Виды операционных рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Операционный риск в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли.

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

Зависимость банка  от ограниченного числа сотрудников  проявляется и тогда, когда в  финансовом учреждении работает известный  на рынке специалист или группа специалистов. Хотя уход таких специалистов из банка  может в краткосрочной перспективе (месяц) и не привести к прямым финансовым потерям, не исключены негативные последствия, которые проявятся со временем (влияние  на рейтинги, на оценку бизнеса со стороны  деловых партнеров). К сожалению, стандартных методов работы здесь  нет, хотя многое определяется условиями заключенного со специалистом контракта и корпоративной культурой организации. 

Риски потерь, которые  могут возникнуть из-за сбоя в работе информационных систем или их некорректной работы, также нельзя недооценивать. К числу подобных рисков относятся, среди прочих, риски потерь, возникающих  из-за ошибок в компьютерных программах. Снизить эти риски позволяет  жесткая система тестирования программ до их ввода в эксплуатацию, наличие  адекватной технической документации и четкое фиксирование ответственности  разработчика в соответствующих  договорах. 

Ошибки в формулах математических моделей - не редкость в банковской практике. Например, в  середине 90-х годов "Нешнл Уэсминстер Бэнк" потерял более 80 миллионов долларов США по причине ошибки в математической модели, использованной для расчета стоимости портфеля производных финансовых инструментов. Практики считают, что для снижения подобного риска хорошо работает порядок приемки моделей для использования в работе, включая проверку модели на "здравый смысл" (на самых простых и понятных даже не специалистам в области финансовой математики) примерах. 

Для будущего банка  опасно, если управленческая информация является неполной или не предоставляется  нужные для нормального ведения  бизнеса сроки. Такая проблема, как  показывает практика, возникает в  случае недостаточной квалификации руководства банка или из-за низкого  уровня развития систем управленческой информации. Основным условием решения  проблемы, что неоднократно описывалось  в литературе, является политическая воля руководства (как владельцев, так  и высшего менеджмента банка). 

Сбои в работе одной или нескольких компьютерных программ, обслуживающих тот или  иной вид бизнеса, телекоммуникационных каналов - явление, для России весьма характерное (системы связи и  электропитания во многих регионах не вызывают доверия). Проблема непростая, но успешно решаемая банкирами. К  числу проблемных аспектов некоторые  специалисты относят довольно часто  встречающееся отсутствие системного подхода, что выражается в недостатках  системы планирования действий банка  в чрезвычайных обстоятельствах, вызванных  упомянутыми сбоями. 

Отсутствие плана  работы в случае сбоя информационных систем или низкое качество подобных планов также может привести к  существенным убыткам. Отсутствие такого плана мероприятий ведет к  задержкам при принятии управленческих решений, что критично: полагаю, что  у аналитиков любого банка есть расчет, во сколько банку обойдется каждый день простоя (а косвенные - угроза потери деловой репутации, возможный риск ухода важных клиентов - с трудом поддаются количественной оценке). По мнению банкиров-практиков и сотрудников аудиторских фирм, за последние годы российские банки достаточно оперативно выходят из критических ситуаций, связанных со сбоями в работе информационных систем, и владеют основными стандартными приемами, но еще многое предстоит сделать для достижения минимально необходимой формализации мероприятий - действия в условиях стресса при отсутствии "шпаргалки" чреваты ошибками. Формализация важна и с позиций внесения необходимой определенности в трудовые отношения: практически после каждой серьезной нештатной ситуации следует "разбор полетов" - выявление причин и принятие решения о наказании провинившихся руководителей и сотрудников; должная же формализация планов и процедур облегчает работу по выявлению проблемных аспектов и позволяет уменьшить риск возникновения трудовых конфликтов. В завершение следует сказать, что планы должны периодически пересматриваться и уточняться (рекомендуется не реже одного раза в год). 

Из представленной классификации следует, что большая  часть операционных рисков связана  с деятельностью человека. Например, прямые и косвенные потери (убытки) возникают из-за ошибок персонала  в части соблюдения внутренних регламентов  и процедур, ошибок в принятии управленческих решений, хищений, злоупотреблений, недостаточной  компетентности кадров и низкого  уровня их квалификации. Более того, даже в случаях, когда убытки вызваны  сбоями в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем, в основе их в большинстве  случаев лежат ошибки людей. Неслучайно на приведенной схеме четыре из пяти источников так или иначе связаны с деятельностью персонала: качество управления, риски систем, человеческий фактор, процессы. Исключение составляют лишь форс-мажорные обстоятельства. 

Другая группа источников обусловлена нарушением бизнес-процессов. Например, последствием перевода средств в случае неверного указания банка-контрагента может стать так называемая непреднамеренная поставка денежных средств. Для возврата средств, перечисленных по ошибке даже в нормально работающий банк, придется приложить немало сил и времени. Что тогда говорить о возврате денег, направленных в проблемный банк или банк, в отношении которого открыто конкурсное производство? 

Еще одна группа источников возникновения операционного  риска, связанного с персоналом, —  это злоупотребление и мошенничество, которое происходит вследствие нечестности  сотрудника и недостаточного качества разработанных процедур и действий, исключающих возможность злоупотреблений. Для того чтобы состоялось мошенничество, необходимо, чтобы для этого существовала возможность. Наличие такой возможности  — это результат внутренних проблем  и ошибок. Примером мошенничества  может служить вовлечение кредитной  организации в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой, преднамеренное проведение сделок и сокрытие их результатов, наносящие ущерб банку. 

Другим проявлением  риска может стать концентрация знаний и опыта на одном человеке. Зависимость от ограниченного числа  сотрудников — одна из ключевых проблем банков. Достаточно часто  встречается ситуация, когда программист  становится «незаменимым», в его  отсутствие может остановиться технологический  процесс: немало банков несло потери, когда такой специалист неожиданно увольнялся по той или иной причине. 

Зависимость банка  от ограниченного числа сотрудников  проявляется и тогда, когда в  кредитной организации работает известный на рынке специалист или  группа специалистов. Хотя уход таких  специалистов из банка может в  краткосрочной перспективе и  не привести к прямым финансовым потерям, не исключены негативные последствия, которые проявятся со временем (влияние  на рейтинги, на оценку бизнеса со стороны  деловых партнеров). К сожалению, стандартных методов работы здесь  нет, хотя многое определяется условиями  заключенного со специалистом контракта  и корпоративной культурой организации. 

Значительные  убытки приносит банкирам и некачественная юридическая документация. Конечно, установленный в банках порядок  обязательного визирования юристом  договоров и процедур снижают  этот риск. Проблемы могут возникать  либо по причине недостаточной квалификации работников юридической службы, либо по причине их невнимательности. Кроме  того, много усилий приходится прилагать  для того чтобы своевременно вносить  изменения в документацию в условиях часто меняющегося законодательства. В этом случае проблема может быть решена с помощью установления мониторинга  нормативной базы, а также концентрации внимания юристов прежде всего на операциях, несущих значительный риск потери денежных средств, который определяется для каждого банка индивидуально, и установление индивидуального порядка рассмотрения для всех договоров, отличных от стандартных. 

Особо выделим  такой источник, как возможные  сбои в работе информационных систем или их некорректную работу, в том  числе из-за ошибок, возникающих  в компьютерных программах. Использование  информационных технологий помогает повысить эффективность процессов в банке. Однако они также являются источником операционного риска, причинами  возникновения которого могут быть и недоступность систем в нужное время из-за сбоев, связанных с  техническими неполадками, недостаточным  уровнем обеспечения безопасности подверженности атакам хакеров, неавторизованным доступом и вирусами, перебоями электропитания и др. 

Отсутствие плана  работы в случае сбоя информационных систем или низкое качество подобных планов также может привести к  существенным убыткам и задержкам  при принятии управленческих решений. У аналитиков любого банка должен быть расчет, во сколько банку обойдется  каждый день простоя, учитывая также  угрозу потери деловой репутации, возможный  риск ухода важных клиентов, которые  с трудом поддаются количественной оценке.  

Возможно, что  банку будет необходимо дать свое расширенное толкование определения  для того, чтобы ясно очертить круг задач и дать единую терминологическую  основу для коммуникации специалистов. По мере развития менеджмента операционных рисков банк будет расширять или  изменять первоначальное определение  и толкование операционного риска. 

Вероятно, выводом  из всего вышенаписанного может быть неоднократно повторенное в исторической литературе "предупрежден - значит, вооружен". Именно поэтому "концепция осознания рисков" (risk awareness) является основной в международной банковской практике, именно поэтому так важно понимание операционных рисков руководителями и сотрудниками банков.  


Информация о работе Виды операционных рисков