Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:40, доклад

Описание работы

Термин транснациональная корпорация (multinational corporation) используется для характеристики фирмы, которая действует в двух или более странах. В период после второй мировой войны развились новые и фундаментально отличающиеся формы международной коммерческой деятельности, и они весьма сильно способствовали росту экономической и политической взаимозависимости в мире.

Работа содержит 1 файл

Транснациональные корпорации.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

Транснациональные корпорации

Термин транснациональная корпорация (multinational corporation) используется для характеристики фирмы, которая действует в двух или более странах. В период после второй мировой войны развились новые и фундаментально отличающиеся формы международной коммерческой деятельности, и они весьма сильно способствовали росту экономической и политической взаимозависимости в мире. Сейчас вместо простой покупки ресурсов у зарубежных концернов транснациональные фирмы осуществляют прямые инвестиции в полностью интегрированные операции, начиная с добычи сырьевых материалов, производства готовых изделий и кончая поставкой своих товаров потребителям во всем мире. Сегодня сеть транснациональных корпораций контролирует значительную и все возрастающую долю мирового рынка технологических, маркетинговых и производственных ресурсов.

Компании становятся международными по следующим причинам.

1. Поиск новых рынков.

После того как  компания насытила местный рынок, часто  возможностей для роста гораздо  больше за рубежом. Таким образом, такие  переросшие внутренний рынок фирмы, как “Соса-Со1a” и “McDonalds”, активно вышли на зарубежные рынки, а такие иностранные фирмы, как “Sony” и “Toshiba”, а настоящее время доминируют на рынке потребительской электроники в США.

2. Поиск источников  сырья.

Неудивительно, что многие нефтяные компа-нии США, такие как “Exxon”, имеют множество дочерних компаний во всем мире, чтобы гарантировать доступ к базовым ресурсам, необходимым для поддержания основного вида бизнеса компании.

3. Поиск новых технологий.

Ни одна страна не имеет доминирующих преимуществ по всем видам технологий, поэтому компании рыщут по всему земному шару за передовыми научными и инженерными идеями. Например, “Xerox” начала производить в США более 80 различных копировальных машин, которые были разработаны и построены на ее совместном предприятии “Fuji Xerox” в Японии. Аналогично разновидность суперконцентрированного моющего средства, впервые опробованного “Procter and Ganble” и Японии в ответ на продукцию конкурента, сейчас продается под названием “Ariel” в Европе и под марками “Cheer” и “Tide” в США.

4. Поиск путей повышения  эффективности производства.

Компания из стран с высокими производственными  затратами перемещают свое производство в страны, где аналогичные затраты  низки. Например, “General Electric” имеет завод полного цикла по производству продукции и сборочные производства в Мексике, Южной Корее и Сингапуре, а японские промышленные компании перемещают часть своего производства в страны с низкими затратами в бассейне Тихого океана. Даже фирма BMW в ответ на высокие производственные затраты в Германии объявила, что она строит завод в штате Южная Каролина. Способность перенести производство из одной страны в другую, имеет важное значение для стоимости рабочей силы во всех странах. Например, когда “Xerox” угрожала перенести свой завод по ремонту копировальных машин в Мексику, ее профсоюз в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, согласился разработать мероприятия по улучшению нормирования работы и росту производительности труда ради сохранения производственных мощностей в США. Некоторые транснациональные компании почти ежедневно принимают решения о том, куда переносить производство. Когда “Dow Chemical” заметила, что в Европе снижается спрос на некоторые растворители, компания уменьшила их выпуск на заводе в Германии и перенесла сюда производство другого химиката, который до этого импортировался из США. Полагаясь при принятии такого решения на сложную компьютерную модель, “Dow Chemical” повысила загрузку мощностей на этом заводе и таким образом сохранила низкий уровень затрат капитала.

5. Обход политических  барьеров и мер  по контролю.

Основным мотивом  японских автомобильных фирм для  организации производства автомашин  в США было желание обойти импортные  квоты на этот товар. Сейчас “Honda”, “Nissan”, “Toyota”, “Mazda” и “Mitsubishi” собирают автомобили или грузовики в соединенных Штатах. Одним из факторов, которой подтолкнул производителей медикаментов американскую фирму “SmithKline” и британскую фирму “Beecham” к слиянию, было их желание избежать лицензионных и регулирующих препятствий на своих крупнейших рынках - в Западной Европе и США. Сейчас компания “SmithKline Beecham” может сама определить свое участие на внутренних рынках как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Наконец, когда германская BASF запустила биотехнологические исследования у себя на родине, она столкнулась с юридическими и политическими претензиями со стороны экологически обеспокоенного движения «зеленых». В 1990г. BASF перенесла свои исследования по раковым болезням и заболеваниям иммунной системы в две лаборатории в пригороде Бостона. Это место было привлекательно не только из-за большого числа инженеров и ученых, но и потому, что здесь практикуются лучшие способы решения судебных споров в данной области, включая вопросы безопасности защиты прав животных и окружающей среды. «Мы решили, что будет лучше иметь лабораторию, расположенную там где у нас будет меньше беспокойств относительно того, что произойдет в будущем»,-- сказал Рольф-Дитер Аккер, директор по биотехнологическим исследованиям фирмы ВАSF.

6. Диверсификация.

Организуя производство и сбытовую сеть по всему миру, фирмы  могут подстраховываться от влияния неблагоприятных экономических тенденций в какой-либо одной стране. Например, “General Motors” смягчила падение объема реализации в США в период спада в 1990-1991гг. за счет роста объема реализации своих европейских дочерних предприятий. В целом географическая диверсификация работает на компанию, поскольку экономические спады и подъемы в разных странах не полностью связаны друг с другом (положительно коррелируют), несмотря на тесные взаимосвязи в мировой экономике.

Прошедшее десятилетие  продемонстрировало растущий объем  инвестиций зарубежных корпораций в  Соединенных Штатах. Эти «обратные» инвестиции, которые являются предметом  растущего внимания официальных  государственных деятелей США, и  в самом деле росли более высоким  темпом в последние несколько  лет, чем зарубежные капиталовложения американских корпораций. Подобные тенденции  важны из-за их значения для размывания традиционной доктрины независимости  и опоры на собственные силы, которая  всегда была отличительным признаком  политики США. Поскольку корпорации США с их огромными зарубежными  операциями, как говорят, используют свою экономическую мощь для оказания политического и экономического влияния на правительства принимающей  страны во многих частях мира, существуют опасения, что иностранные корпорации постараются приобрести такое же влияние на политику США. Однако подобное развитие событий предполагает растущую степень взаимовлияния и взаимозависимости  между коммерческими предприя-тиями и странами, против чего США не имеют защиты.

В последние  три года произошли весьма драматичные  международные изменения, включая  начавшийся переход к рыночной экономике в бывшем Советском Союзе, крах коммунизма в странах Восточной Европы, объединение Германии. В будущем ожидается учреждение Европейским сообществом единой евровалюты, создание механизма помощи жаждущим товаров и капиталов станам Восточной Европы. Произошла также война с Ираком и продолжались волнения на Ближнем Востоке. Эти, а также грядущие события окажут влияние на мировое хозяйство.

Важные вопросы  были подняты на экономическом совещании  в июле 1991г. в Лондоне. Лидеры стран  Большой семерки (США, Япония, Великобритании, Франция, Италия, Канада, Германия) обсуждали  главные изменения в связях Восток--Запад, а также способы оказания помощи странам бывшего Советского Союза  для подъема их экономики. Особо  важными были дискуссии о том, каким образом подготовиться  к этому «новому» мировому порядку, где скорей торго-вля, а не политика, будет определять взаимосвязи между народами и странами.

Особенности финансового менеджмента  в транснациональной  корпорации

Существуют некоторые  проблемы, связанные именно с международной средой, которые увеличивают сложность работы менеджера в транснациональной корпорации и часто заставляют его менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные варианты действий. Шесть главных факторов отличают управление финансами фирмы, которая оперирует в нескольких странах, от управления финансами, которое практикуют фирмы, действующие только в пределах одной страны.

1. Различные валюты. Потоки денежных средств от различных подразделений транснациональной корпорации будут выражаться в разных валютах. Следовательно, анализ обменных курсов, а также влияние колебаний ценности валют должны быть включены в финансовый анализ.

2. Разнообразие экономических и юридических систем. Каждая страна, в которой действует такая фирма, имеет свои собственные неповторимые политические и экономические институты, и институциональные различия между странами могут создать существенные трудности, когда корпорация попытается координировать и контролировать операции своих дочерних компаний по всему миру. Например, различия в налоговом законодательстве между странами могу привести к тому, что экономическая сделка будет иметь удивительно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла. Аналогично различия в юридических системах принимающих стран, такие как система общего права в Великобритании по сравнению с Гражданским кодексом Франции, усложняют многие дела начиная с простой записи о заключении сделки до роли, которую играет суд в разрешении споров. Такие различия могут ограничить гибкость транснациональной корпорации в размещении ресурсов по ее усмотрению и могут даже сделать незаконными процедуры, выполняемые одним подразделением такой компании, для других ее подразделений. Эти различия также могут создать затруднения для исполнителей, обученных в одной стране, при совершении операций в другой стране.

3. Языковые различия. Способность общаться является критически важной при всех деловых сделках, и здесь жители США часто находятся в худшем положении, поскольку мы, как правило, владеем хорошо только английским языком, в то время как деловые люди из Европы в Японии обычно знают несколько языков, включая английский. Таким образом, они могут входить на наш рынок более легко, чем мы проникаем на их рынке. Важность этого фактора не может быть чересчур переоценена.

4. Культурные различия. Даже внутри географических регионов, которые давно рассматриваются как относительно однородные, разные страны имеют неповторимое культурное наследие, которое формирует ценности и влияет на роль бизнеса в обществе. Транснациональные корпорации обнаруживают, что такие вопросы, как определение подходящих целей фирмы, отношение к принятию риска, отношения с наемными работниками, способность отсекать неприбыльные операции и т. д., могут варьировать весьма значительно от страны к стране.

5. Роль правительства. Большинство традиционных моделей в области финансов предполагает существование конкурентного рынка, на котором условия торговли определяются самими участниками. Вследствие своей власти устанавливать основные правила поведения правительство вовлечено в рыночный процесс, но его участие минимально. Таким образом, рынок является как первичным барометром успеха, так и индикатором действий, которые должны быть предприняты для сохранения своей конкурентоспособности. Такой взгляд на рыночный процесс обоснованно правилен для Соединенных Штатов и некоторых других главных западных индустриальных стран, но он неточно описывает ситуацию в большинстве стран мира. Часто условия, в которых конкурируют компании, действия, которые следует предпринять или избегать, условия торговли по разнообразным сделкам определяются не на месте совершения этих рыночных операций, а посредством прямых переговоров между правительством принимающей страны и транснациональной корпорацией. Этот политический процесс является жизненно важным, и его нужно рассматривать как таковой. Таким образом, наши традиционные финансовые модели должны быть пересмотрены, чтобы включить в них политические и другие внеэкономические аспекты процесса принятия решения.

6. Политический риск. Отличительная характеристика страны состоит в том, что она осуществляет суверенитет над народом и собственностью на определенной территории. Следовательно, страна свободна накладывать ограничения на перевод ресурсов корпорации и даже проводить экспроприацию активов иностранной фирмы без выплаты компенсации. Это называется политическим риском, и он имеет тенденцию оставаться преимущественно постоянной, а не переменной величиной, которую можно изменить путем переговоров. Политический риск меняется от страны к стране, и его следует прямо включать в любой финансовый анализ. Другой аспект политического риска - это терроризм против фирм США или их сотрудников за рубежом. Например, американских сотрудников неоднократно похищали и держали ради выкупа в ряде стран Южной Америки.

Эти шесть факторов усложняют управление финансами  в транснациональных корпорациях  и увеличивают риски, с которыми сталкиваются фирмы, вовлеченные в международный бизнес. Однако перспективы высоких прибылей часто делают приемлемым для фирм принятие этих рисков и необходимым изучение того, как минимизировать их или хотя бы уживаться с ними.

Информация о работе Транснациональные корпорации