Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 20:35, курсовая работа
Цель курсовой работы- проанализировать управление финансовыми рисками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы финансовыми рисками
- проанализировать методы управления рисками и определить организацию риск- менеджмента
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав, заключения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы управления финансовыми рисками………………….5
1.1 Сущность финансовых рисков……………………………………………..5
1.2 Классификация финансовых рисков…………………………………….…7
1.3 Система управления рисками, функции риск- менеджмента……….….12
2.Управление финансовым риском и организация риск- менеджмента……..18
2.1 Основные методы управления финансовыми рисками…………….…...18
2.2 Этапы организации риск- менеджмента…………………………………23
2.3 Риск-менеджмент на российских предприятиях………………………...27
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...35
Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска. На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующей главе.
При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т.е. своих работников.
Экстраверсия - есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.
Интроверсия - это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
1.проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
2. разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;
3.сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;
4. определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;
5. разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;
6. осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;
7. разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;
8. выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
9. ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.
В числе внешних факторов, определяющих организационную основу риск-менеджмента на предприятии (изменчивость цен, глобализация товарных и финансовых рынков, налоговая асимметрия, технологические достижения и др.), на наш взгляд, следует выделить усиление для российских предприятий фактора глобализации. Это приведет к росту для российских товаропроизводителей конкуренции, как на внешних, так и на внутренних (российских) товарных рынках, что неминуемо отразится на росте степени проявления различных предпринимательских и финансовых рисков в их деятельности. На организацию риск-менеджмента на конкретном предприятии естественно влияют и факторы внутреннего порядка, такие как потребность в ликвидности, нерасположенность к риску, агентские издержки и другие.
Следует отметить, что внешние и внутренние факторы организации риск-менеджмента на предприятии взаимосвязаны, то есть имеется определенная корреляция между ними. Это связано с тем, что и сами различные виды рисков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, в частности усиление глобализации может повлечь за собой увеличение налоговой асимметрии, вызванное протекционистскими действиями государства в отношении отдельных отраслей и производств отечественной экономики. В качестве другого примера может служить влияние фактора роста технологической оснащенности на усиления фактора изменчивости цен, а также влияние последнего на рост потребности в ликвидности.
Следует
также отметить, что конкретная модель
организации риск-менеджмента
Становление и развитие риск-менеджмента на российских предприятия в значительной степени зависит от наличия соответствующих условий по подбору профильных специалистов. К сожалению, в настоящее время в России отсутствует налаженная система подготовки и переподготовки специалистов по управлению предпринимательскими и финансовыми рисками. В некоторых учебных заведениях (в частности АНХ при Правительстве РФ и др.) предпринимаются попытки по переобучению экономистов и финансистов в финансовых инженеров в рамках программ повышения квалификации. Но этого недостаточно: нужна цельная программа профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент на предприятии», которая позволила бы осуществить целевую подготовку риск-менеджеров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики.
В
определенной мере решение кадровой
проблемы видится и в пересмотре
вузами своих учебных планов обучения
по экономическим специальностям с
введением как новых дисциплин
(таких как «Финансовая
Для нефинансовых предприятий и организаций поучителен накопленный опыт организации риск-менеджмента в финансовых компаниях и особенно в кредитных организациях. Речь идет, прежде всего, об опыте работы отделов внутреннего аудита и экономического анализа российских коммерческих банков. Конечно, в отличие от кредитных организаций, у нефинансовых компаний нет надзорного государственного органа типа Центрального банка РФ, который осуществляет меры по соблюдению коммерческими банками условий минимизации их совокупных рисков. Тем не менее, сам подход по созданию специализированных структурных подразделений по управлению рисками вполне применим и нефинансовыми предприятиями.
Организация
риск-менеджмента на нефинансовых предприятиях
вполне реальна через создание в
рамках существующей финансовой службы
предприятия
Пример.
Предприниматель стоит перед выбором сколько закупить товара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц товара затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 единиц товара затраты составят 1200 руб. за единицу. Предприниматель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убыток его операции. При продаже товара вероятность составляет "50 на 50", т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.
Прибыль составит при продаже 500 единиц товар; 500 тыс.руб. [500 (3000 - 2000)]; при продаже 1000 единиц товара - 1800 тыс.руб. [1000 (3000 - 1200)] средняя ожидаемая прибыль - 1150 тыс.руб. (0,5 ) х500+ 0,5х1800).
Ожидаемая стоимость информации при условии определенности составляет 1150 тыс.руб., а при условии неопределенности (покупка 1000 единиц товара) составит 900 тыс.руб. (0,5 х 1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс.руб. (1150-900).
Следовательно, для более точного прогноза необходимо получить дополнительную информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс.руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.
Пример. Анализ рентабельности предприятия как одной из составляющих риска неплатежеспособности.
Как
пример рассмотрим ОАО, специализирующееся
на выпуске машиностроительной продукции,
предназначенной для
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице .
Таблица
1-Показатели для расчёта рентабельности.
(тыс. руб).
Показатели | Код стр. | 2 года ранее отчетного | предыдущий год | отчетный год |
1.Прибыль балансовая | 140 (Ф №2) | 2402 | 2188 | 2777 |
2.Прибыль чистая | 140-150
(Ф №2) |
1864 | 1491 | 2207 |
3.Среднегодовая стоимость имущества | 399 (Ф №1) | 175748 | 214164 | 242009 |
4.Собственные средства | 490 (Ф №1) | 146727 | 178055 | 177846 |
5.Доходы
от участия в других |
080 (Ф №2) | - | - | - |
6.Долгосрочные финансовые вложения | 140 (Ф №1) | 24 | 22 | 152 |
7.Долгосрочные заёмные средства | 590 (Ф №1) | - | - | - |
Информация о работе Управление финансовым риском и организация риск- менеджмента