Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:20, контрольная работа
Для того чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный). При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Балтийский институт экологии, политики и права»
Челябинский филиал
Факультет Управление бизнесом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « Теория экономического анализа»
Руководитель работы старший
преподаватель
_________ А.П. Кузнецова
«____» __________ 2012 г.
Автор работы,
студент группы С-429э
______________Н.А. Резепина
«____»____________ 2012г.
Челябинск 2012
Теоретический вопрос № 4. Методика подсчета и обоснования величины резервов. |
Для того чтобы величина
выявленных резервов была реальной, подсчет
резервов должен быть по возможности
точным и обоснованным. Методика подсчета
резервов зависит от характера резервов
(интенсивные или экстенсивные) Для подсчета величины резервов
в АХД используется ряд способов:
прямого счета, сравнения, детерминированного
факторного анализа, функционально-стоимостного
анализа, математического Способ прямого счета применяется для подсчета резервов в тех случаях, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Возможность увеличения выпуска продукции (РВП) в этом случае определяется следующим образом: дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия (ДR) делится на плановую или возможную норму их расхода на единицу продукции (УР) или умножается на плановую (возможную) ресурсоотдачу (RА), т.е. на материалоотдачу, фондоотдачу, производительность труда и т.д.: РВП=ДR/УРпл (возм.), или РВП=ДR*RАпл (возм). Например, по сравнению с прошлым годом дополнительно заготовлено 600т сырья. Известно также, что для производства единицы продукции требуется по норме 20 кг сырья. Значит, дополнительно будет получено 30 000 ед. продукции (600 т/20 кг). Этот результат можно получить и другим способом, определив материалоотдачу. В нашем примере выход продукции из 1т сырья составляет 50 ед Следовательно, использование дополнительного сырья позволит увеличить объем производства продукции на 30 000 ед. (600т * 50). Таким же способом можно подсчитать резерв увеличения выхода продукции за счет использования дополнительного количества трудовых ресурсов, основных производственных фондов и т.д. При подсчете резервов увеличения объемов производства продукции за счет использования дополнительного количества трудовых ресурсов необходимо его величину умножить на плановый (возможный) уровень производительности труда работников этого предприятия, а за счет дополнительных производственных фондов – их прирост умножить на плановый (возможный) уровень фондоотдачи. Способ сравнения применяется
для подсчета величины резервов в
тех случаях, когда потери ресурсов
или возможная их экономия определяются
в сравнении с плановыми Например, для получения единицы продукции фактически затрачено 22 кг сырья при норме 20, фактический же объём производства продукции 400 000 ед. Отсюда видно, что перерасход ресурсов на единицу продукции составляет 2 кг (22-20),а на весь объём производства –800 т (2*400 000), в результате чего получено продукции на 400 000 ед. меньше по сравнению с планом. Это неиспользованный резерв хозяйства. Его можно определить и другим способом, умножив количество перерасходованного сырья на плановую ресурсоотдачу (материалоотдачу): 800т*50=40 000 ед. Аналогичным образом определяется резерв увеличения выпуска продукции за счет уменьшения затрат ресурсов на единицу продукции в связи с внедрением достижений науки и передового опыта: резерв уменьшения удельных затрат ресурсов умножается на фактический выпуск продукции и делится на возможные удельные расходы ресурсов на единицу продукции с учетом выявленных резервов их понижения или умножается на возможный уровень ресурсоотдачи: Для определения величины резервов в АХД широко используются способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц и интегральный метод. Например, если объем производства продукции представить в виде произведения количества рабочих и производительности труда (ВП=КР*ГВ), то резервы увеличения объема производства продукции за счет увеличения численности рабочих, используя способ абсолютных разниц, можно подсчитать по формуле РВПкр=(КРв-КРф)*Г ф, а за счет производительности труда РВПгв=(ГВв-ГВф)*КРв. Этот же расчет способом цепной подстановки: ВПф=КРф*ГВф; ВПусл=КРв*ГВф;
ВПв=КРв*ГВв; Способом относительных разниц: Интегральным способом: РВПкр=1/2РКР*(ГВф+ГВв); РВПгв=1/2РГВ*(КРф+КРв). Результаты корреляционного
анализа также широко используются
для подсчета хозяйственных резервов.
С этой целью полученные коэффициенты
уравнения регрессии при РY=РХi*Bi, где РY – резерв увеличения результативного показателя (Y); PХi – резерв прироста факторного показателя (Х); Bi – коэффициенты регрессии уравнения связи. Большую помощь в определении
резервов оказывают способы Особенно высокоэффективным
методом выявления резервов является
функционально-стоимостный Существенную помощь при
подсчете резервов оказывает расчетно- Аналогичным способом можно подсчитать резервы снижения себестоимости продукции (Р¯С) за счет увеличения объема производства (РVП) и сокращения затрат по отдельным статьям (Р¯З): Резерв увеличения уровня рентабельности определяется так: где Пф – фактическая сумма прибыли; РП – резерв увеличения суммы прибыли; ПСф – фактическая полная себестоимость реализованной продукции; Р¯ПС – резерв снижения полной себестоимости проданной продукции; ДЗ – дополнительные затраты, которые необходимы для освоения резервов увеличения объема продаж. Все выявленные таким способом резервы должны быть подкреплены соответствующими мероприятиями. Только в этом случае величина резервов будет реальной и обоснованной. Это может осуществляться двумя способами: 1. Выявляются резервы формальными методами, затем разрабатываются мероприятия, которые позволяют освоить выявленные резервы. 2. Разрабатываются мероприятия, потом подсчитываются резервы. Например, подсчитаны резервы увеличения производства продукции за счет повышения уровня производительности труда работников до планового уровня (или уровня, достигнутого на передовом предприятии). После этого разрабатываются мероприятия по освоению этого резерва (улучшение организации труда, совершенствование техники и технологии производства, повышение квалификации работников, улучшение условий их труда и т.д.). При этом сумма резервов по всем мероприятиям должна быть равной общей величине выявленных резервов роста производительности труда. Наиболее обоснованным является второй способ подсчета резервов, в основу которого положены конкретные мероприятия с учетом реальных возможностей предприятия. В этом случае для подсчета резервов необходимо объем дополнительного мероприятия умножить на фактический или возможный эффект, получаемый на единицу этого мероприятия. Такой неформальный подход
к выявлению резервов позволяет
более точно определить их величину.
Но для этого нужна |
Вариант № 2.
Задача 1.
Применив метод корреляционно- регрессионного анализа определить зависимость объема продаж от расходов на рекламу. Подсчитать ожидаемый объем продаж, если на рекламу в будущем периоде будет истрачено 10 тысяч денежных единиц. Данные о продажах и расходах на рекламу:
X |
7 |
18 |
11 |
23 |
15 |
16 |
13 |
5 |
10 |
7 |
14 |
20 |
y |
120 |
200 |
150 |
250 |
190 |
190 |
210 |
110 |
140 |
220 |
180 |
180 |
Для определения зависимости объема продаж y от расхода на рекламу x, составим соответствующее уравнение регрессии:
-6,25 |
-58,33 |
39,06 |
3402,39 |
364,56 |
4,75 |
21,67 |
22,56 |
469,59 |
102,93 |
-2,25 |
-28,33 |
5,06 |
802,59 |
63,74 |
9,75 |
71,67 |
95,06 |
5136,59 |
698,78 |
1,75 |
11,67 |
3,06 |
136,19 |
20,42 |
2,75 |
11,67 |
7,56 |
136,19 |
32,09 |
-0,25 |
31,67 |
0,06 |
1002,99 |
-7,92 |
-8,25 |
-68,33 |
68,06 |
4668,99 |
563,72 |
-3,25 |
-38,33 |
10,56 |
1469,19 |
124,57 |
-6,25 |
41,67 |
39,06 |
1736,39 |
-260,43 |
0,75 |
1,67 |
0,56 |
2,79 |
1,25 |
6,75 |
1,67 |
45,56 |
2,79 |
11,27 |
Теснота связей между показателей объема продаж и расходов на рекламу измеряются коэффициентом корреляции, который исчисляется по формуле:
Чем ближе данный коэффициент к 1, тем связь между показателями ближе.
Считая формулу связи линейной: ,определим зависимость связи расходов на рекламу к продажам. Для этого решим систему нормальных уравнений:
49 |
324 |
121 |
529 |
225 |
256 |
169 |
25 |
100 |
49 |
196 |
400 | |
840 |
3600 |
1650 |
5750 |
2850 |
3040 |
2730 |
550 |
1400 |
1540 |
2520 |
3600 |
Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:
Проверка:
Верно.
Если на рекламу будет потрачено 10т.р.→
Согласно уравнению регрессии, продажи будут на уровне 161,76 тыс. ед.
Задача 2.
На основе нижеприведенных
данных с помощью способа цепных
подстановок
исчислить влияние на изменение «критического»
объема реализации следующих
факторов: суммы постоянных затрат, величины
переменных затрат на единицу продукции
и цен на нее. Сделать необходимые выводы.
Показатели |
Услов. озозн. |
Прошлый год(0) |
Отчетный год(1) |
||
1.Общая сумма постоянных затрат |
3 пост |
75020 |
93612 |
18592 |
5 |
2.Удельные переменные затраты(на ед. продукции), ден. ед. |
3 перем.( ед.) |
7100 |
8612 |
1512 |
4,4 |
3. Цена еденицы продукции |
P |
10800 |
13600 |
2800 |
-10,9 |
4.Критческий объем |
q |
20,3 |
18,8 |
-1,5 |
-1,5 |
Данная модель расчета является аддитивно-мультипликативной или смешанной, поэтому вычисления будут следующими:
Вывод: Из расчетов видно, увеличение общей суммы постоянных затрат на 18592 ведет к увеличению критического объема на 5 усл. единиц. То же самое мы наблюдаем и при увеличении удельных переменных затрат. Лишь увеличение цены продукции на 2800 единиц привело к снижению критического объема почти на 11 единиц. В сумме увеличение всех трех показателей привели к снижению критического объема на 1,5 единиц.
Задача: 3.
Применив способ цепных подстановок, исчислить влияние на изменение уровня рентабельности производства, следующих факторов: прибыли от реализации продукции, величины основных фондов и величины материальных оборотных средств. Сделать необходимые выводы.
Таблица: исходные данные.
Показатель |
Усл. обоз-ия |
Прошлый Год (0) |
Отчетный Год (1) |
Абс |
Относ |
Прибыль от реализации; |
П |
125 264 |
130 040 |
4 776 |
0,01 |
Среднегодовая стоимость основных фондов; |
ОФ |
92 180 |
920 240 |
828 060 |
-0,22 |
Материальные оборотные средства; |
МОС |
300 164 |
516 800 |
216 636 |
-0,02 |
Уровень рентабельности. |
Ур |
0,32 |
0,09 |
-0,23 |
-0,23 |
Примечание: Уровень рентабельности будет записан в индексном выражении, при желании можно умножить на 100, и получить процентные выражения.
Уровень рентабельности рассчитывается по следующей формуле:
Данная модель расчета является аддитивно-мультипликативной, поэтому:
Исходя из расчетов и условий задачи можно сделать следующие выводы:
Во-первых, нужно сказать о том, что уровень рентабельности показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль, вложенный в стоимость основных фондов и материальных оборотных средств. Если в прошлом году, каждый рубль приносил 23 копейки, то в отчетном году, несмотря на увеличение показателя прибыли, стал приносить 9 копеек. Это в первую очередь связано с большим увеличением основных фондов. Практически в 10 раз. Это может говорить о покупки большого числа оборудования, новой производственной линии и т.д. Которые были поставлены на баланс в конце отчетного периода и не успели принять участия в производственном процессе предприятия. Так же мы видим увеличение материальных оборотных средств, примерно на 60%, это говорит о том, что предприятие увеличивает запасы сырья, возможно, под новые основные фонды. Но увеличение данного показателя не значительно сказалось на общем снижении рентабельности производства.
Если предположения верны, то можно сделать вывод, что в следующем отчетном году, за счет обновления основных фондов, показатель рентабельности резко вырастит.
Задача: 4.
На основе приведенных ниже данных с помощью одного из приемов анализа (вариант 1 - способом абсолютных разниц, 2 - интегральным методом, вариант 3 -индексным методом) проанализировать влияние на прибыль от реализации и уровня рентабельности продукции. Сделать выводы.
Показатели |
Условные |
Прошлый год |
Отчетный год |
|
1. Объем реализации продукции, тыс.ден.ед. |
РП |
430675 |
569862 |
139187 |
2.Прибыль от реализации, тыс.ден.ед. |
П |
59974 |
83376 |
23402 |
3.Уровень рентабельности продукции. |
Ур |
0,1392 |
0,1463 |
0,007 |
Вывод: Прибыль от реализации в отчетном году увеличилась на 23402, на это оказало влияние следующие факторы: 1) Увеличение объема продаж на 139187 привело к увеличению прибыли на 19873. 2)Увеличение рентабельности на 0,7 привело к увеличению прибыли на 3531.
Задача: 6
На основе нижеприведенных данных с помощью одного из приемов анализа (вариант 1 - индексным методом, вариант 2 - способом абсолютных разниц, вариант 3 -интегральным методом), проанализировать влияние на изменение расходов по оплате труда производственной продукции, трудоемкости единицы продукции и расценок по оплате труда. Сделать необходимые выводы.
Показатели |
Условные |
I полугодие |
II полугодие |
|
1.Объем продукции (шт.) |
Vпр-ва |
61200 |
68500 |
7300 |
2.Трудоемкость единицы |
TE |
0,35 |
0,38 |
0,03 |
3.Часовая ставка оплаты труда |
ЧЗП |
5 |
5,5 |
0,5 |
4.Расходы по оплате труда |
ЗП |
107100 |
143165 |
36065 |
Решаем: способом абсолютных разниц.
Вывод: Расходы по оплате труда возросли на 36065, на это указывает влияние следующих факторов: 1) При увеличении объема продаж на 7300, расходы возросли на 12775; 2) При увеличении труда на 0,03, расходы по оплате труда возросли на 10275; 3) При увеличении оплаты труда на 0,5, расходы по оплате труда увеличились на 13015.
Информация о работе Методика подсчета и обоснования величины резервов