Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:28, реферат
Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Вывод.
В условиях падения деловой активности
(снижения объема продаж и прибыли)
предпринимательский и
В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж*. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т. е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).
Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:
Стандартные условия задачи
Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие – остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые – к постоянным.
Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.
1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:
2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:
Цифры расскажут все
Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности – область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.
Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличени-ем объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.
Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.
График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.
Пример 1
Выручка от реализации (S = pxq) – 2000 млн долл.
Постоянные издержки (Cf) – 400 млн долл.
Переменные издержки (Cv = cvxq) – 1500 млн долл.
Необходимо определить:
1) точку безубыточности;
2) какая
операционная прибыль
Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:
qкр = Cf / (p – cv)
p x qкр = Cf x q x p / ((p – cv) x q)
qкр = Cf x S / (S – Cv)
qкр = (400 x 2000) / (2000 – 500) = 1600 шт.
Таким образом, точка безубыточности равна 1600 штукам. Это объем, при выпуске которого компания получает нулевую операционную прибыль.
Общая
формула для определения
Jпр = ((p – cv) x q) / ((p – cv) x q – Cf) , где
Jпр – операционный леверидж;
р – цена единицы продукции;
cv – переменные издержки на единицу продукции;
q – объем продаж;
Cf – постоянные издержки;
(p – cv)xq – Cf – операционная прибыль компании.
Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%.
Jпр = (2000 – 1500) / (2000 – 1500) – 400 = 5.
Операционная прибыль упадет на 75% (5x15%).
Операционный рычаг управления прибылью
Базовым элементом концепции левериджа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, фирма терпит убытки. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли. Следующие данные позволяют проиллюстрировать природу операционного левериджа.
Пример 2
В компании следующая структура затрат: постоянные издержки – 100 000 долл., доля переменных – 60%. Рассмотрим действие операционного левериджа.
Данные
таблицы 1 иллюстрируют прибыль или
убытки при растущем уровне продаж,
а также сравнение
Согласно
приведенным данным, начиная с
точки безубыточности (прибыль равна
нулю), в результате первых 20% увеличения
объемов продаж происходит значительный
рост прибыли, поскольку оно начинается
с нулевого уровня. Следующие 20% повышения
объемов продаж увеличивают прибыль
на 120% относительно предыдущего показателя,
а дальнейший рост продаж – только
на 65% по сравнению с предшествующим
уровнем. Эффект рычага снижается по
мере того, как объем продаж увеличивается
по сравнению с уровнем
Леверидж, безусловно, действует в обоих направлениях. Заметим, что в результате падения объемов продаж с 200 000 до 100 000 долл, то есть на 50%, компания терпит убытки в трехкратном размере.
Из этого можно сделать вывод, что компании, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже – может привести к отрицательным результатам.
Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда компания уверена в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.
Три фактора экономической выгоды
Возможность управлять долей постоянных издержек в совокупных расходах в значительной степени зависит от отрасли. Отдельные секторы экономики в силу технологических особенностей имеют более высокие постоянные затраты. Это электроэнергетическая, нефтегазовая отрасли, сталелитейные, телефонные компании, а также отрасли с высокими затратами на НИОКР – автомобилестроение, производство компьютеров и проч. Однако и в них необходим учет эффекта операционного левериджа при выборе инвестиционной политики.
Следующий пример показывает зависимость прибыли от изменения объемов продаж. Однако на значение прибыли влияют, помимо объема продаж, еще три фактора: постоянные и переменные издержки, а также цена. Покажем, как изменение каждого из названных факторов отражается на финансовом результате компании. При этом соблюдается следующий принцип: все факторы, влияющие на прибыль, остаются постоянными, кроме одного, который меняется с определенным интервалом.
Пример 3
Цена единицы продукции (p) = 26 долл.
Объем продаж (q) = 10 000 шт.
Постоянные издержки (Cf) – 75 000 долл.
Переменные издержки на единицу продукции (cv) – 16 долл.
В таблице 2 показаны абсолютные значения. Для большей наглядности рассчитаем относительные показатели (операционный рычаг) по каждому фактору:
Jon (q) = ((p – cv) x q) / P
Jon (p) = p x q / P
Jon (cv) = cv x q / P
Jon (Сf) = Cf / P
Jon (q) = ((26 – 16) x 10 000) / 25 000 = 4
Jon (p) = 26 x 10 000 / 25 000 = 10,4
Jon (сv) = 16 x 10 000 / 25 000 = 6,4
Jon (Cf) = 75 000 / 25 000 = 3
Итак, вывод, который мы можем сделать, опираясь на полученные данные, следующий. Прибыль наименее чувствительна к изменению постоянных издержек, следовательно, наименее рискованные управленческие решения лежат в данной области. При изменении цены необходимо проводить комплексный маркетинговый анализ, более глубокое изучение внешней среды компании, а также нужно реально оценивать риски получения убытков. При наращивании объемов продаж необходимо правильно оценить емкость рынка и собственные производственные мощности. Для изменения переменных издержек изучению подлежат внутренние бизнес-процессы компании и технология производства, влияющая на нормы расхода на единицу продукции.
Я рассмотрела
самые простые взаимосвязи
* Leverage (англ.) – действие рычага, система для достижения цели.
Таблица
1. Колебания прибыли в | ||||||||
Объем продаж, $ | Переменные расходы, $ | Постоянные расходы, $ | Прибыль (убыток), $ | Увеличение по сравнению с предшествующим шагом, % | ||||
Продажи | Прибыль | |||||||
100 000 | 60 000 | 100 000 | -60 000 | |||||
200 000 | 120 000 | 100 000 | -20 000 | 100 | ||||
250 000 | 150 000 | 100 000 | 0 | 25 | ||||
300 000 | 180 000 | 100 000 | 20 000 | 20 | не определено | |||
360 000 | 216 000 | 100 000 | 44 000 | 20 | 120 | |||
432 000 | 259 000 | 100 000 | 72 800 | 20 | 65 | |||
Таблица 2. Влияние трех факторов на финансовый результат | ||||||||
Показатели | Ожидаемый вариант развития | Изменение цены на 20% | Изменение постоянных издержек на 20% | Изменение переменных издержек на 20% | ||||
рост | снижение | рост | снижение | рост | снижение | |||
Точка безубыточности | 7500 | 4934 | 15 625 | 9000 | 6000 | 11 030 | 5682 | |
Прибыль (Р) |
Информация о работе Управление финансовым и операционным рычагом