Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирования дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

РЕЗЮМЕ….………………………………………………………………………….…3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………………………………………7

1.1.Сущность и классификация дебиторской задолженности……….....7
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью………………….……………………………………...11
2.МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………15
2.1.Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………….…15
2.2.Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных
показателей дебиторской задолженности………………………………..18
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………………………..20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая Дебиторка.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Сметный контроль активов, обязательств и собственного финансирования позволяет своевременно выявить превышение сметы или недостаточное финансирование, способствует повышению эффективности контроля платежеспособности и объединяет показатели доходов, расходов и денежных потоков с показателями бухгалтерского баланса (через изменения остатков задолженности). Одним из центральных показателей самофинансирования является размер чистого оборотного капитала.

     Обобщение информации о показателях бюджета  продаж и графика оплаты продукции осуществляется в бюджете движения денежных средств, в котором содержится информация о движении денежных средств, потребности в источниках финансирования, приросте дебиторской и кредиторской задолженности.

 

  

3. Совершенствование  управления дебиторской  задолженностью

 

     Для ускорения перевода дебиторской  задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности.

     Выделяют  два вида рефинансирования дебиторской  задолженности – факторинг и форфейтинг.

     Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором. Отличие Фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, то есть поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.

     Факторинг представляет собой разновидность  торгово-комиссионной операции, которая  включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

     В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

     - факторинг с уплатой, который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;

     - факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. Также поставщик уплачиваетфФактору плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.

     В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны поставщик, покупатель и фактор

     При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.

     Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.

     Факторинг бывает как открытый (disclosed factoring) так и закрытый(undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.

     Факторинг-незаменимый  финансовый инструмент для новых  и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг-беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.

     Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:

     - возможность пополнения оборотных средств;

     - ускорение оборачиваемости оборотных средств;

     - расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;

     - предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;

     - рост объема продаж, а значит рост прибыли;

     - улучшение структуры баланса-появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров;

     Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфейтинг получил распространение в конце 1950х- начале 1960-х г.г. в связи с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.

     Форфейтинг осуществляется по такой схеме: Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. По своей сути форфейтинг похож на международный факторинг. 

 

     

Библиографический список

 
  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой организации / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  4. Григорьева, Е.М. Финансы корпораций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. М. Григорьева, Е. Г. Перепечкина. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 285 с. - (Серия Финансы и налоги)
  5. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент: конспект лекций / Н.Б. Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. – 166 с.
  6. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. / О.В. Ефимова – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. – 528 с.
  7. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 335 с.
  8. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016 с.
  9. Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент, 2009. - №3
  10. Хромов, М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг / М.Ю. Хромов. – СПб.: Питер, 2008. – 205 с.
  11. Экономический анализ активов организации: учебник / Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исаенко, В.А. Лубков [и др.]; под ред. Д.А. Ендовицкого. - М.: Эксмо, 2009. - 606 с. - (Полный курс МВА)

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью