Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:08, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать теорию кредитного риска, определить риски сопутствующие кредитным сделкам, проанализировать методы управления и оценки риска. Выделить наиболее эффективные методы управления рисками, методы управления рисками, позволяющие их максимально уменьшить. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОГО РИСКА
1.1. Сущность и классификация кредитного риска 5
1.2 Организация управления кредитными рисками в банке 13
1. 3.Способы минимизации кредитного риска 26
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В АБ «БРОКБИЗНЕСБАНК»
2.1 Анализ кредитного рынка Украины 37
2.2 Анализ финансового состояния АБ «Брокбиізнесбанк» 43
2.3. Практика управления кредитным риском в АБ «Брокбизнесбанк»
50
3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ
РИСКОМ
3.1 Применение скоринга для оценки кредитного риска 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7
Таблица 2.7
Распределение
заемщиков по классам соответственно
суммы набранных баллов
Клас | А | Б | В | Г | Д |
Для юридических лиц | Не менш як 6 балів | Не менш як 5 балів | Не менш як 4 балів | Не менш як 2 балів | менш як 2 балів |
Для физических лиц | Не менш як 6 балів | Не менш як 4 балів | Не менш як 2 балів | Не менш як 1 балів | 0 балів |
Для банкивських установ | Не менш як 10 балів | Не менш як 8 балів | Не менш як 6 балів | Не менш як 3 балів | Менш як 3 балів |
Ранжування
классов от А к Д отвечает характеристикам
финансового состояния
При оценке кредитов юридических лиц баллы предоставляются за параметрами:
1. Обеспечения ( залог-4, порука-3, бланковый-0);
2. Наличие прибыли или убытка за отчетной период (прибыль-1,убыток - -1);
3. Клиент банка или нет (так-2, ни -2);
4.
Выполнения обязательств
5.
Эффективность управления
6.
Соблюдения финансовых
7. Рыночная позиция заемщика (добрая-2, недобрая-0).
При оценке кредитов физических лиц баллы предоставляются за параметрами :
- Обеспечения (залог-4, порука-2, без обеспечения-0);
-
Прибыль или материальное
- Контакт с банком (постоянный-3, тесный-2, по необходимости-1, отсутствующий-0);
- Социальная
стабильность клиента (высокая-
После
подсчета суммы баллов по каждой ссуде
и определения характера
По всей видимости, методика оценки кредитного портфеля учреждениями АБ «Брокбизнесбанк» есть довольно простоя. Недостатком ее можно назвать абстрактность отдельных показателей и критериев их определения. Например, какое соотношение материального состояния заемщика и суммы кредита следует считать низким или средним, как ли определить рыночную позицию заемщика. Довольно маленький вес при расчетах получает критерий "прибыльность-убыточность". Данная методика служит характерным примером адаптации банком оценочных критериев к практическому применению, о которую шла речь раньше.
Использования
резервов для возмещения убытков
осуществляется лишь в том случае,
если заем признанная безнадежным к взысканию.
В любом случае использования резервов,
созданных за счет банка, для погашения
убытка носит характер компенсации кредитного
риска, а не его минимизации. Резервы
по кредитам - это пассивный способ защиты
от риска, он ни в коем случае не влияет
на вероятность непогашения займа клиентом.
Независимо от того что объем зарезервированного
средства имеет банковское учреждение,
состояние заемщика и его кредитоспособность
могут ухудшиться или улучшиться. Поэтому
внимание кредитного инспектора АБ «Брокбізнесбанк»
должна акцентироваться на улучшении
риска-менеджмента самого банка.
3. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ
РИСКОМ
3.1 Применение
скоринга для оценки кредитного риска
Повышение прибыльности кредитных операций непосредственно связан с качеством оценки кредитного риска. В зависимости от классификации клиента по группам риска банк принимает такие решения: следует ли выдавать кредит, который лимит кредитования и которое проценты надо устанавливать.
В практике существует два основных метода оценки риска кредитования, которые могут применяться как в отдельности, так и в объединении один из одним: субъективный вывод экспертов или кредитных инспекторов; автоматизированные системы скорингу.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории предыдущих клиентов банк старается определить вероятность своевременного возвращения кредита конкретным заемщиком[19,21].
В данное время скоринг стаэ все более популярным не тыльки при оцынцы риска при разных видах кредита, но и в других областях: маркетинга (для определения вероятности, которая именно эта группа клиентов будет пользоваться этим видом продукции), при работе с должниками (если клиент задерживается с очередным платежом, который метод влияния будет наиболее эффективным), при выявленные мошенничества с кредитными карточками, при определенные вероятности перехода клиента к конкуренту и т.п..
В западной банковской системе когда лицо обращается за кредитом, банк может располагать такой информацией для анализа:
Кредитные аналитики оперируют такими понятиями: «характеристики» клиентов (в математической терминологии - сменные, факторы) и «признака» - значения, которые принимает сменная. Если вообразить себе анкету, которую заполняет клиент, то характеристиками есть вопрос анкеты (возраст, роде шей состояние, профессия), а признаками - ответа на эти вопросы.
В простейшем виде скорингова модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате выходит интегральный показатель (score ), чем он высший, тим высшая надежность клиента, и банк может классифицировать своих клиентов за уровнем возрастания кредитоспособности.
Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с числовым порогом или линией распределения, которое, в сущности говоря, есть линией безубыточности и рассчитывается из отношение, сколько в средних нужно клиентов, которые своевременно платят, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии не выдается.
Скоринг выделяет характеристики, которые наиболее связанные с ненадежностью, или наоборот, с надежностью клиента. Неизвестно ли возвратит заемщик кредит, но поскольку в прошлом лица такого возраста и профессии, с таким самым уровнем доходов не возвращали кредит, то клиенту, который отвечает этим характеристикам кредит не дадут[18,34].
В этом состоит дискриминационный (не в статистическому, а в социальном значении этого слова) характер скорингу, то есть если лицо за формальными признаками близкое к группе с плохой кредитной историей, то кредита ей не дадут. Поэтому даже при очень высокому равные использования автоматизированных систем скорингу происходит субъективное вмешательство в случае, когда кредитный инспектор располагает дополнительной информацией, которая доказывает, что лицо классифицированная как ненадежная и наоборот.
Что есть важнейшим для прогнозирования кредитного риска? В Большой Британии чаще всего используются такие характеристики: возраст; количество детей; профессия; профессия мужчины (жены); доход; доход мужчины (жены); район проживания; стоимость жилья; наличие телефона; сколько лет проживает по указанному адресу; сколько времени работает на указанном месте работы; сколько лет есть клиентом банка; наличие кредитной карточки/чековой книжки.
В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связанные с вероятностью дефолта - вероятностью, что заемщик не возвратит кредит или задержится с выплатой, будет отличаться в силу национальных экономических и социально-культурных особенностей. Чем более однородная популяция клиентов, на которой разрабатывается модель, тем точніше прогнозирование дефолта. Поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель с одной страны в другую или с одного банка в другого. Даже внутри одного банка существуют разные модели для разных групп клиентов и разных видов кредита.
Чтобы иметь возможность сравнивать клиентов с разными признаками и принимать решение о кредитование не интуитивно, а на основе формализованных критериев, непосредственно связанных с вероятностью дефолта, необходимо построить математическую модель, которая разрешит оценить, какая информация есть важной, а на которую можно не обращать внимания[14].
С целью построения модели сначала создается выборка клиентов кредитной организации, о которые уже известно, красивыми заемщиками они себя зарекомендовали или нет, иногда такая выборка называется «учебной». Она может варьироваться от нескольких тысяч к сотне тысяч, которая не является проблемой на Западе, где кредитный портфель компаний может состоять из десятков миллионов клиентов. Выборка подразделяется на две группы: «красивые» и «плохие» риски. Это оправданно в том смысле, что банк при принятии решения о кредитование на первом этапе решает: предоставлять кредит или нет. При всей условности определений «красивый»/ «плохой», это именно те сроки, которые используются кредитными аналитиками.
Определения «плохого» риска может быть разной в зависимости от политики банка, в Западной Европе «плохим» риском считается клиент, который задерживается с очередной выплатой на трех месяцы. Иногда к «плохому» риску относятся клиенты, которые слишком рано возвращают кредит, и банк не успевает ничего на них заработать.
Таким образом, скоринг представляет собой классификационная задача, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, которая наиточнее разделяет выборку клиентов на «плохих» и «красивых».
Но предварительно необходимо превратить имеющуюся информацию в форму, которая поддается анализу. Существует два основных подхода, которые пригодные для работы как с количественными, так и с качественными характеристиками:
1.Превратить каждый признак в отдельную двойную сменную. Этот подход неудобный потому, что приводит к большому количеству сменных, хотя он не навязывает дополнительных отношений между зависимыми и независимыми сменными.
2.Превратить каждую характеристику в сменную, которая будет принимать значения, которые отвечают отношению количества «плохих» клиентов с данным признаком к количеству «красивых» клиентов с этим же признаком. Более осложненный вариант - взять логарифм этого отношения. Таким образом, каждый признак получает числовую величину, которая отвечает уровню его «рискованности».
Методы собственно классификации очень разнообразные и содержат в себе:
- статистические методы, основанные на дикримінантному анализе (линейная регрессия, логистична регрессия);
- разные варианты линейного программирования;