Управление прибылью и рентабельностью фирмы

Автор: z************@ukr.net, 26 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике предопределил изменение требований к методам управления, используемых в современных организациях. Возникла необходимость в формировании умения быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды, чтобы поддерживать устойчивость финансового состояния, постоянно совершенствовать производственный процесс и следить за изменениями конъюнктуры рынка.

Содержание

Введение
Понятие о прибыли и рентабельности как основных результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Показатели и методика анализа прибыли и рентабельности
Анализ деловой активности строительной организации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин менедж.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

     При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

     По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

     Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и ее результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

     В следующей мы рассмотрим  показатели и методику анализа  прибыли и  рентабельности. 

3. Показатели и методика анализа прибыли и рентабельности

     Важной  составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс изучения тенденций формирования и использования прибыли, выявления возможностей повышения эффективности деятельности организации на основе управления прибылью и формирования того комплекса мероприятий, которые будут способствовать максимально возможному улучшению эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков: по направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования. Анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли; анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

     По  организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

  • внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
  • внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам  деятельности можно выделить следующие  формы анализа прибыли:

  • анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе);
  • анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
  • анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

  • полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
  • тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли;
  • влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).

По периоду  и глубине проведения выделяют:

  • предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
  • оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

   Цель  анализа прибыли состоит в  выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.

     Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких  как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для предприятия в данной ситуации. В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др. Мы рассмотрим показатели рентабельности.

       Показатели рентабельности отражают различные аспекты деятельности предприятия, в связи с чем их разделяют на показатели, характеризующие:

1)  окупаемость  затрат;

2)  прибыльность  продаж;

3)  доходность  капитала и его частей.

     Показатели  рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

     1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства  и инвестиционных проектов;

     2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

     3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой ( Пб ) или чистой прибыли (Пч )  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

       или

     Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (РП). Характеризует  эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

     

     Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

     

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет вид:

     

     Расчет  влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

     Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции . Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

     

     

     Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности продаж . Детерминированная  факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

     

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

     

     Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции ( V РП), ее структуры (УД i ) , себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Ц i ) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

     Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

     И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

     Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

     

     Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.1)

       

     Показатели  рентабельности могут быть выражены как в коэффициентном виде, так  и в виде процентов, отражая долю прибыли, полученной с каждой осуществленной денежной единицы затрат. Показатели рентабельности являются теми показателями, которые отражают результаты хозяйственной деятельности более полно, чем показатели прибыли, так как являются качественными и отражают соотношение между доходами и обусловленными ими расходами. Отражая эффективность работы предприятия в целом, а также и уровень доходности каждого отдельного направления деятельности предприятия, показатели рентабельности являются основой для оценки эффективности деятельности предприятия. Иногда коэффициент рентабельности вычисляется в виде отношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общему капиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существует устойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерия можно выбирать любой из них. 6 
 

    3.Анализ  деловой активности строительной  организации

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью фирмы