Средневековые деньги Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть значение денег в Европе в средние века.
Задача поставленной работы в том, чтобы увидеть разнообразие форм средневековых денег и их изображение на монетах. А также рассмотреть эволюцию денежных систем в Европе, чеканку монет и саму экономику средних веков.

Содержание

Введение 3
Монеты средневековой Европы 4
Имперский серебряный денарий 6
Изображения на монетах 8
Эволюция денежных систем в Европе. Экономика средних веков. Чеканка в средние века в Европе. 9
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

реферат по фдк.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Сыктывкарский государственный  университет

Финансово – экономический факультет

Кафедра налогов и налогообложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: История финансов, денег и кредиту 

На тему: Средневековые деньги Европы 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 417 группы

Берденькова Ольга Сергеевна 

Проверила:

преподаватель

Кучерина  Наталья Валерьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Сыктывкар 2010г.

Содержание: 

Введение            3 

  1. Монеты  средневековой Европы        4
  2. Имперский серебряный денарий        6
  3. Изображения на монетах         8
  4. Эволюция денежных систем в Европе. Экономика средних веков. Чеканка в средние века в Европе.         9

Заключение                     11

Список литературы                    12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Деньги  – это специфический  товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Значение денег на сегодняшний день очень много. Можно также выделить и такие: деньги – это экономическая категория, в которой проявляются и при участии которых строятся общественные отношения. Деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

В средние  века деньги имели важное значение для того времени. Так как они имели важный посреднеческих характер в торговле, экономике и т.д.

     Цель  работы: рассмотреть значение денег в Европе в средние века.

     Задача  поставленной работы в том, чтобы увидеть разнообразие форм средневековых денег и их изображение на монетах. А также рассмотреть эволюцию денежных систем в Европе, чеканку монет и саму экономику средних веков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Монеты  средневековой Европы
 

   С крушением Западной Римской империи  античные традиции монетного дела не исчезли. Наводнившие Европу «варвары»  создали свои королевства, чеканившие монеты в подражание римлянам. Позже, в эпоху феодальной раздробленности, количество эмитентов (обладателей  права чеканки) многократно возросло, однако внешний вид монет и  их функции остались неизменными  вплоть до нашего времени.

   При всём множестве денежных систем Средневековья  в разные периоды выделялись те или  иные «главные» монеты, как правило, принадлежавшие самым могущественным или богатым государствам.

   Именно  они служили средством международного обмена и образцом для подражания. До VIII в. таковым был римский золотой  солид (в Византии его называли греческим  словом «номисма»). В VIII—XIII вв. ту же роль играл серебряный денарий, выпуск которого начался в империи Каролингов и продолжился в сотнях феодальных владений. В XIII—XVI вв. наступил этап конкуренции  североевропейского серебряного гроша  и золотых монет — флорина  и дуката. Последний этап средневекового монетного дела связан с универсальной  денежной единицей — серебряным талером, чеканившимся в разных странах Европы вплоть до XIX в.

     В захваченных варварами римских  провинциях существовала относительно стройная денежная система. В основе её лежали золотой солид с его  фракциями — семсисом и триенсом (или тремиссом) — и серебряный денарий, в конце существования империи составлявший 1/40 стоимости солида. Этим образцам в меру сил подражали монеты «варварских» народов: вандалов, вестготов, свевов, лангобардов. Часто они буквально воспроизводили внешний вид римских монет

     Например, первые вестготские монеты начала VI в. полностью копировали восточноримские (византийские) золотые триенсы с  изображением императора Анастасия I Дикора (491—518 гг.) и крылатой богини победы Виктории. На них по-прежнему чеканилось имя императора, которое только в 511 г. сменилось именем короля Амалариха. Со времён Леовигильда (568— 586 гг.) на монетах  стали вместо императора изображать короля вестготов, а языческую Викторию заменили ступенчатым крестом —  символом христианской секты ариан, к которой принадлежали готские  правители. Триенсы готов чеканились на 60 монетных дворах Испании (большинство  из них существовало ещё в римское  время).

     Позже, чем другие варвары, свои деньги начали чеканить англосаксы, захватившие в V—VI вв. большую часть Англии. Около 600 г. в Кентербери, столице королевства  Кент, появились собственные золотые  солиды и триенсы римского образца. В Британии серебра было значительно  больше, чем золота, поэтому скоро  главной монетой здесь стал серебряный скеат (по-англосаксонски «щит»). Эти  маленькие, чуть больше сантиметра в  диаметре, монетки имели неправильную форму и несли на себе предельно  стилизованные изображения: обычно имена правителей, выполненные латинскими буквами или руническими письменами. В Нортумбрии, на севере Англии, чеканились также крупные медные монеты под  названием «стика». В богатых  городах Лондоне и Йорке время  от времени продолжали выпускаться  медные монеты. В IX в. разнообразные  денежные системы англосаксонских  королевств вытеснил каролингский денарий.

     Галлия  в VI в. была захвачена франками во главе  с династией Меровингов. В этой стране сохранилось немало римских  монетных дворов, продолжавших штамповать золотые солиды и триенсы. Выпуск серебряной и медной монет прекратился, внутренняя торговля сменилась натуральным  обменом. На франкских монетах также  изображалась богиня Виктория, а с  середины VI в. — христианский крест. Вначале солид весил 4,55 г, но при  короле Хлотаре II (613—629 гг.) его вес  был официально снижен до 3,18 г. Позже  эта монета «похудела» ещё больше и вышла из обращения, уступив  место более мелкому тремиссу. В VI в. вновь начали выпускаться серебряные и медные монеты, на которых раньше, чем на золотых, появились портреты и имена франкских королей. В следующем столетии королевская власть ослабла, и право чеканки монет стали присваивать отдельные феодалы, церковные иерархи и просто владельцы монетных дворов, которых во Франции насчитывалось больше тысячи. Их монеты были похожи друг на друга: голова абстрактного сеньора, имя монетария, иногда название места выпуска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Имперский серебряный денарий
 

Имперский серебряный денарий - образец для  европейских монет

     В X столетии империя Каролингов распалась  на отдельные феодальные владения, формально объединённые под властью  королей Франции и императоров  Священной Римской империи. Каждый крупный владетель чеканил свои монеты, образцом для которых становился имперский серебряный денарий. В  Германии его называли «пфенниг» (происхождение  слова до сих пор неясно). При  императорах Саксонской династии (919—1024 гг.) выпускались рандпфенниги с  широким расплющенным краем (Капе по-немецки  «край»). На них по каролингскому  образцу изображались крест и  фасад храма, но Оттон I (936—973 гг.) приказал заменить их на погрудный портрет  императора. Большая часть этих монет  выпускалась в Кёльне и имела  вес 1,45 г, который не менялся вплоть до XIII в. Кроме пфеннигов или денариев на имперских монетных дворах выпускались  их фракции — серебряные оболы  и квадранты.

     Вскоре  право чеканки монет получили духовные князья — архиепископы Кёльна и Майнца, епископы Вормса и другие, а затем и светские феодалы. В XII в. власть императора ослабела, и  чеканка денег почти полностью  перешла в руки местных сеньоров. В погоне за прибылью они портили  монету, и престиж имперского денария  упал.

     Во  Франции денарий, или денье, оставался  главной монетой вплоть до 1266 г. Вначале  он чеканился из полновесного серебра, а потом из биллона — сплава серебра и меди. Уже в X в. большую  часть денариев выпускали не короли, а местные феодалы, которые, однако, маскировали свои изделия именами  французских монархов и даже римских  императоров. В редких случаях на монетах чеканились монограммы сеньоров или названия монетных дворов, а  кроме того, кресты, храмы, городские  ворота и другие символические изображения. Филипп II Август (1180—1223 гг.) значительно  расширил королевский домен и  укрепил престиж государственных  денег, основав новые монетные дворы. Один из них, в Туре, снабжал турскими денье центр Франции, в то время  как на севере был в ходу парижский  денье. Король Людовик IX Святой (1226—1270 гг.) своим указом предоставил королевской  монете право хождения на всей территории Франции. Вместе с тем могущественные сеньоры продолжали выпускать монеты с собственными символами: храм —  у графов Нормандских, звезда и полумесяц  — у графов Тулузских, лев —  у герцогов Бретонских.

     Около 760 г. Англия начала выпуск собственных  денариев, получивших название «пенни» (от немецкого «пфенниг»). Эти монеты несли на аверсе портрет правителя  и его имя, на реверсе — крест  и название места чеканки, имели  диаметр около 2 см и вес от 1,02 до 1,45 г.  При короле Этельреде II (978—1016 гг.) Англия вынуждена была выплачивать  ежегодную дань завоевателям-викингам — так называемые датские деньги, что привело к резкому увеличению выпуска монет и росту числа  монетных дворов. После нормандского завоевания 1066 г. вид монет не слишком  изменился: на аверсе — голова короля в короне, а на реверсе — крест  с короткими концами. По-французски эти монеты назывались «эстерлин», отчего произошло их английское наименование «стерлинг». В 1247 г. форма креста изменилась: его концы удлинились и стали  доходить до краёв монеты. В таком  виде стерлинги, или пенни, выпускались  до XV в. в сочетании с полупенсами  и фартингами (четверть пенни). Они  по-прежнему делались из полновесного серебра, однако вес их постепенно уменьшился до 0,55 г. Слабая королевская власть в Средние века не позволяла контролировать вес и пробу монет, что позволяло  феодалам безнаказанно портить их. То же делали и работники монетных дворов, которые уменьшали вес  монет или подмешивали в серебро  другие металлы — медь и бронзу. Порчей денег не брезговали даже монархи, например Филипп IV Красивый (1285—1314 гг.), которого подданные прозвали Фальшивомонетчиком. В то же время королевская власть стремилась поддерживать стабильность денежной системы. Для этого во Франции  и ряде других стран периодически проводилась реновация — обмен старой монеты, включая порченую, на новую по определённому курсу. Однако новая монета портилась так же быстро. То же происходило в Германии, где центральной власти не было. В XIII в. немецкие города и отдельные князья начали объединяться в монетные союзы, которые пытались регулировать качество денег. В 1387 г. такой союз был создан в Эльзасе, в 1396 г. — в Швабии и Франконии. Их эмиссары взвешивали монеты и изымали из обращения те, что «потянули» меньше нормы. Этому сопротивлялись местные сеньоры, часто получавшие выгоду от порчи монеты.

     В XII в. в Западной Европе резко увеличился объём внутренней и внешней торговли. Благодаря Крестовым походам  открылось торговое сообщение с  Востоком. Росли и богатели города — центры ремесла. Всё это привело  к росту объёма монетного производства. Несмотря на открытие новых рудников, серебра остро не хватало. К тому же увеличение скорости оборота денег  вело к тому, что мягкий металл буквально  «таял» в руках: монеты становились  всё меньше и легче.

     В середине XII в. в Германии и Скандинавии  появились брактеаты (от лат. bractea —  «тонкая пластинка») — тончайшие  серебряные пластинки, изображение  на которых чеканилось (точнее, выдавливалось) только с одной стороны. По закону брактеаты полагалось принимать  за ту же цену, что и обычные монеты, но мало кто хотел это делать. Их появление стало завершающим  аккордом разрушения денария как  денежного эталона с определённым весом. Вскоре в одной только Германии возникло более 300 весовых стандартов монет. Разобраться в их стоимости  теперь могли лишь менялы, ставшие  непременными участниками торговых операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Изображения на монетах

   В этой главе мы рассмотрим изображения  на монетах разных стран, хоть это  и не будет относится к средним  векам, но стоит отметить эту главу.

На реверсе  монет всех доаоинств - от 2 евро до 1 цента - изображена карта Европейского сообщества на фоне поперечных полос, пересекающих звёзды европейского флага; всего их 1 2 - по числу стран-участниц. Эти звёзды можно увидеть и  на аверсе - там они расположены  по кругу. На монетах в 1, 2 и 5 центов Европа показана на глобусе, что подчёркивает её место в мире. 10-, 20- и 50-центовые представляют Европу как объединение  наций. Монеты достоинством в 1 и 2 евро изображают Европу без границ между  странами.

     В правой части каждой монеты виден  значок, похожий на цифру 4. На самом  деле это стилизованное изображение  двух латинских I- по имени и фамилии  фламандского художника-дизайнера  Люка Лейкса (Luc Luycx), работающего на Королевском бельгийском монетном дворе. Именно он создал облик «европейской»  составляющей монет. Что же касается «национальных» особенностей, то здесь  наблюдается значительное разнообразие.

Так, в  Австрии на 2 евро - портрет Берты  фон Зутнер (1843-1914), австрийской писательницы, лауреата Нобелевской премии мира. В 1890 г. она основала Австрийское  общество защиты мира, которое с 1964 г. носит её имя. С деятельности Зутнер начинается история пацифистского  движения Австрии. Памятник ей установлен в Вене. В Германии на 1, 2, 5 центах - веточка дуба, напоминающая немцам об аналогичном рисунке на вышедших из обращения пфеннигах. Только в  Германии для каждого номинала предусмотрены  пять вариантов заготовок с одной  и той же датой выпуска, что  связано с чеканкой монет на раз­ных  монетных дворах. Монетный двор по традиции обозначается одной буквой: А - Берлин, D- Мюнхен, Г - Карлсруэ, G -Штутгарт, 1 - Гамбург.

Информация о работе Средневековые деньги Европы