Исмаил Гаспринский

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Исмаил Гаспринский родился в деревне Авджикой (ныне село Охотничье) Бахчисарайского уезда. Отец его Мустафа Алиев, служивший в царской армии и работавший переводчиком у генерал-губернатора графа Воронцова, в 1853 году при увольнении за усердную службу получил звание поручика, по ходатайству Воронцова ему был присвоен титул дворянина, и он по традиции принял фамилию Гаспринский (поскольку был родом из села Гаспра).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 19.80 Кб (Скачать)

 

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

              РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

 «КРЫМСКИЙ  ИНЖИНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                                 Кафедра МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

 

                                                              РЕФЕРАТ

По практике «Крымскотатарского языка»

На тему: «Исмаил  Гаспринский »

 

 

                                                                    

 

 

                                                                     Студента 1 курса группы МС-12

                                                         «МАШИНОСТРОЕНИЕ»

                                                   Рамазанова Шакира

                                                                        Руководитель учебной практики

                     Преп.

 

 

Симферополь 2012

 

ИСМАИЛ БЕЙ ГАСПРИНСКИЙ

(1851—1914)

 

 Исмаил Гаспринский родился в деревне Авджикой (ныне село Охотничье) Бахчисарайского уезда. Отец его Мустафа Алиев, служивший в царской армии и работавший переводчиком у генерал-губернатора графа Воронцова, в 1853 году при увольнении за усердную службу получил звание поручика, по ходатайству Воронцова ему был присвоен титул дворянина, и он по традиции принял фамилию Гаспринский (поскольку был родом из села Гаспра). Традиция заключалась в том, что все крымские татары, получавшие официальный титул дворянина, брали себе фамилии, связанные с названием места, где они родились, и с окончанием на "-ский": Бораганский, Ширинский, Яшлавский и т. д.

 Исмаил Гаспринский после местной школы два года учится в губернской гимназии в городе Симферополе, затем переводится в Воронежское офицерское военное училище, а через год — в Москву в Милютинскую гимназию. Здесь он живет и воспитывается в семье М. Н. Каткова, редактора и владельца газеты "Московские ведомости", одновременно и редактора журнала "Русский вестник". Четыре года жизни в этой семье, в этом обществе дали молодому, любознательному и не по возрасту пытливому Исмаилу очень много. При окончании в 1868 году гимназии он уже был зрелым человеком, размышлявшим о смысле жизни и о судьбе своего народа, который прозябал в невежестве.

 Вернувшись в Бахчисарай, Исмаил Гаспринский работает учителем в знаменитом Зынджырлы медресе. Очень быстро поняв убогость обучения в школах и медресе, он пришел к выводу, что главной причиной отставания своего народа, как и других мусульманских народов, является неизмеримо низкий уровень их знаний. И он задумал изменить весь процесс обучения в мусульманских школах.

 С целью ознакомления  с проблемами просвещения в  других странах он уезжает  в Турцию, оттуда, побывав в ряде  городов Западной Европы, прибывает  в Париж. Здесь он близко  общается с И. С. Тургеневым  и работает его секретарем. С  целью повышения своих знаний  он в течение трех лет вольнослушателем  посещает местный университет.  В 1876 году Исмаил Гаспринский возвращается на родину в Крым с ясной целью — организовать издание массовой газеты.

 Для осуществления  этой цели ему понадобилось  целых семь лет напряженных  поисков, переписки, обращений,  убеждений. В результате к 100-летию  присоединения Крыма к России  ему удается получить разрешение  на издание газеты с условием  выпуска ее на крымскотатарском и русском языках. Газета была названа "Терджиман", что означает "Переводчик", первый номер ее вышел 10 апреля 1883 года. Это была первая и единственная тогда в России тюркоязычная газета. Благодаря титаническим усилиям и таланту Гаспринского газета "Терджиман" за короткое время распространилась по всем уголкам России, где проживали мусульмане, а также во многие страны Востока.

 Одновременно И. Гаспринский разработал совершенно новую методику обучения в школах (звуковой метод), который давал возможность освоить арабскую письменность в 3—4 раза быстрее, чем старый метод, и участвовал в создании новометодных школ. Это была настоящая реформа, переворот в деле национального школьного обучения. Разработанный им "звуковой метод" обучения в мусульманских школах как самый прогрессивный был распространен не только в России, но и за рубежом.

 Через газету "Терджиман" И. Гаспринский проводил свою главную идею — просвещение тюркских народов России, чтобы они могли обучаться на родном языке, встали на путь прогресса. Посвятив всю жизнь этой цели, И. Гаспринский смог достичь феноменальных успехов. Мусульмане России проснулись от векового сна, и именно в этом заключается значение деятельности И. Гаспринского и его газеты "Терджиман" не только в масштабе России, но и за ее пределами. И. Гаспринский стремился к социальному прогрессу нации, политическое развитие нации связывал с ее общим развитием. Он призывал все слои населения покончить с бесправием, активно участвовать во всех общественных начинаниях. Он выступал против всяких проявлений неравноправия, беззакония.

 И все же деятельность  И. Гаспринского и газеты "Терджиман" прежде всего сыграла огромную роль в пробуждении крымскотатарского народа, в развитии крымскотатарской литературы и национального образования, в том, что из творческих лиц, объединившихся вокруг "Терджимана", выросла целая плеяда выдающихся крымскотатарских литераторов, деятелей культуры, национальной интеллигенции. Таким образом, газета "Терджиман" оказала влияние на возрождение и развитие крымскотатарской литературы. Молодые литераторы в этот период начинают писать произведения в современном духе, переводить на крымскотатарский язык произведения русской и мировой классики.

 Заслуга Исмаила Гаспринского не только в издании в течение 31 года первой в России тюркоязычной газеты "Терджиман", ставшей газетой всех мусульман России, не только в создании новометодных школ, значительно облегчивших учебу мусульманских детей. Он заложил основы крымскотатарской национальной журналистики и публицистики, национальной педагогики и издательского дела. Он — издатель первых журналов "Алем-и нисван" ("Мир женщин") и "Алем-и субьян" ("Мир детей") на крымскотатарском языке, а также юмористического журнала "Ха-ха-ха!".

 И. Гаспринский оставил яркий след в крымскотатарской литературе. Наряду с напряженной публицистической деятельностью он создает ряд прекрасных художественных произведений. Его романы и повести "Молла Аббас" — 1887, "Арслан-къыз" ("Девушка-львица") — 1893, "Кунь догъды" ("Солнце взошло") — 1906, "Сто лет спустя" — 1906 и другие сохранились для современного читателя благодаря тому, что были опубликованы в газете "Терджиман". Там же опубликован целый ряд его рассказов и повестей, множество публицистических статей по различным проблемам.

 Известный политический  деятель Крыма, председатель ЦИК  Крымской АССР Ильяс Тархан, оценивая  заслуги И. Гаспринского, говорил, что одной из главных личностей, одним из главных деятелей периода духовного возрождения тюрко-татарской нации России был Исмаил Гаспринский. На политической арене того времени не найти такого человека, который бы сравнился с Гаспринским по своей значимости.

 Изучением жизни и  творчества И. Гаспринского сейчас занимаются многие. Особо хотелось бы отметить труд ленинградского исследователя Сеитгазы Гафарова, который еще в 1980-х годах написал объемный историко-публицистический очерк "Исмаил Гаспринский. Жизнь и деятельность", в котором впервые сделана попытка охватить все стороны деятельности этого великого просветителя. В 2001 году в Симферополе изданы отдельной книгой некоторые разделы этого исследования под названием "Исмаил Гаспринский — великий просветитель".


Информация о работе Исмаил Гаспринский