Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа
Введение Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Национальном банке Украины. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.
\u Введение. 3
1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков. 5
2. Методы управления привлеченными средствами банка. 7
2.1 Определение депозитной ставки. 10
3. Особенности управления заимствованными средствами банка. 15
3.1 Займы в центральном банке. 16
3.2 Межбанковский рынок. 18
3.3 Операции РЕПО.. 20
3.4 Международные финансовые рынки. 21
3.5 Рынок депозитных сертификатов. 22
3.6 Рынок коммерческих бумаг. 24
3.7 Займы в небанковском секторе. 25
4. Особенности процесса управления недепозитными источниками средств. 26
Выводы.. 28
Курсовая на тему
Управление пассивными операциями коммерческого
банка
Министерство образования и науки Украины
Запорожская государственная инженерная академия
Факультет ЭП
Финансовый менеджмент
Курсовая работа
Управление пассивными операциями коммерческого банка
Выполнила студентка
V курса гр. ЭП99/2З
Кадушкина Ю.А.
Научный руководитель
__________________________
Запорожье 2005
Содержание
\u Введение. 3
1. Структура и
общая характеристика
2. Методы управления
привлеченными средствами
2.1 Определение депозитной ставки. 10
3. Особенности управления
заимствованными средствами
3.1 Займы в центральном банке. 16
3.2 Межбанковский рынок. 18
3.3 Операции РЕПО.. 20
3.4 Международные финансовые рынки. 21
3.5 Рынок депозитных сертификатов. 22
3.6 Рынок коммерческих бумаг. 24
3.7 Займы в небанковском секторе. 25
4. Особенности процесса
управления недепозитными
Выводы.. 28
Литература. 30
Введение Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы – Национальном банке Украины. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.
Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных средств. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.
Ресурсы коммерческих
банков представляют собой
Пассивные операции коммерческого банка – это операции, посредством которых формируются банковские ресурсы. Они делятся на собственные и привлеченные. Большое значение имеют пассивные операции, в результате которых образуется собственный капитал банка. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Основными источниками собственного капитала являются: акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.
Все изложенное
объясняет актуальность темы
управления пассивными
1. Структура и
общая характеристика
Пассивные операции
играют важную роль для
Существуют четыре
формы пассивных операций
а) взносы в уставный фонд (продажа паев и акций первым владельцам);
б) отчисления
от прибыли банка на
в) депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);
г) внедепозитные операции.
Пассивные операций позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций (а, б) формируется первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две формы (в, г) пассивных операций образуют вторую крупную группу ресурсов — заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.
Собственные ресурсы
банка представляют собой
Структура собственных
средств разных банков
Привлеченные
средства банков покрывают
К пассивным
кредитным операциям прежде
Депозитными называются
операции банков по
В качестве
субъектов депозитных операций
могут выступать:
Объектами депозитных
операции являются депозиты —
суммы денежных средств,
По срокам депозиты
принято подразделять на две
группы: депозиты до востребования;
срочные депозиты (с их разновидностями
— депозитными и
Срочные банковские депозиты — это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада.
К недепозитным
источникам привлечения
2. Методы управления
привлеченными средствами
К привлеченным средствам банка принадлежат остатки средств на текущих, бюджетных и расчетных счетах клиентов, сберегательные и срочные вклады физических и юридических лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а также средства на корреспондентских счетах других банков (лоро-счета). В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства — депозитными обязательствами.
Целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления — стоимость привлеченного средства и их объем.
Для обеспечения
желательной структуры,
Сущность ценовых
методов состоит в
Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как проведения лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.
Неценовые методы
управления основываются на
Быстрое развитие неценовых методов управления наблюдалось в США после принятия в 1933 году Закона Гласса-Стигалла, которым запрещались выплаты процентов по чековым счетам и централизованно устанавливалась верхняя граница депозитных ставок. Целью таких ограничений была защита банков от чрезмерной конкуренции в сфере привлечения средств, которая будто бы могла привести их к банкротству. Но, как показала практика, такое регулирование не дало желательных следствий и конкурентная борьба продолжалась средствами установления скрытых ставок и поиска новых методов привлечение средств, таких как выпуск коммерческих бумаг. Лишь в 1980 году Конгресс США принял Закон про дерегулирование депозитных учреждений, которым снимались ограничение относительно уровня выплат по депозитам. Итак, объективная необходимость поиска новых источников и способов финансирование оказывала содействие усовершенствованию неценовых методов управления привлеченными средствами.
Информация о работе Управление пассивными операциями коммерческого банка