Эволюция военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII-XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение, описание и анализ эволюции военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII –XX веках.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
изучить лингвистические источники по теме;
рассмотреть функционально-стилистические особенности газетной публицистики;
описать средства речевой выразительности характерные для публицистического стиля;
выявить специфику публицистической метафоры;

Работа содержит 1 файл

Надеюсь, что готовая ))).doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы «Эволюция военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII-XX веков». Актуальность выбранной темы обусловлена ролью СМИ в современном обществе. В настоящее время во всем мире издается огромное количество газет весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика газет заключается в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать газетные статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность. В настоящее время образности языка публицистики посвящается все больше научных статей.

Предметом данного исследования является военная метафора в публицистическом дискурсе, а объектом – эволюция военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII – XX веков.

Целью настоящего исследования является рассмотрение, описание и анализ эволюции военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII –XX веках.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

  1. изучить лингвистические  источники по теме;
  2. рассмотреть функционально-стилистические особенности газетной публицистики;
  3. описать средства речевой выразительности характерные для  публицистического стиля;
  4. выявить специфику публицистической метафоры;
  5. выявить и проанализировать военные метафоры в газетных текстах;
  6. проследить эволюцию военной метафоры от XVIII до XX .

Методы исследования: изучение теоретической литературы по проблеме исследования, метод сплошной выборки, анализ эволюции военной метафоры.

Источником  исследования являются British National Corpus и следующие газеты Economist, Daily Telegraph, Mirror Group Newspapers и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика публицистического стиля речи

 

Понятие газетно-публицистического стиля складывается из языка газет, общественно-политических журналов, докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио и телепередач, документально-публицистического кино. [4, Гальперин, с. 407] Газетно-публицистический стиль является наиболее популярным из всех функциональных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации – пресса, радио, кино, телевидение.

Существенное влияние на газетно-публицистический стиль оказывает скорость создания газетно-журнальных текстов, связанная с необходимостью оперативно реагировать на происходящие события. Немалое воздействие на выбор языковых средств и на структуру газетно-публицистического текста оказывает ограниченный объем этого текста, необходимость вместить в него как можно больше информации.

И.Р. Гальперин внутри газетного стиля различает две разновидности: а) стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют существо газетного стиля, и б) стиль газетных статей, составляющий разновидность публицистического стиля, куда также входят стиль ораторский и стиль эссе. [4, Гальперин, с. 397]

Ю.М. Скребнев, считает, что объединять специфические черты языка газеты в понятие газетного стиля неправомерно, поскольку при этом признаки функционального стиля подменяются признаками жанра. Автор также указывают на то, что в разных разделах газеты: передовых статьях, текстах политических документов и выступлений, в статьях по различным вопросам культурной жизни, науки и техники – отражаются различные стилевые системы языка. Наряду с публицистическим стилем в газете можно встретить и официально-деловой при публикации документов общего значения, и научный; наконец, в газетах публикуются и художественные произведения или отрывки из них. [9, Скребенев, с. 179]

И.В. Арнольд предлагает выделять не газетный, а информационный стиль, который может использоваться в газетах, на радио и телевидении. Его также называют стилем массовой коммуникации. [1, Арнольд, с. 388]

Газетно-публицистический стиль является самостоятельным функциональным стилем, обладающим определенным социальным назначением, комбинацией языковых функций, ставящей своей главной целью сообщение, призыв и убеждение (воздействие). Поэтому в газетно-публицистическом стиле имеется большой выбор лингвистических, грамматических и композиционных особенностей, помогающих сблизить автора с собеседником. [1, Арнольд, с. 386]

Таким образом, публицистика - словесное искусство особого  рода, своеобразное по форме, методу подхода  к действительности, средствами воздействия.

 

 

    1. Функции публицистического стиля

Важнейшие функции  публицистического стиля - информационная и воздействующая.

Информационная  функция текстов, относящихся к этому стилю речи, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная  функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции  в публицистическом стиле заключается  в характере информации, ее источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного, всестороннего описания того или иного явления. Публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения.

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

В различных  публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического  стиля, конечно же, выполняют и  все остальные присущие языку  функции:

• коммуникативную;

• экспрессивную;

• эстетическую.

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым, стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Эстетическая  функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическим чувствам адресата.

Итак, специфика  газетной речи состоит именно в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказывания. [5, Голуб, с. 178]

 

 

1.2 Жанровое многообразие публицистики

Публицистический  стиль реализуется в разных жанрах. Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где  приоритет всегда принадлежит содержанию, идее.

Г.Я. Солганник  выделяет 3 группы газетных жанров:

Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и др.) Их объединяет событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и нацелены на оперативное сообщение фактов, событий. Главный признак информационных жанров - новизна.

Аналитические (статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и др.) Их объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов проводится анализ-синтез действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и др.).  Им свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом. [10, Солганик, с.19]

Таким образом, информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров.

Каждый жанр – это определенный способ организации  речи, определенная речевая форма, в  которой большую роль играет образ  автора, его отношение к действительности.

В передовой  статье журналист выступает как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь создается своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен  образ  автора в очерке, весьма специфичен в фельетоне. Очень слабо «авторское я» выражено в заметке. Для стиля заметки характерна устремленность на сообщение.  Репортаж дает читателю наглядное представление о событии. Автором репортажа может быть только человек, наблюдавший  событие. Отсюда – возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям. В очерке факт, событие воспроизводится и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки  проблем. Фельетон от других жанров отличает сатирическое отражение действительности. Сатиру определяет и используемые речевые средства (гипербола, каламбур, стилевой контраст, фразеология).

Авторская мысль, образ автора – это центр, к  которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора.  Таким образом, автор играет самую  значимую роль в формировании публицистической картины мира,  выявления характера ее речи,  формирования газетно-публицистических жанров.

Отсюда появляется особый характер публицистических текстов [10, Солганик, с. 27]:

-  Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок варьируется  от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.

-     Исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства.

- Документальность.  Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится зафиксировать сегодняшний день, событие, новость.

- Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет.

- Социальность. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.

Происходит  сужение жанров до заметок, расширенных  заметок и интервью. Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту важно разбираться в специфике  видов и жанров публицистики.

 

 

1.3 Средства речевой выразительности в публицистике

Особая роль средств речевой  выразительности в публицистике обусловлена взаимодействием ее основных функций.

Информация о работе Эволюция военной метафоры в английском публицистическом дискурсе XVIII-XX веков