Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа
Ни для кого не секрет, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).
Тема: виды предпринимательских
рисков
Введение
Ни для кого не секрет, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).
Нельзя сказать, что
в отечественной экономике
Опыт развития
всех стран показывает, что игнорирование
или недооценка хозяйственного
риска при разработке тактики
и стратегии экономической
1. Причины возникновения предпринимательского риска
1.1. К истории вопроса
Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не делается различий между понятиями “риск” и “неопределенность”. В действительности первое характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а второе - когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов неопределенности, заранее не предвиденных.
Для понимания природы
предпринимательского риска фундаментальное
значение имеет связь риска и
прибыли. Адам Смит в “Исследованиях
о природе и причинах богатства
народов” отмечал, что достижение даже
обычной нормы прибыли всегда
связано с большим или меньшим
риском. П. Хейне в своей работе “Экономический
образ мышления” отмечает, что прибыль
возникает “по причине неопределенности,
в отсутствие которой все, относящееся
к получению прибыли, было бы широко известно,
все возможности ее получения были бы
полностью использованы и, следовательно,
прибыли везде равнялись бы нулю”. Таким
образом, при отсутствии неопределенности
любые расхождения между выручкой и издержками
будут устранены в процессе конкуренции
и прибыль станет равной нулю. [2, c.43].
2. Основные виды предпринимательского риска
2.1. Вопросы классификации
Существуют определенные
виды рисков, действию которых
подвержены все без исключения
предпринимательские
Существует множество
подходов к классификации
риск, связанный
с возможным техническим
риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.
С риском предприниматель
сталкивается на разных, этапах
своей деятельности, и, естественно,
причин возникновения
риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
риск, связанный с личностью предпринимателя;
риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
По сфере возникновения
предпринимательские риски
В современных условиях хозяйствования выделяют два типа предпринимательского риска по уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный) риск и риск на уровне отдельных фирм (локальный). С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов.
Иногда выделяются
и такие виды: статистические (простые)
и динамические (спекулятивные) риски.
Особенность статистических
Как уже говорилось выше, данная работа посвящена анализу основных видов риска. Поэтому далее подробно остановимся на следующих видах риска:
-производственный;
-коммерческий;
- финансовый.
2.2. Производственный риск
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:
снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
снижение цен, по
которым планировалось
увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
низкая дисциплина
поставок, перебои с топливом и
электроэнергией; физический и моральный
износ оборудования отечественных
предприятий. [4, c.92].
2.3. Коммерческий риск
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:
снижение объемов
реализации в результате падения
спроса или потребности на товар,
реализуемый
повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
потери товара;
потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
повышение издержек
обращения в сравнении с
Коммерческий риск включает в себя:
риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
риск, связанный с
платежеспособностью
риск форс-мажорных обстоятельств.
Отдельно следует
выделить транспортный риск, его классификация
впервые была приведена Международной
торговой палатой в Париже в 1919 г.
и унифицирована в 1936 г. В настоящее
время различные транспортные риски
классифицируются по степени и по
ответственности в четырех
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:
FСА означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
FAS означает, что ответственность
и риск за товар переходят
от поставщика к покупателю
в определенном договором
FOB означает, что продавец
снимает с себя
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:
CFK означает, что продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;