Заемный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:28, реферат

Описание работы

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3


ПОНЯТИЕ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА…………………4


ЭФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ……………………………………….5

Стратегический подход………………………………..5
Тактические особенности……………………………...7
Структурные показатели……………………………..11


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...15


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 31.22 Кб (Скачать)

     Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических  платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ  без предварительной оплаты и  т. д. Данный вид кредиторской задолженности  нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в  собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

     Вывод. Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности  всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать "возможности" каждого  отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора. 

     2.3. Структурные показатели. 

     Как мы уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный  с оценкой кредиторской задолженности  предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение  величины оборотного капитала к краткосрочным  долговым обязательствам.

     Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент "кислотного теста", который представляет собой  отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия  покрывать свои обязательства перед  кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:

  1. они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
  2. расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).

     Устранить подобные "недочеты" в системе  анализа состояния предприятия  позволяют:

     В первом случае - например, проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным периодам или (если необходимо) недельным периодам).

     Во  втором случае - определять среднемесячное или среднегодовое значение коэффициента ликвидности и других аналогичных  показателей.

     Одним из наиболее оптимальных рамочных показателей  здорового состояния компании можно  назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. При этом, как мы уже отмечали, данное "не превышение" должно быть достигнуто в отношении как можно более дискретного ряда значений (сроков): годовая кредиторская задолженность должна быть не больше годовой дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти дневной дебиторской соответственно и т. д.

     При достижении данного "временного баланса" дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо также достичь и "баланса  их стоимости": то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные  с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать  доходы, вызванные выгодами, которые  связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности (при этом "нормальный" размер наценки в расчет не принимается).

     Для того, чтобы определить степень зависимости  компании от кредиторской задолженности  необходимо рассчитать несколько следующих  показателей.

     Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как  отношение суммы заемных средств  к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление  о том, на сколько активы предприятия  сформированы за счет кредиторов.

     Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать  не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.

     Баланс  задолженностей. Определяется как отношение  суммы кредиторской задолженности  к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с  учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень  соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята  на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

     Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более  полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.

     Коэффициент времени. Определяется как отношение  средневзвешенного показателя срока  погашения кредиторской задолженности  к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения  кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.

     Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы  прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в  балансе. Данный показатель характеризует  эффективность привлеченных средств  и его особенно целесообразно  анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость  динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые  повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры  кредиторов, средних размеров и стоимости  кредиторской задолженности и т. д.). 
 
 
 
 
 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Структура заемного капитала может быть различной  в зависимости от принадлежности предприятия, доступности того или  иного источника финансирования и т. д. Следует отметить, что в  современных условиях трансформируемой экономики на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков.

     По  поводу степени привлечения заемных  средств в зарубежной практике существуют различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку  в организацию с высокой долей  собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку  она с большей вероятностью может  погасить долги за счет собственных  средств. В противоположность данному  мнению многим японским компаниям свойственна  высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в  среднем на 58% выше, чем, например, в  американских корпорациях. Объясняется  тем, что в этих двух странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу – в США основной потолок  инвестиций поступает от населения, в Японии – от банков. Поэтому  высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует  о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для  японской корпорации свидетельствует  о ее неспособности получить кредиты  в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам. 
 
 

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы  и статистика, 2004.
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2004.
  3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – «Ника-Центр», «Эльга»,  Киев, 1999
  4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб.и доп.- Киев:Эльга; Ника-центр, 2005.
  5. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учкбник. – М.: Инфра – М, 2005

Информация о работе Заемный капитал