ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ В OБРАЗОВАНИИ ГЕРМАНИИ.
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
университет»
Г.Красноярск
Человечество всё больше
и больше подвергается необходимости
адекватно отвечать на новые общественные
вызовы, адаптироваться к быстро меняющимся
условиям. Чтобы поддержать учащихся в
их стремлении научиться как можно быстрее
и эффективнее действовать в новых жизненных
ситуациях, образовательные процессы
должны реагировать на массовые изменения
как на локальном, так и на глобальном
уровне, Инновации в образовательной сфере
могут помочь преодолеть привычные стереотипы
в мышлении, в обучении, они могут придать
импульс и вооружить идеей для реформирования
образования и поддержать тем самым учащихся
в их умении справлятьсяmсmменяющимисяmисходнымиmусловиями. Термин «инновации»,
будучи не до конца четко определенным,
в последние годы всё больше и больше подвергается
инфляционному использованию в самых
разных сферах человеческой жизни. Сам
по себе термин указывает на нечто «новое
и своеобразное», он несет в себе определенную
динамику и перемены. Зачастую он используется
эвфемистически, чтобы скрыть или приукрасить
какие-то глубинныеmтрансформацииmилиmстремительныеmизменения. Использовать слово
«инновации» в образовании также становится
модным. Термин применяется часто случайно
или просто, как лозунговое слово, а ассоциируемые
с понятием образовательные инновации
точки зрения или чьи-то научные взгляды
редко дают ответы на новые процессы развития
в сфере образования. Внедрение и апробация
образовательных инноваций имеет зачастую
ограниченный пилотный характер. Их целью
является перенос успешных концепций
или научных взглядов на более крупные
взаимосвязи и зависимости. В большинстве
случаев инновации могут быть успешными
только тогда, когда они ограниченны во
времени и пространстве и имеют соответствующуюmкадровуюmиmфинансовуюmподдержку. Русские ученые понимают
под термином «инновация» изменение образовательной
системы, но не любое, а целенаправленно
осуществляемое с целью повышения ее эффективности
в целом или каких-то ее частей. Это изменение
осуществляется посредством внедрения
(освоения) новшества. Новшество представляет
собой потенциально возможное нововведение.
В то же время, нововведение – это новшество,
но уже включенное в соответствующую образовательную
систему. Новшество и нововведение существуют
в разных пространствах. Новшество находится
одновременно на внешней границе многих
образовательных систем, оно как бы предлагает
им себя. Нововведение существует внутри
конкретных образовательных систем, освоивших
новшество. Процесс перехода новшества
в нововведение мы понимается учеными
как процесс внедрения или процесс освоения.
Но перед тем как стать предметом внедрения,
новшество кем-то и когда-то производится.
Чтобы произведенное новшество вошло
в массовую практику образования, оно
должно получить распространение. Процессы
создания, распространения и внедрения
(освоения) новшеств образуют целостный
инновационный процесс.
Инновационный
процесс – это процесс развития образовательных
систем за счет создания, распространения
и освоения новшеств. Инновационный процесс
протекает благодаря тому, что люди совершают
инновационную деятельность.nЕеmможноmопределитьmкак целенаправленноеmпреобразование практики образования
за счет создания, распространения и освоения
новшеств. Изменения могут происходить
стихийно, например, может уволиться кто-то
из учителей, или часть учеников может
перейти в другую школу, но инновации -
то всегда целенаправленные изменения, осуществляемые людьми какmсубъектами преобразующейmдеятельности». Принципиальноmи независимо от содержательной
направленности и сферы приложения в Германии инновации
разделяют на несколько типов. При этом,
немецкие ученые, как и их российские коллеги,
различают структурные инновации и инновации
процесса, несмотря на расплывчатость
переходов. В дальнейшем при рассмотрении
инновационных направлений в образовании
целесообразно понимать, что названные
типы инноваций лежат в их основе, несмотря
на то, что значение каждогоmчастичноmотклоняетсяmвmтуmилиmинуюmсторону. Существует пять элементов, которые можно объединить единым термином образовательные инновации.
Выбраны были именно они, так как в ходе
всегерманских дебатов, посвященных образовательной
тематике, они неизменно значатся как
самые актуальные, а также еще и потому,
что в случае развития двустороннего российско-германского
сотрудничества в сфере образования эти
элементы будут обсуждаться. При этом
нужно оговориться, что рассмотрение данных
элементов отнюдь не исчерпывает всех
важных тенденций развития немецкого
образования. Подобное рассмотрение в
дальнейшем может быть расширено за счет
учета особенностей образования девочек
и женщин, а также гендерной ориентации
в деле развития образования, или земельных
особенностей образования инвалидов,
представителей национальных меньшинств,
взаимосвязи между образованием, программами
здоровья и ВИЧ-инфицированными, образованием
в регионах конфликтов и пр. То, что эти
важные темы в данной публикации мы не
относим к образовательным инновациям,
не свидетельствует о том, что они таковыми
не являются, или они не могут быть предметом
сотрудничества ученых и педагоговmнашихmстран.
Существуютmследующиеmинновационныеmформы:
- в системном плане новые организационные
формы существенно влияют на изменения
в школе и учебные процессы. Наиболее известной
концепцией считается системный подход развития школы,
который интегрировал в себя организационныеmиmпедагогическиеmстратегииmразвития;
-nрастущее использованиеmинформационныхmиmкоммуникационных
технологий (в дальнейшем ИКТ) способствует выработке новых
обучающих методов,mориентированных на использование
медийных средств содержательных программ
в общем образовании, а также при подготовке
преподавателей. Во многих странах значение
ИКТ возрастает и, прежде всего, на фоне
развития коммуникативных сообществ и
обществ знания. Особое значение здесь
имеет преодоление «цифровой раздробленности»;
-nобсуждение образовательных
инноваций тесно связано с темой обеспечения качества образования. В
то время как на системном уровне отмечается
повсеместное использование различных
сравнительных образовательных индикаторов
и стандартов, в рамках развития школы
и децентрализации управления школой
внутри нее все большую популярность приобретает самооценка (илиmвнутреннийmаудит);
-nобучение в течение
всей жизни занимает прочное место в дебатах,
посвященных вопросам развития образовательной
политики, и это, несмотря на недостаток
формальных образовательных систем такого
рода. На фоне все большей гибкости в организации
труда, все большего многоцветия образовательных
стратегий, а также перехода к коммуникативному
сообществу и обществу знаний и информации,
эта концепция приобретает в развитых
странахmвсеmбольшееmзначение;
-nметодические, дидактические
и содержательные инновации в последние годы существенно
способствовали тому, что процесс подготовки
учащихся и учителей стал в большей степени
ориентирован на учащегося, появилась
большая мотивация и ориентация учащихся
на конкретные жизненные ситуации. Содержательное
значение школьных программ возрастает,
а качество процессовmобученияmулучшается.
Представленные участки инновационной
работы в образовательной сфере зачастую
накладываются друг на друга, как это,
например, имеет место при обсуждении
вопросов развития школы и гарантирования
качества образования или использования
медийных средств и обучения в течение
всей жизни. При внедрении инноваций в
сферу образования необходимо учитывать
главныеmинновационныеmтребования: «Сопротивление
новому будет гораздо меньше, если все
участники инновационного процесса будут
вовлечены в ситуационный анализ происходящего,
а также будут учитываться самые разные
предложения. Опасений будет меньше, если
изменение целей в процессе инновации
будет открытым, и работа будет проходить
в атмосфере доверия и взаимопомощи».
Список использованной
литературы:
- Давыдов В.В., Варданян А.У. «Учебная деятельность и моделирование», Ереван,m«Луйс»,m1981г.,m 220nс.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент»,m1998г.,m180с.
3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П.«Педагогическая инноватика», Москва, «Просвещение»,m2006г.,m101с.
4. Майданский А.Д. Векторы и контуры общества знаний, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 205с.
5. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика,m1996г.,m№5,m50с.