Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:47, контрольная работа
Деятельность современного банка немыслима без автоматизации всех направлений его деятельности. Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, происходящим за счет увеличения как объема операций, так и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Если до какого-то момента функционирование банка в режиме ручной обработки информации может поддерживаться за счет экстенсивных методов развития (например, расширения штатов и аппарата управления), то на определенном этапе деятельность банка, осуществляемая вручную, либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк становится не в состоянии реагировать на ситуацию на рынке. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка. Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции. Наконец, в условиях становления рыночных механизмов, нестабильности законодательной базы и высоком уровне инфляции только использование гибкой и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковских операций может обеспечить конкурентоспособность банка.
Введение……………………………………………………………………..…………………...3
1. Предпосылки возникновения и история создания системы SWIFT……………………….4
2. SWIFT сегодня в международной практике…………………………………………………5
3. Члены SWIFT………………………………………………………………………………....6
4. SWIFT - как система передачи данных……………………………………………………...8
5. Преимущества и недостатки сети…………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………………………..15
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра
«Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине «Современные платежные системы»
На
тему: «Общая характеристика и история
развития системы SWIFT»
Выполнила: студентка группы 5 БУС
Протченко Н.А.
Проверила: старший преподаватель
Марченко О.В.
Севастополь
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения и история создания системы SWIFT……………………….4
2. SWIFT сегодня в международной практике…………………………………………………5
3. Члены SWIFT…………………………………………………………………
4. SWIFT - как система передачи данных……………………………………………………...8
5. Преимущества и недостатки сети…………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность современного банка немыслима без автоматизации всех направлений его деятельности. Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, происходящим за счет увеличения как объема операций, так и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Если до какого-то момента функционирование банка в режиме ручной обработки информации может поддерживаться за счет экстенсивных методов развития (например, расширения штатов и аппарата управления), то на определенном этапе деятельность банка, осуществляемая вручную, либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк становится не в состоянии реагировать на ситуацию на рынке. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка. Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции. Наконец, в условиях становления рыночных механизмов, нестабильности законодательной базы и высоком уровне инфляции только использование гибкой и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковских операций может обеспечить конкурентоспособность банка.
Автоматизация также необходима для надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания банков и стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией. В полной мере эту задачу решает сообщество всемирных межбанковских телекоммуникаций - SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications), целью которого является проведение исследований, создание и эксплуатация средств, необходимых для обеспечения удаленной связи, передачи и обработки конфиденциальных и составляющих частную собственность финансовых сообщений, к общей пользе его членов.
Постоянное
расширение сети коммерческих банков
по всему миру, предоставление им лицензий
на право осуществления расчетов
по экспортно-импортным операциям обуславливает
необходимость не только повышения уровня
банковской автоматизации, но и необходимость
развития сетей связи и подключения к
мировым телекоммуникационным сетям,
прежде всего к SWIFT. История создания, структура,
особенности, преимущества и недостатки
данного общества будут рассмотрены далее.
В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковских операций и необходимости многократных проверок. Естественной реакцией на лавинообразный рост объемов информации на бумажных носителях явилась автоматизация. Однако по мере развития систем банковской автоматизации появлялась необходимость безбумажного обмена финансовой информацией между банковскими системами, в то время как различия в их построении и особенностях протоколов взаимодействия не позволяли создать достаточно надежно работающую интегральную систему связи и обработки информации. Кроме того, в области межбанковских отношений полностью отсутствовала стандартизация.
Поиск
более эффективных средств
Инициатива создания международного проекта, который ставил бы своей целью обеспечение всем его участникам возможности круглосуточного высокоскоростного обмена банковской информацией при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа, относится к 1968г. Несколько позже в 1972 г. эта инициатива официально была оформлена в проект. В том же году были выполнены расчеты, даны рекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией.
Итак,
в мае 1973 г. 239 банков из 15 стран учредили
SWIFT с целью разработки формализованных
методов обмена финансовой информацией
и создания международной сети передачи
данных с использованием стандартизированных
сообщений. Последующие четыре года были
посвящены решению организационных и
технических вопросов, и 9 мая 1977 г. состоялось
официальное открытие сети. К концу года
число банков-членов увеличилось до 586.
Они обеспечивали ежедневный трафик до
500 000 сообщений. [4]
Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковских сообщений осуществляются только оперативная пересылка и хранение расчетных документов, урегулирование платежей предоставлено банкам-участникам, функции же системы расчетов непосредственно связаны с выполнением взаимных требований и обязательств членов. К первой группе относятся такие системы, как SWIFT и BankWire -частная электронная сеть банков США, ко второй - FedWire - сеть федеральной резервной системы (ФРС) США; Нью-йоркская Международная платежная система расчетных палат CHIPS; Лондонская автоматическая система расчетных палат CHAPS.
Английская
электронная система
Среди электронных систем переводов, действующих в США, наиболее крупными являются FedWire и CHIPS. Они обслуживают свыше 90% всех межбанковских внутренних расчетов с США. FedWire - самая большая коммуникационная банковская сеть. В федеральной резервной системе (ФРС) FedWire участвуют около 5,5 тыс. кредитно-финансовых институтов. Каждый банк участвует в системе через свой региональный федеральный резервный банк. Способ расчетов этой системы имеет ряд недостатков, в частности средства на резервном счете банка-участника FedWire оборачиваются в течение дня 12 раз. Для клиентов банка такая система создает определенные затруднения, так как в банк получатель деньги могут поступить только после 18 час. Тем не менее, данная система удобна тем, что все совершенные в течение дня переводы средств на сумму около 400 млрд. долл. сведутся к нескольким окончательным платежам на сумму в 4-5 млрд. долл. [4]
Одно
из основных достижений SWIFT - создание
и использование специальных
стандартов банковской документации,
призванных международной организацией
стандартизации. Унификация банковских
документов позволила избежать сложностей
и ошибок, которые вызывались расхождениями
в традициях их оформления в разных странах,
затруднений языкового характера. Немалое
преимущество данных стандартов заключается
в том, что их создатели одновременно являются
и их пользователями, а, следовательно,
имеют возможность оперативно их совершенствовать.
Преимущества стандартов SWIFT оказались
настолько очевидными для банковских
учреждений, что другие аналогичные (Лондонская
CHAPS, французская SAGITTAIRE, Нью-Йоркская CHIPS)
также приняли их на вооружение, или создали
систему автоматического перевода стандартов
SWIFT в собственные.
SWIFT - это
акционерное общество, владельцами
которого являются банки-члены.
Членом SWIFT может стать любой банк, имеющий в соответствии с национальным законодательством право на осуществление международных банковских операций. Наряду с банками-членами имеются и две другие категории пользователей сети SWIFT - ассоциированные члены и участники. В качестве первых выступают филиалы и отделения банков-членов. Ассоциированные члены не являются акционерами и лишены права участия в управлении делами общества. Так называемые участники SWIFT - всевозможные финансовые институты: брокерские и дилерские конторы, клиринговые и страховые компании, инвестиционные компании.
Вступление в SWIFT стоит дорого: единовременный взнос составляет 400 000 бельгийских франков для банков-членов и 200 000 бельгийских франков для ассоциированных членов. Кроме того, банки-члены должны приобрести одну акцию стоимостью в 55 000 бельгийских франков. Как показывает практика, затраты банков на участие в системе SWIFT (главным образом на установку современного электронного оборудования) окупаются обычно в течение 5 лет. [1]
В каждой стране, в которой разворачивается система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию. В России ее функции выполняет российско-британская телекоммуникационная компания «Совам Телепорт». «Совам Телепорт» выполняет не только управленческие, но и технические функции: консультирует по закупке оборудования, имеет свои собственные каналы, которые арендует у Министерства связи России, организует курсы по подготовке персонала. Кроме того в России действует Комитет национальной ассоциации членов SWIFT. Первым из российских банков к SWIFT подключился Внешэкономбанк. Это произошло 4 декабря 1989 г. И уже к середине 90-х количество подключенных банков достигло 240 (для сравнения в США - около 150). Сегодня в России 361 пользователей SWIFT. Однако, несмотря на быстрый рост числа подключенных национальных банков, Российская Федерация еще не входит в число активных пользователей сети. Будучи третьей страной в мире по членству в SWIFT, по годовому количеству сообщений Россия отстает даже от Венгрии, Польши, Чехии (Общий трафик России составляет всего 0,7% оборота). Крупнейшими пользователями системы являются Мосбизнесбанк, Инкомбанк, Международный московский банк, Внешторгбанк и др. Некоторые из них вышли не уровень более 2000 сообщений в сутки. В Ярославле лишь один банк является членом SWIFT - Ярсоцбанк. [5]
Отечественные банки используют SWIFT, в основном, для платежей за рубеж, но большую долю составляют сообщения, имеющие в качестве конечного адресата российские банки (от 20 до 30%). Развитию SWIFT в России немало способствует и политика самого общества. Так, в 1994 г. произошло резкое снижение вступительного взноса (с 1800000 до 400000 бельгийских франков) и платы за передачу сообщения (с 21 до 15 бельгийских франков за международное стандартное сообщение и 6 бельгийских франков за внутреннее сообщение), что делает эту сеть привлекательной не только для крупных банков. Членство в SWIFT создает возможности для более широких и интенсивных финансовых и экономических внешних контактов, в частности, создания нормальных условий для функционирования иностранных инвестиций на территории России и других стран СНГ.
SWIFT - организация
бесприбыльная, вся получаемая
прибыль идет на покрытие
Сеть SWIFT является системой передачи данных, организованной так, чтобы банки различных стран, оснащенные терминалами разных моделей с различной скоростью работы могли беспрепятственно понимать друг друга.