются свои газы. <.„> Чтобы думать, нужно со здать (а как всякое создание есть собственное преобразование, то преобразовать) содержание своей мысли, и, таким образом, при понимании мысль говорящего не передается, но слушающий, понимая, создает свою мысль»1 [Потебня: 226]. Второй подход наиболее ярко выражен в ставшей хрестоматийной схеме коммуникации Р. О. Якобсона [Якобсон: 198]:
«Адресант посылает сообщение адресату. Чтобы сообщение могло выполнять свои функции, необходимы: контекст, о котором идет речь <...>; контекст должен восприниматься адресатом и либо быть вербальным, либо допускать вербализацию; код, полностью или хотя бы частично общий для адресанта и адресата (или, другими словами, для кодирующего и декодирующего); и, наконец, контакт — физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающие возможность установить и поддерживать коммуникацию. Все эти факторы, которые являются необходимыми элементами речевой коммуникации, могут быть представлены в виде следующей схемы:
Контекст
, Сообщение
Адресант —- Адресат
Контакт Код»
Сегодня в постструктуралистской парадигме происходит, как это часто бывало в истории человеческой мысли, отказ от доминировавшего до этого направления и обращение к предшествовавшему ему. Во многом этим обусловлен и на это повлиял интерес к принципам «диалогиз ма» М. М. Бахтина1. Многими авторами признается, что коммуникация как процесс передачи от адресанта к адресату определенного количества битов статичной информации, остающейся неизменной как на выходе, так и на входе, существует лишь в искусственных системах, но невозможна при реальном общении языковых личностей2. Коммуникация при этом рассматривается как процесс взаимодействия и взаимокорректировки индивидуального сознания каждого из коммуникантов3. Достаточно ярко этот взгляд выражен в следующих словах (приносим извинение за столь развернутую цитату); «До тех пор, пока язык считается денотативным, на него приходится смотреть как на некое средство для передачи информации, как если бы что-то от одного организма передавалось другому таким образом, что спецификации "отправителя" уменьшали область неопределенности "получателя".
Но стоит признать, что язык ковнотативен, а не денотативен и что его функция состоит в том, чтобы ориентировать ориентируемого в его когнитивной области, не обращая внимания на когнитивную область ориентирующего, как становится очевидным, что никакой передачи информации через язык не происходит. Выбор того, куда ориентировать свою когнитивную область, совершается самим ориентируемым в результате независимой внутренней операции над собственным состоянием. "Сообщение" является причиной выбора, однако произведенная им ориентация не зависит от того, какие репрезентации заключает в себе это "сообщение" для самого ориентирующего. Строго говоря, никакой передачи мысли между говорящим и его слушателем не происходит. Слушатель сам создает информацию, уменьшая неопределенность путем взаимодействий в собственной когнитивной области. Консенсус возникает лишь благодаря кооперативным взаимодействиям, в которых результирующее поведение каждого из организмов служит поддержанию их обоих» [Мату-рана: 119]. При подобном подходе термины «передача сообщения» и «восприятие сообщения» понимаются как метафоры, ибо «сообщение, вернее, его содержание не передается, а конструируется слушающим (читающим) при восприятии тел языковых знаков, образующих текст» [Тарасов 90:10].
Обратим внимание на то, что, конечно, существуют различные виды коммуникации; тот, речь о котором шла выше, представляет собой лишь один из возможных. Кроме искусственных систем коммуникации, в которых вполне возможен обмен информацией в чистом виде и которые мы не рассматриваем, существуют по крайне мере три условно выделяемых типа общения1, редко проявляющиеся в чистом виде и, как правило, выступающие в комплексе с доминантой того или другого из них. Условно назовем их «ритуальная коммуникация», «монологическая коммуникация» и «диалогическая коммуникация»2. О ритуальных высказываниях и коммуникации этого типа мы будем подробно говорить ниже и не станем сейчас на этом останавливаться. «Монологическая коммуникация» — это та коммуникация, при которой взаимокоррекции когнитивных пространств коммуникантов не происходит, каждый из них озабочен лишь тем, чтобы заявить о своей позиции, совершенно не думая каким-либо образом воздействовать на сознание собеседника. Диалог (полилог) в данном случае происходит лишь формально, «диалога» в том смысле, которое вкладывал в это слово М. М. Бахтин, не лолучается. Классическим примером подобной коммуникации являются споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. «Диалогическая3 коммуникация» представляет собой то, что принято на-зывать «нормальным общением», настоящий диалог (полилог), при котором его участники стараются учитывать индивидуальные особенности друг друга и соответствующим образом «трансформировать» собственное сознание.
Скажем теперь несколько слов об автокоммуникации. Мы не рассматриваем особенности последней отдельно и считаем ее производной от «диалогической» коммуникации. Языковое сознание личности, наличие которого делает возможным и автокоммуникацию, формируется в дискурсе, обязательно включающем в себя тот тип общения, который мы назвали «диалогическим». Толчком, промотором и моделью для автокоммуникации «#_#'» (ПрИ том, что «Я'» есть другое состояние или другая стадия перманентной эволюции «Я» [Парментьер: 25]) служит диалогическая коммуникация «Я—Другой»; «Я'» просто занимает позицию этого «Другого». Автокоммуникация, таким образом, оказывается редуцированным вариантом диалогической коммуникации [Атаян: 4]. Мы не хотим сказать, конечно, что этим положением исчерпываются все особенности автокоммуникации, заслуживающие не просто отдельного рассмотрения, но и отдельных работ, анализирующих указанную проблему с позиций психологии, лингвистики, социологии и других дисциплин, но лишь демонстрируем свой взгляд на то место, который данный вопрос занимает в проводимом нами исследовании, какое положение занимает она (автокоммуникация) в ряду тех объектов, на которые направлено наше внимание.
Нас интересует именно «диалогическая» коммуникации, и мы понимаем ее как взаимодействие «говорящих сознаний» коммуникантов. Но для того чтобы это взаимодействие было возможным, необходимо пересечение индивидуальных когнитивных пространств общающихся; чем больше зона этого пересечения, тем адекватнее будет коммуникация. Индивидуальные когнитивные пространства никогда не могут полностью отличаться, всегда будут какие-то общие «зоны», но при этом они не могут и полностью совпадать, между ними всегда будут те или иные отличия, даже у самых близких людей, каждый из которых обладает собственными знаниями и представлениями, выражая их на только ему присущем идиолекте1. Приведем рассуждения на эту тему Ю. М. Лотма-на: «В нормальном человеческом общении и, более того, в нормальном функционировании языка заложено предположение об исходной неидентичности говорящего и слушающего. В этих условиях нормальной становится ситуация пересечения языкового пространства говорящего и
слушающего: В ситуации непересечения общение предполагается невозможным, полное пересечение (идентичность А и Б) делает общение бессодержательным» [Лотман 92:10].
Несмотря
на всю индивидуальность сознания и
языкового сознания каждой языковой личности2,
мы постулируем наличие некоей инвариантной
общенациональной части в сознании каждого
полноценного члена лингво-культурного
сообщества и считаем, что «можно наряду
с индивидуальными вариантами говорить
о системе инва-риантных образов мира,
точнее — абстрактных моделей,
Определение коммуникации,
общения. Соотношение этих понятий
В жизни человека процессы общения, коммуникации
играют чрезвычайно важную роль. Поэтому
неслучайно процесс общения, коммуникации
привлекает внимание специалистов в самых
разных областях знания: философии, психологии,
социологии, культурологии, лингвистики
и др. Наиболее активно процессы общения
начали изучаться со второй половины XX
века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный
интерес вызывали способы формализации
сообщения, его кодирование и декодирование,
передача информации от адресанта к адресату.
Эти исследования шли в рамках новых тогда
наук: кибернетики и информатики. Общение
в них рассматривалось как односторонний
информационный процесс, в котором наибольшее
внимание уделялось способам формализации
сообщения, а большая часть определений
общения сводилась к идее передачи информации
от автора к адресату.
В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса
общения заинтересовали психологов и
лингвистов, которые основной акцент сделали
на психологические и социальные характеристики
общения, семантическую интерпретацию
коммуникативных актов, правилах и особенностях
речевого поведения. Общение теперь определяется
как деловые или дружеские взаимоотношения,
обмен мыслями при помощи языковых знаков.
Свое внимание исследователи при этом
сосредоточили на психологических характеристиках
участников общения, особенностях речевой
деятельности, правилах речевого поведения,
но почти не обращались к анализу механизма
общения.
В 1980-е годы различные способы общения
стали изучаться социологами, занимавшимися
анализом социальной сущности общения,
которое понималось как следствие закономерностей
функционирования общества, взаимодействия
его членов, становления и развития личности,
организаций, общественных институтов.
Тогда же появился логико-семиотический
и культурологический интерес к общению,
который удовлетворялся в рамках социо-
и психолингвистики. В рамках этих научных
направлений стало возможным связать
коммуникативный акт с личностью участника
общения, понять общение как феномен того
или иного типа культуры.
При изучении процессов общения зарубежные
исследователи давно стали использовать
понятие «коммуникация». Этот термин позднее
был принят и отечественными учеными.
В отечественной литературе понятия «общение»
и «коммуникация» зачастую употребляются
как синонимы, хотя при более внимательном
подходе между ними обнаруживаются некоторые
различия.
В англоязычной лингвистической литературе
термин «коммуникация» понимается как
обмен мыслями и информацией в форме речевых
или письменных сигналов, что само по себе
является синонимом термина «общение».
В свою очередь, слово «общение» обозначает
процесс обмена мыслями, информацией и
эмоциональными переживаниями между людьми.
В таком случае действительно нет разницы
между общением и коммуникацией. Именно
так рассуждают лингвисты, для которых
общение — это актуализация коммуникативной
функции языка в различных речевых ситуациях.
В психологической и социологической
литературе общение и коммуникация рассматриваются
как пересекающиеся, но несинонимические
понятия. Здесь термин «коммуникация»,
появившийся в научной литературе в начале
XX века, используется для обозначения
средств связи любых объектов материального
и духовного мира, процесса передачи информации
от человека к человеку (обмен представлениями,
идеями, установками, настроениями, чувствами
и т.п. в человеческом общении), а также
передачи и обмена информацией в обществе
с целью воздействия на социальные про
цессы. Общение же рассматривается как
межличностное взаимодействие людей при
обмене информацией познавательного или
аффективно-оценочного характера. В числе
основных функций общения также выделяются
контактная, призванная удовлетворить
потребность человека в контакте с другими
людьми, и воздейственная, проявляющаяся
в постоянном стремлении человека определенным
образом воздействовать на своего партнера.
Поэтому общение означает воздействие,
обмен мнениями, взглядами, влияниями,
а также согласование или потенциальный
либо реальный конфликт.
Существует точка зрения, что базовой
категорией является коммуникация, которая
между людьми протекает в форме общения
как обмен знаковыми образованиями (сообщениями).
Но существует и противоположная трактовка
соотношения понятий «общение» и «коммуникация»,
в которой основной категорией считается
общение, а в структуре последнего выделяются
коммуникация (обмен информацией), интеракция
(организация взаимодействия и воздействия),
перцепция (чувственное восприятие как
основа взаимопонимания). При этом коммуникация
выступает своего рода посредником между
индивидуальной и общественно значимой
информацией. Здесь в обоих случаях несмотря
на внешние различия основной упор делается
на механизм, который переводит индивидуальный
процесс передачи и восприятия информации
в социально значимый процесс персонального
и массового воздействия.
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация»
имеют как общие, так и отличительные признаки.
Общими являются их соотнесенность с процессами
обмена и передачи информации и связь
с языком как средством передачи информации.
Отличительные признаки обусловлены различием
в объеме содержания этих понятий (узком
и широком). Это связано с тем, что они используются
в разных науках, которые на первый план
выдвигают различные аспекты этих понятий.
Будем считать, что за общением в основном
закрепляются характеристики межличностного
взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется
дополнительное значение — информационный
обмен в обществе. На этом основании общение
представляет собой социально обусловленный
процесс обмена мыслями и чувствами между
людьми в различных сферах их познавательно-трудовой
и творческой деятельности, реализуемый
главным образом при помощи вербальных
средств коммуникации. В отличие от него
коммуникация — это социально обусловленный
процесс передачи и восприятия информации
как в межличностном, так и в массовом
общении по разным каналам при помощи
различных вербальных и невербальных
коммуникативных средств.
Коммуникация (лат.
Цели коммуникаций:
·
·
· Создание информационных каналов для
обмена информацией между отдельными
сотрудниками и группами и координации
их задач и действий.
·
межличностные или организационные коммуникации
на основе устного общения;
коммуникации на основе письменного обмена
информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь
делятся на:
формальные или официальные. Данные Коммуникации
определяются политикой, правилами, должностными
инструкциями определенной организации
и осуществляются по формальным каналам;
неформальные коммуникации, которые не
следуют общим правилам определенной
организации; они осуществляются согласно
установившейся системе личных отношений
между работниками организации.
Типичная информация, передаваемая по
каналам неформальных коммуникаций: предстоящие
сокращения производственных рабочих,
новые меры по наказаниям за опоздание,
изменение в структуре организации, грядущие
перемещения и повышения, подробное изложение
спора двух руководителей на последнем
совещании по сбыту, кто кому назначает
свидание после работы и т. д.
Среди формальных организационных коммуникаций
выделяют:
Ø вертикальные, когда информация перемещается
с одного уровня иерархии на другой;
Ø
Вертикальные коммуникации в свою очередь
подразделяются на:
Ø восходящие, когда информация передается
снизу вверх (с низших уровней на высшие).
Этот тип коммуникаций содержит информацию,
необходимую для менеджеров для оценки
той сферы деятельности, за которую они
несут ответственность;
Ø нисходящие, осуществляемые сверху вниз.
Этот тип коммуникаций непосредственно
связан с руководством и контролем за
работниками.
Межличностные коммуникации делят также
на:
- вербальные (словесные);
- невербальные, призванные осуществить
обмен информацией без применения слов,
например, с помощью жестов, интонаций
голоса, мимики и т.д.
Вербальные и не вербальные формы коммуникаций
не всегда и не обязательно исключают
друг друга. Как правило, интерпретация
получателем послания строится не только
на словах, но и на таких элементах, как
жесты и выражения лица, которые сопровождают
слова передающей стороны.
Далее будет рассмотрен процесс коммуникаций.
1.2 Процесс коммуникаций
Углубленное изучение межличностной коммуникации
предполагает рассмотрение ее как процесса,
состоящего из этапов и стадий (см. Приложение
1). Знание роли и содержания каждого из
этапов позволяет более эффективно управлять
процессом в целом.
Этап отправления включает в себя следующие
шаги.
Тот, кто передает информацию, называется
отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся
в проектировании и кодировании информации,
предназначенной для передачи другим
участникам процесса. Выполнение данной
роли начинается с идентификации индивидом
себя (кто я такой) в рамках коммуникационного
процесса и формулирования значения или
смысла того, почему и что он хочет передать
другому участнику. За этим следует кодирование
идеи.
Кодирование – это трансформирование
предназначенного для передачи значения
в послание или сигнал, который может быть
передан. Кодирование в коммуникационном
процессе начинается с выбора системы
кодовых знаков – носителей информации.
Носителями могут быть звук, свет, температура,
запах, вкус, атмосферное давление и физические
действия. Далее носители организуются
в определенную форму, которой могут быть
речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умение
говорить, писать, жестикулировать, позировать
играют важную роль в способности отправителя
кодировать передаваемое значение.
В результате проведенных исследований
формируется послание, содержащее данные
с определенным значением. Смысл или значение
послания представляют собой принадлежащие
отправителю идеи, факты, ценности, отношения
и чувства. При этом отправитель рассчитывает,
что послание воспринято адекватно заложенному
в него значению.
Чем больше различие между тем, что было
передано и что было получено, тем беднее
межличностная коммуникация. Так, например,
профессионалы обычно имеют трудности
коммуникации с публикой в силу того, что
они кодируют значение в формы, понятные
только людям их круга. Полное различие
в переданном и полученном значениях означает
отсутствие у участников процесса чего-то
общего, так как сами собой вербальные
и невербальные носители значения не имеют.
Послание посредством передатчика поступает
в передающий канал, доводящий его до заданного
адресата. Передатчиком может быть как
сам человек (его тело и голос), так и техническое
средство (телефон, радио, телекс, телевизор,
компьютер и т.п.), а также химическое или
физическое состояние среды. В качестве
каналов используется сама среда и различные
технические устройства и приспособления.
Как только передача послания или сигнала
началась, коммуникационный процесс выходит
из под контроля средств или человека,
его пославшего. Отправленное послание
обратно вернуть нельзя. В этот момент
заканчивается этап отправления и начинается этап
получения передаваемой информации
и понимания ее значения.
Канал выводит послание на приемник, который
фиксирует получение данного послания
по другую сторону канала. Если в ходе
движения по каналу в послании меняются
его носители (кодовые знаки) или формы,
то прием считается не состоявшимся.
Тот, кого достигло и, кому было адресовано
послание, называется получателем. Это
еще одна ключевая роль, выполняемая участником
межличностной коммуникации, которая
заключается не только в фиксации получения
послания, но в значительной степени раскодирования
этого послания в понятное и приемлемое
для получателя значение.
Раскодирование включает восприятие
(что получил) послания получателем, его
интерпретацию (как понял) и оценку (что
и как принял). Получить – еще не значит
понять, а понять – это еще не значит принять.
Эффективная коммуникация устраняет причины
для непринятия послания.
Возможное искажение в значении послания
связано с наличием в процессе коммуникации
шума. Шум – это любое вмешательство в
процесс коммуникации на любом из его
участников, искажающее смысл послания.
Источниками шума, вносящего определенные
изменения в значение передаваемого сигнала,
могут быть как средства коммуникационного
процесса, так и организационные составляющие,
затрудняющие точную передачу сигнала.
Шум присутствует всегда. Поэтому необходимо
иметь в виду, что на всех этапах процесса
коммуникации происходит некоторое искажение
значения передаваемого послания. Эффективный
руководитель всегда попытается максимально
преодолеть имеющийся шум или снизить
его уровень и передать смысл своего послания
как можно точнее.
Примерами наличия шума может быть следующее:
звуковые ошибки в произношении; наличие
более сильного параллельного сигнала;
языковые ошибки; искажения в линиях связи;
добавления к посланию на различных уровнях
и т.д.
Последним важным элементом коммуникационного
процесса является обратная связь, позволяющая
в результате обмена участников процесса
ролями. Получатель становится отправителем,
и наоборот, отправитель – получателем.
Таким образом, весь цикл повторяется
вновь, но уже в другом направлении. Обратная
связь – это ответ получателя на послание.
Она дает возможность отправителю узнать,
дошло ли послание до адресата и в каком
значении.
Коммуникация с помощью обратной связи
превращается в дорогу с двусторонним
движением, а сам процесс приобретает
динамику. При этом обратная связь может
быть выражена не обязательно в той же
кодовой системе, что и полученное послание.
Главное, чтобы кодовая система была известна
новому получателю. Так, очень часто на
какую-то фразу мы отвечаем кивком головы.
Для руководителя, как и для другого лица,
обратная связь может выступать как прямая
(непосредственно наблюдаемое изменение
поведения) и косвенная (снижение производительности,
текучка, прогулы, конфликты и т.п.). И то,
и другое могут свидетельствовать как
об успехе коммуникации, так и о неудачах.
Таким образом, выделяются четыре базовых
·
· сообщение
· канал -
·
Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share). | |
Т.Кун |
Это – весьма
существенное замечание, разделяющее
подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую |
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Более подробно различные модели коммуникации рассмотрим позднее, сейчас же отметим существенные различия двух подходов. Для механистического подхода характерно рассмотрение человека как механизма (механицизм = ‘философия заводной игрушки’), действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами, контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность. В целом, последний подход более близок к реальности жизни и более гуманистичен. В то же время, для некоторых прикладных применений теории коммуникации не вредно пользоваться механистическими метафорами (обмен информацией), не забывая при этом об условности этого термина.
Коммуникация
происходит не только в человеческих
социальных системах. Определенного
рода коммуникация характерна и для
животных (брачные танцы птиц, токование
глухаря, язык пчел и др.), и для
механизмов, т.е. созданных человеком
предметов (трубопроводы, канализация,
транспорт, телеграфные и телефонные
сигналы, взаимосвязь компьютеров
в интернете и т.п.; при этом
сюда не следует включать человеческую
коммуникацию с помощью механизмов).
В технической сфере слово коммуникация весьма
часто употребляется во множественном
числе: коммуникации (трубы можно подсчитать).
Человеческая же коммуникация – понятие
неисчисляемое, поэтому употребление
множественного числа в этой области не
совсем уместно. Правильнее говорить о
средствах и видах коммуникации, способах
и участниках ее, т.е. использовать счетные
слова (как, например, килограмм
сахару,чашка чаю, вид
и способ деятельности, разновидности
коммуникации и т.п.). Использование
множественного числа: коммуникации и их разно