Венчурный капитал и возможности его использования в качестве финансирования предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:59, реферат

Описание работы

Венчурный капитал – это акционерный капитал, предоставляемый профессиональными фирмами (инновационные банки, венчурные фонды, венчурные предприятия и др.), которые инвестируют с одновременным управлением в демонстрирующие значительный потенциал роста частные предприятия в их начальном развитии, расширении и трансформациях.
Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". Сам термин "рисковый" подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма. И это на самом деле так. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 24.79 Кб (Скачать)

    «Венчурный капитал и возможности его использования в качестве финансирования предпринимательской деятельности»

 Венчурный капитал – это акционерный капитал, предоставляемый профессиональными фирмами (инновационные банки, венчурные фонды, венчурные предприятия и др.), которые инвестируют с одновременным управлением в демонстрирующие значительный потенциал роста частные предприятия в их начальном развитии, расширении и трансформациях.

      Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". Сам термин "рисковый" подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма. И это на самом деле так. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования.

      Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами (unquoted или unlisted companies) . Инвестиции направляются либо в акционерный капитал (equity investment или financing) закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита (debt financing), как правило, среднесрочный по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет.

     На практике, однако, наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита.

      Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций компании (во всяком случае, при первичном инвестировании). И в этом - его коренное отличие от "стратегического инвестора" или "партнера". Последний зачастую изначально желает установить контроль над компанией, интересующей его по тем или иным соображениям.

      Цель венчурного капиталиста иная. Приобретая пакет акций или долю, меньшую, чем контрольный пакет (minority position или stake), инвестор рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага (financial leverage) для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры (помните: joint venture). При этом, еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций (pre-money evaluation), риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. И второй и третий варианты считаются неудачами. Прибыль (capital gains) венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

     Разделение совместных рисков между венчурным инвестором и предпринимателем, длительный период "совместного проживания" и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей работы - слагаемые вполне вероятного, но не автоматического успеха. Однако, именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства.

Что же такое венчурное  финансирование?

    Существует множество определений того, что такое венчурное финансирование, но все они так или иначе сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

     Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и предпринимателем. В этом заключается одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой - окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемая венчурным инвестором прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли. 
 
 

Как работают венчурные  инвесторы

"... человек, которому  я не верю, не  смог бы получить  от меня денег  под все ценные  бумаги в христианском  мире." 
Дж. Пирпойнт Морган

       В центре любого инвестиционного проекта всегда находится предприниматель. Он общается не с неким обезличенным "венчурным капиталистом", а с таким же как и он сам предпринимателем, который управляет венчурным фондом. В основе этого бизнеса в большей степени, чем где бы то ни было еще лежат человеческие отношения. Взаимоотношения между двумя предпринимателями на сленге, принятом в среде венчурных капиталистов называются "people chemistry" (букв. "людская химия"). Сделка между этими людьми строится по принципу "выигрыш-выигрыш". Личная симпатия и общность взглядов на дальнейшее развитие бизнеса инвестора и предпринимателя при этом имеют едва ли не большее значение, чем выводы, полученные в ходе финансового или рыночного анализа.  

На  какие вопросы  нужно быть готовым  отвечать, общаясь  в венчурным инвестором:

  1. Каким бизнесом занимаетесь вы и ваша команда?
  2. Способны ли члены вашей команды добиваться поставленных целей?
  3. Что движет каждым членом вашей команды?
  4. Способна ли команда в целом выполнить описанные в бизнес-плане задачи?
  5. Каким образом ваша компания и продукция "вписываются" в ту отрасль, которую они обслуживают?
  6. Каковы тенденции развития вашего рынка?
  7. Каковы ключевые факторы успеха в вашем бизнесе?
  8. Каков совокупный объем продаж в вашей отрасли и каковы темпы изменения этого показателя?
  9. Какие изменения в вашей отрасли в наибольшей степени могут повлиять на прибыльность вашей компании?
  10. Каковы сезонные колебания в вашей отрасли?
  11. В чем заключаются особенные отличия вашего бизнеса?
  12. Почему вы считаете, что у вашего бизнеса высокий потенциал роста?
  13. Почему вы обращаетесь за инвестициями именно в настоящий момент?
  14. Почему на ваш взгляд ваш бизнес имеет шансы на успех?
  15. Какую пользу приносит ваша продукция или услуга?
  16. Какие конкретно проблемы потребителя решает ваш продукт или услуга?
  17. На каком этапе жизненного цикла находится ваш продукт?
  18. Как может повлиять на ваш бизнес и вашу продукцию появление новых технологических решений?
  19. Каким требованиям должен отвечать производимый вами продукт?
  20. В чем уникальность вашего бизнеса и продукции?
  21. Почему вы думаете, что сумеете выиграть в конкуренции с более крупными фирмами?
  22. На самом деле ваш продукт удовлетворяет неким специфическим требованиям покупателей?
  23. Есть ли у вашей продукции собственная торговая марка?
  24. Обращаются ли повторно к вам покупатели?
  25. Каким является ваш продукт: высоко или низкокачественным?
  26. Являются ли ваши клиенты конечными потребителями вашей продукции?
  27. Ваш продукт пользуется массовым или индивидуальным спросом?
  28. Кто ваши конкуренты?
  29. В чем преимущества ваших конкурентов по сравнению с вами?
  30. В чем ваши преимущества по сравнению с конкурентами?
  31. В чем конкретно проявляется конкуренция: в ценовой политике, обслуживании или послепродажном сервисе, в качественных характеристиках продукции?
  32. Существуют ли аналоги вашей продукции?
  33. Как в целом отражается конкуренция на вашей компании?
  34. Если вы планируете занять какую-то долю рынка, каким образом вы сумеете это осуществить?
  35. Что является наиболее существенным в вашем плане маркетинга?
  36. Ваша маркетинговая политика направлена в основном на расширение продаж или производства?
  37. Насколько важна реклама для вашего плана маркетинга?
  38. Как зависит объем продаж от рекламной политики?
  39. Как будет меняться ваш план маркетинга по мере насыщения рынка?
  40. Насколько необходимы прямые продажи?
  41. Какова емкость вашей клиентской базы?
  42. Кто ваш типичный покупатель?
  43. Сколько времени проходит между первым контактом с покупателем и самим актом продажи?
  44. Какими производственными мощностями вы располагаете?
  45. Где "узкие места" на вашем производстве?
  46. Насколько важен для вас контроль за качеством?
  47. Каков объем текущих запасов на настоящий момент?
  48. Вы ориентируетесь на серийный выпуск продукции или на выполнение индивидуальных заказов?
  49. Существуют ли какие-то специфические требования по безопасности на вашем производстве?
  50. Кто ваши поставщики и давно ли они находятся в бизнесе?
  51. Сколько у вас поставщиков?
  52. Испытываете ли вы затруднения с приобретением материалов и комплектующих?
  53. Какой у вас штат?
  54. Сколько еще людей потребуется в ближайшем будущем?
  55. Где вы планируете набирать новых сотрудников?
  56. Какова структура персонала: сколько штатных сотрудников, совместителей, управленцев, вспомогательного персонала, основных производственных рабочих?
  57. Во что вам обходится подготовка и обучение персонала?
  58. Ваши производственные рабочие - в основном квалифицированные или неквалифицированные специалисты?
  59. Существует ли в вашей отрасли профсоюз и какие у вас с ним взаимоотношения?
  60. Насколько изношено ваше оборудование?
  61. Сколько вы тратите в год на его содержание?
  62. Сколько средств в ближайшие 5 лет вам потребуется для инвестиций в основные средства?
  63. Каким оборудованием располагают ваши конкуренты?
  64. Вы арендуете используемое оборудование или являетесь его собственником?
  65. Каковы условия аренды?
  66. Есть ли задолженность по аренде?
  67. Сумеете ли вы выполнить свой бизнес-план, используя только имеющееся оборудование?
  68. Если вы планируете расширяться, возникнет ли необходимость переезда на новые площади?
  69. Кто владеет патентом?
  70. Имеется ли лицензионное соглашение между вами и патентовладельцем?
  71. У кого еще, кроме вас, есть лицензии?
  72. Ведете ли вы научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)?
  73. Сколько ежегодно вы расходуете на НИОКР?
  74. Как повлияют результаты НИОКР на последующие продажи?

Разумеется, это  далеко не исчерпывающий перечень вопросов, которые обычно задает венчурный  инвестор. На часть из них более подробно может ответить бизнес-план, частично вы проясните ситуацию в ходе многочисленных личных встреч с управляющими фондом. В России, однако, нужно быть готовым ответить еще на ряд дополнительных вопросов, к примеру:

  1. Откуда вышли вы и члены вашей команды?
  2. Кто еще является акционером (соучредителем) и каковы ваши взаимоотношения с ними?
  3. Совпадают ли ваши собственные устремления с целями других акционеров?
  4. Каковы ваши реальные обороты и прибыль, и как они распределяются?
  5. Какие способы вы применяете для минимизации налогообложения?
  6. Насколько квалифицированы ваши бухгалтеры, чтобы уберечь ваш бизнес от возможных начетов со стороны проверяющих органов?
  7. Какие у вас взаимоотношения с контролирующими государственными органами?
  8. Как обстоят дела с платежами в вашей отрасли?
  9. Каким образом с вами расплачиваются ваши клиенты: деньгами, денежными эквивалентами, бартером, взаимозачетами?
  10. Насколько безнадежна ваша дебиторская задолженность?
  11. Есть ли у вас займы от частных лиц и какие проценты по ним вы платите?
  12. Кто ваши кредиторы и какие у вас с ними взаимоотношения?
  13. Насколько защищен ваш бизнес от возможных посягательств на него и во что вам это обходится?
  14. Каковы ваши личные цели?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Ростовский  государственный  экономический университет (РИНХ)» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

«Венчурный  капитал и возможности  его использования  в качестве финансирования предпринимательской  деятельности» 
 
 
 

Выполнил  студент 3 курса

Группа  ФКZV 532 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону, 2011г.

Информация о работе Венчурный капитал и возможности его использования в качестве финансирования предпринимательской деятельности