Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:30, реферат
Сложно себе представить науку и научную деятельность человека без осознания того, что колоссальное количество изобретений было сделано и выполнено при помощи проведения экспериментов. Человечество с самого начала своей истории взяло на вооружение такой с одной стороны простой (можно использовать абсолютно в любой сфере деятельности), а с другой стороны сложный (иногда требуется создать специальные условия, а также уметь правильно «прочитать» результаты проведения эксперимента) метод познания себя и окружающего мира, как эксперимент.
Введение
Классификация эксперимента литературе
Структура эксперимента
Этапы проведения эксперимента
Достоинства эксперимента как научного метода
Заключение
Список использованной литературы
В зависимости от места проведения испытаний полевые эксперименты подразделяются на производственные, полигонные, полунатурные и т. п. Полевой эксперимент всегда требует тщательного продумывания и планирования, рационального подбора методов исследования. Практически во всех случаях основная научная проблема полевого эксперимента — обеспечить достаточное соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой будет работать впоследствии создаваемый объект. Поэтому основными задачаᴍᴎ полевого эксперимента являются: изучение характеристик воздействия среды на испытуемый объект; идентификация статистических и динамических параметров объекта; оценка эффективности функционирования объекта и проверка его на соответствие заданным требованиям.
По полученным результатам эксперименты делятся на следующие типы:
• количественные – эксперименты, в результате которых получены количественные показатели объекта исследования;
• качественные – эксперименты, итогом которых становятся качественные характеристики исследуемого объекта.
По характеру проведения эксперименты выделяют:
• модельные – эксперименты, проводимые со специально созданной моделью объекта исследования;
• реальные – эксперименты, проводимые над объектом исследования в реальных условиях его функционирования при помощи варьирования данных условий;
• мысленные – эксперименты, в которых исследуемый объект ставится в воображаемые условия, которые регулируются законами науки и правилами логики. Основу этого эксперимента составляют чувственные образы или теоретические модели.
Если в реальном эксперименте ученый
для воспроизведения, изоляции или
изучения свойств того или иного
явления ставит его в различные
реальные физические условия и варьирует
их, то в мысленном эксперименте
эти условия являются воображаемыми,
но воображение при этом строго регулируется
хорошо известными законами науки и
правилами логики. Ученый оперирует
чувственными образами или теоретическими
моделями. Последние тесно связаны
с их теоретической интерпретацией,
поэтому мысленный эксперимент
относится скорее к теоретическим,
чем к эмпирическим методам исследования.
Мысленный эксперимент не может
рассматриваться как форма
По характеру объекта и
Различия между этими
По специфике поставленной задачи эксперименты различаются на следующие виды:
Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического эффекта.
Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
Однофакторный, или классический,
эксперимент базировался на том
допущении, что исследователь имеет
возможность варьировать
Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае выделяют:
В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было.
В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.
Помимо перечисленных, в методологии науки называют и другие виды экспериментов. Так, выделяют в качестве особой разновидности математический, или вычислительный эксперимент: в этом случае на основе компьютерной обработки введенных данных получают результат в виде математического решения той или иной задачи. Он применяется в экологии, сейсмологии, аэродинамике и других науках. К преимуществам математического эксперимента, способствовавшим его широкому применению в современной науке, относится, помимо высокой точности проводимых расчетов, то, что в таком исследовании каждый участвующий фактор можно свободно варьировать при отсутствии того риска катастрофических последствий, который может возникнуть в натурном эксперименте. Математический эксперимент имеет черты, относящиеся к методу моделирования
В структуру эксперимента включаются следующие компоненты:
Процесс проведения эксперимента включает в себя ряд стадий:
• разработка программы и плана эксперимента;
• проведение эксперимента;
• анализ и обобщение результатов эксперимента;
Далее опишем более подробно каждый из этапов эксперимента.
На начальном этапе исследователь должен осознать и четко сформулировать свою задачу. Как правило, это происходит в виде выдвижения рабочей гипотезы, после чего исследователь, ориентируясь на имеющиеся знания и материально-технические возможности, разрабатывает адекватную этой гипотезе программу эксперимента (экспериментов); в ходе экспериментов должны быть получены данные, подкрепляющие исходную гипотезу либо опровергающие ее.
На этом этапе необходимо продумать цель, смысл, структуру экспериментов, условия их проведения, подобрать адекватный объект исследования, учитывая и этическую сторону (в медико-биологических и гуманитарных науках), необходимые приборы и материалы. Особое значение имеет разработка адекватной методики. Итогом подготовительной деятельности экспериментатора должна явиться программа эксперимента, в которой указаны все компоненты, требующиеся для проведения экспериментального исследования, описаны объем экспериментальных работ, материально-техническое обеспечение, детально изложена методика, а также рассчитаны сроки выполнения. Важнейшим методологическим требованием к плану эксперимента является его реализуемость. План эксперимента — это определенная логическая схема, выбранная для достижения исследовательских целей. В англоязычной литературе также употребляется термин “дизайн” (design) эксперимента.
Для нужд исследователей сейчас имеются специальные каталоги планов эксперимента, в которых приводятся сравнительные оценки различных экспериментальных дизайнов и даются рекомендации по их выбору в соответствии с конкретными условиями исследований.
Непосредственное проведение исследований является для экспериментатора наиболее напряженным, динамичным этапом работы, требующим от ученого инициативности, быстроты реакции и внимания. Важную роль в ходе этой стадии работы имеет, как известно, составление и ведение протокола исследования (лабораторного журнала). В протоколе фиксируется информация о ходе эксперимента, действиях экспериментатора, состоянии изучаемого объекта. Предварительная обработка данных позволяет исследователю адекватно откликаться на изменения ситуации, варьировать нужные параметры, активно управлять процессом. Уже на этой стадии ученый может столкнуться с данными, имеющими принципиальное теоретическое значение.
3. Анализ и обобщение результатов эксперимента.
Эта стадия завершает экспериментальное исследование. Здесь исследователь проводит общий анализ достигнутых результатов. Осмысление проведенного исследования, т.е. содержательная интерпретация первичного материала, и составляет задачу третьей стадии. Исследователь оценивает сами полученные данные — насколько они отвечают статистическим требованиям, не содержат ли они систематические ошибки и артефакты (искусственно произведенные лабораторные эффекты, не имеющие объективного значения). Далее исследователь производит сопоставление исходной гипотезы с полученными данными.
Таким образом, в научной
практике экспериментальное исследование
представляет собой, как правило, не
изолированный единичный
Применение эксперимента в научных методах имеет следующие достоинства:
• по желанию исследователя
• в искусственно созданных условиях могут выявиться новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;
• искусственно созданные условия
позволяют исключить
• эксперимент позволяет
• эксперимент можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.
Заключение.
К особенностям современного научного эксперимента относят, прежде всего, высокий уровень его материально-технического обеспечения, требующий, как правило, работы целого научного коллектива; использование мощных технологий обработки данных (компьютерных методов, схем статистического анализа, использование приемов математического моделирования); взаимодействие подходов из различных областей науки для решения конкретных проблем (например, применение методов физики в биологических исследованиях).
Однако принцип активного